| Стaтья: Тяжела и неказиста жизнь бедняги соционика. |
Justas
"Робеспьер"
Сообщений: 11/0
|
Психоанализ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД и, главным образом, функциональными искажениями (всевозможные механизмы компенсации), связанными с подавлением СУПЕРИД блоком СУПЕРЭГО. Когда во время сеанса психоанализа удается разблокировать СУПЕРИД пациента, его индивидуальная жизнедеятельность проявляется полнее и пациенту становится легче. И очень хорошо пациенту становится, когда психоаналитик является его дуалом, поскольку успешно происходит воздействие на суггестивную функцию пациента со стороны самой сильной, интеллектуальной, функции психотерапевта. (Здесь нужно отметить, что дуальность психоаналитика и пациента зачастую порождает иную, этическую, проблему в психоанализе, выявленную еще Фрейдом и названную неврозом переноса, а именно: эмоциональную захваченность пациента аналитиком.) Однако после сеанса пациент попадает в свою привычную среду, которая в полной мере включает блок СУПЕРЭГО и, следовательно, – механизм подавления СУПЕРИД. Поскольку механизм подавления действует по типу условного рефлекса, а содержание сферы подсознательной мотивации (информационная наполненность СУПЕРИД) неисчерпаемо, психоанализ может длиться на протяжении всей жизни пациента. Все зависит от неисчерпаемости терпения и кошелька пациента.
Для соционика главное – точно поставить диагноз. Лечение – дело рук самого клиента. Знать свою психическую природу и вести себя в соответствии с ней – это и есть лечение или, если угодно, способ достижения душевного равновесия и гармонизации личности. Одним словом, против природы не попрешь. И нужно ли? Чтобы самопроизвольно, естественно исправить искажения ТИМа психики, необходимо лишь найти адекватную своему ТИМу среду и заняться соответствующей своему типу деятельностью.
Поскольку задача нахождения адекватной своему ТИМу среды задача архисложнейшая, практически неосуществимая, и поскольку психоанализ есть до сих пор прочно утвердившееся направление в прикладной психологии – соционика же еще весьма и весьма далека от этого – господствует, увы, психоанализ и его многочисленные ответвления. И в этом положении немаловажную роль играют банальные жизненные (материальные) интересы. В заключении хочется напомнить один анекдот об умирающем психоаналитике. У смертного одра психоаналитика собрались три его сына. «Тебе, – обращается он к старшему сыну, – как самому хозяйственному, я оставляю дом. Тебе, – указывает он на среднего, – как самому сметливому я завещаю свои банковские вклады. А тебе, мой любимый младший сын, я оставляю своих пациентов, они будут кормить тебя всю жизнь».
16 Мар 2005 14:16
|
Wawan
"Достоевский"
Сообщений: 128/0
|
Justas, а Вы уверены, что ИД у Фрейда и блок ИД в Модели А у Аугусты - одно и то же? Называют ли они один и тот же субъект в структуре психики?
17 Мар 2005 01:09
|
Justas
"Робеспьер"
Сообщений: 12/0
|
Конечно же не уверен. Поскольку понятие ИД придумано не мной, а З. Фрейдом, а затем позаимствовано у него при создании модели ИМ психики Аугустинавичюте, то этот терминологический вопрос скорей адресуйте ей. А называют они не субъект, а функцию активации (она же мотивация или, если угодно, актуализация жизненных потребностей) в структуре психики.
17 Мар 2005 04:58
|
Wawan
"Достоевский"
Сообщений: 129/0
|
16 Мар 2005 16:58 Justas сказал(а): а затем позаимствовано у него при создании модели ИМ
Название позаимствовано, а вот объект оно называет совсем другой. Вот Вы пишете - "функцию активации" этим словом называют. А у Фрейда нет никаких функций активации, он этим словом нечто другое называет. Поэтому, мне кажется, нельзя сказать что "... Психоанализ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД..." Он просто не знает ни блоков ни тем более, искажений в этих блоках. Вот что Вы скажете, если уравнять (условно пока что) ТИМ и фрейдовский ИД? ИД=ТИМ? То есть, бессознательному (ИД) отдать ответственность за ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ информационного метаболизма именно в соответствии с ТИМом человека, с Моделью А? Ведь работу функций в Модели А худо-бедно мы можем отследить с какой нужно частотой - вопрос навыка. А вот заставить Модель А работать по-другому ну никак не можем - это действительно не поддаётся осознанию, и алгоритм лежит в бессознательной области.
Вот ещё по сути статьи размышления какие есть... Как-то пессимистично выглядит у Вас процесс разговора с собственной психикой. Если пойдёшь к психоаналитику - то улучшение возможно только в кабинете, а придя домой (в свою среду) всё опять плохо. Надо менять среду параллельно с консультированием. Если самоанализом займёшься прямо в своей среде (например, соционикой), то максимум что сможешь осознать - это то, что среду надо сменить, опять же. То есть, необходимость смены среды и одновременно невозможность этого ставят крест на всяких усилиях "... достижения душевного равновесия и гармонизации личности..." Печально как-то...
Мне кажется, всё не так печально-то. Психоанализ, равно как и самоанализ, надо пользовать для адаптации человека к среде. Тогда он будет способен в существующей среде находить возможности для своей гармонизации. Как считаете?
17 Мар 2005 05:32
|
Justas
"Робеспьер"
Сообщений: 13/0
|
По поводу Ваших теоретических размышлизмов могу лишь заметить: читайте первоисточники вдумчиво и внимательно. Это даст Вам более глубокое понимание автора и избавит от отсебятины. По поводу пессиммзма. Любая проблема, если смотреть на нее исключительно изнутри, ведет только к пессимизму. Давайте пробовать смотреть сверху! Для адаптации человека к среде можно использовать неограниченное число возможностей и даже независимо от ТИМов. И эти возможности он (человек) несомненно неосознанно или интуитивно использует. Только какое касательство это имеет к соционике, провозгласившей оптимальность взаимоотношений в зависимости от сочетания ПРИРОДНЫХ ТИМов?
17 Мар 2005 07:56
|
Wawan
"Достоевский"
Сообщений: 130/0
|
16 Мар 2005 19:57 Justas сказал(а): какое касательство это имеет к соционике, провозгласившей оптимальность взаимоотношений в зависимости от сочетания ПРИРОДНЫХ ТИМов?
Никакого, согласен. Оно имеет отношение не к соционике, а к Вашей статье, в которой пишется не про оптимальность отношений, а про "... лечение или, если угодно, способ достижения душевного равновесия и гармонизации личности..."
Если я правильно понял Вас (про первоисточники), то вот это взято у какого-то автора: "... Психоанализ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД (и т. д.)..." У какого? Я действительно был бы непрочь взглянуть на первоисточник.
17 Мар 2005 23:33
|
Vladimir_Mironov
"Джек"
Сообщений: 435/0
|
16 Мар 2005 02:16 Justas сказал(а): Для соционика главное – точно поставить диагноз.
Давайте разбираться по порядку.
1. Соционик не ставит диагнозы. Соционик выдвигает версии относительно тима диагностируемого. 2. Для соционика важно объяснить человеку, что означает буквенный код (или название ТИМа), в чем выражаются особенности его тима (в противном случае мы оставляем человека в неведении (особенно это тяжко для ЭСИ и ЛСИ) и что у других все по другому. И это основа соционической толерантности.
Лечение – дело рук самого клиента.
Это, с моей точки зрения, соционический непрофессионализм.
Знать свою психическую природу и вести себя в соответствии с ней – это и есть лечение или, если угодно, способ достижения душевного равновесия и гармонизации личности.
Не совсем корректно, я бы сказал осознавать протекающие психические процессы. Вывести их из области бессознательных реакций.
Вести себя можно как угодно. Скажу более, если человек осваивает режим работы разных функций и умеет осознанно в эти режимы входить, то как минимум он становится психологически пластичен. Я бы сказал, расширяет свое психологическое пространство. Важно понимать, что при этом происходит.
Одним словом, против природы не попрешь. И нужно ли?
Ваши слова, да большинству бы в уши. Если б Вы знали сколь много людей "прут против природы"... Насилуя и ломая себя в прямом и переносном смысле. Чтобы самопроизвольно, естественно исправить искажения ТИМа психики, необходимо лишь найти адекватную своему ТИМу среду и заняться соответствующей своему типу деятельностью.
Ничего подобного. Это тяжелая внутренняя психологическая работа. Самопроизвольно вообще ничего не происходит в этом мире. Искажения психики не выправляются никакой средой, если челоек этого не хочет. Если бы Вы знали, mon cher, как много людей оправдывают свои слабости и нежелание решать свои проблемы масками, которые они нацепили на себя. Смотреть на это равнодушно... по крайней мере. у меня не получается.
А последнее предложение... Хочется наговорить массу резких слов. Но перед Анфисой будет стыдно. Человек любого типа может быть успешен во многих областях жизнедеятельности, разница в том, как он будет достигать этой успешности, какими инструментами (какими функциями в ведущем блоке) он будет пользоваться.
18 Мар 2005 23:52
|
irina-li
"Робеспьер"
Сообщений: 19/0
|
16 Мар 2005 02:16 Justas сказал(а): Психоанализ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД... Когда во время сеанса психоанализа удается разблокировать СУПЕРИД пациента, его индивидуальная жизнедеятельность проявляется полнее и пациенту становится легче.
Юстас! Меня Ваша статья тоже несколько озадачила. Насколько мне известно, Психоанализ - это направление в психологии, разработанное Фрейдом. А у Фрейда нет термина "суперид". Ну, просто не существует, и все тут. У него есть Эго (Я), Ид (Оно) и Суперэго (Сверх-Я) Термин СУПЕРИД ввела Аушра. И это чисто соционический термин.
А Вы, уважаемый Юстас, пишите: "ПСИХОАНАЛИЗ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД".
Получается, что психоанализ и соционика уже слились в братском объятии, и существует некая новая микст-дисциплина, о которой я просто ничего не знаю. Пожалуйста, Юстас, если это не секрет, поведайте мне хотя бы о ее названии. Я уж дальше сама поищу по Яндексу.
19 Мар 2005 02:53
|
zuich
"Робеспьер"
Сообщений: 228/0
|
18 Мар 2005 14:54 irina-li сказал(а): Юстас! Меня Ваша статья тоже несколько озадачила. Насколько мне известно, Психоанализ - это направление в психологии, разработанное Фрейдом. А у Фрейда нет термина "суперид". Ну, просто не существует, и все тут. У него есть Эго (Я), Ид (Оно) и Суперэго (Сверх-Я) Термин СУПЕРИД ввела Аушра. И это чисто соционический термин.
А вот почему то думал, да и думаю , что СУПЕРИД ввел Юнг.
Вообще между названиями блоков в соционике и этими терминами существует связь. Да и Аушра бы не брала этих названий просто так, она даже Психологическую вертность переименовала, так как вкладывала в это понятие отличный смысл.
19 Мар 2005 06:27
|
irina-li
"Робеспьер"
Сообщений: 21/0
|
18 Мар 2005 18:28 zuich сказал(а): А вот почему то думал, да и думаю , что СУПЕРИД ввел Юнг.
Да и Аушра... вкладывала в это понятие отличный смысл.
Прикалываетесь, да? А вот про "отличный смысл" я могу Вам сказать, что очень хорошо помню компанию Хопёр, акции которой купил мой муж. Помню даже, что в телерекламе Саша (тогда он был мужем Лолиты) говорил: "Хопёр-инвест - отличная компания", а Лолита вторила ему не в лад и невпопад: "от других!" И все это за шутку принимали. Мол, хохмят артисты. Да ведь и жанр у них такой был: хохмоватый, с подмигиваниями. Ну, а потом все поняли, что Саша с Лолитой на полном серьезе всех предупреждали, что, мол, компания эта от других отличается чем-то. И вовсе не обязатьельно, что в лучшую сторону. Так ВЫ, Zuich, какой из двух смыслов слова "отличный" имели в виду, когда об СУПЕРИДе Аушры писали?
Впрочем, кто Вас, мужчин, поймет? У Вас ведь душа-то - по Юнгу - женская, нежная! А может, Вы и не прикалываетесь вовсе, а всерьез думаете, что это Юнг ввел понятие "суперид"? А я тут сижу и пытаюсь разобраться в Ваших полунамеках и подмигиваниях.
В общем, решила я Вам на Ваши несерьезные подмигивания все же ответить серьезно и тяжеловесно, по-Робеспьерски: Дорогой Zuich! Нет никакого СУПЕРИДА ни у Фрейда, ни у Юнга, ни у Адлера. И больше не шутите так, пожалуйста! Я все-таки, не Гюго, не Дюма и даже не Гексли. И, В ОТЛИЧИЕ от этих веселых людей, юморески про "ОТЛИЧНЫЕ компании" и про "ОТЛИЧНЫЕ смыслы" с большим напряжением воспринимаю. Волноваться даже начинаю! А это для меня в моем солидном возрасте, как говорят врачи, опасно.
19 Мар 2005 14:07
|
zuich
"Робеспьер"
Сообщений: 229/0
|
19 Мар 2005 02:07 irina-li сказал(а): Прикалываетесь, да? .........
В общем, решила я Вам на Ваши несерьезные подмигивания все же ответить серьезно и тяжеловесно, по-Робеспьерски: Дорогой Zuich! Нет никакого СУПЕРИДА ни у Фрейда, ни у Юнга, ни у Адлера. И больше не шутите так, пожалуйста! Я все-таки, не Гюго, не Дюма и даже не Гексли. И, В ОТЛИЧИЕ от этих веселых людей, юморески про "ОТЛИЧНЫЕ компании" и про "ОТЛИЧНЫЕ смыслы" с большим напряжением воспринимаю. Волноваться даже начинаю! А это для меня в моем солидном возрасте, как говорят врачи, опасно.
Да уж какие тут приколы.
У Фрейда, в его психоанализе есть ЭГО - восприятие информации об окружающем мире и состоянии организма, сохранение её в памяти и регулирования ответных действий в интересах самосохранения. СУПЕР-ЭГО - моральные стандарты, запреты и поощерения, усваиваемые личностью большей частью бессознательнов процессевоспитания, прежде всего от родителей. ИД - средоточие слепых инстинктов, либо сeкcуальных, либо агресивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности.
Теперь Юнг в своей аналитической психологии. Целью психологического развития человека, является индивидуализация (СУПЕР_ИД) благодоря которой личностьреализует себя какуникальное неделимое целое.
Термин СУПЕР- ИД, пришло в соционику из психологии.
Теперь Психоанализ занимается искажениями в блоке активации СУПЕРИД
В психоанализе Фрейда действительно нет СУПЕРИДа, поэтому у Фрейда, человек всегда сeкcуально озабочен, точнее он находится в постоянно поиске, того, чего и сам не осознаёт. Сами догадайтесь что он ищет . А вот У Юнга человек уже более гармоничен, тоже подумайте почему?
20 Мар 2005 02:29
|
irina_li
"Робеспьер"
Сообщений: 1/0
|
Дорогой Zuich!
Если помните, то я спрашивала Justas'а о том, в какой конкретно теме по Глубинной психологии он встречался с термином СУПЕРИД?
Ни он, ни Вы мне на этот вопрос не ответили.
Я продолжаю утверждать (до тех пор, пока меня не ткнули носом в конкретное место в конкретной работе конкретного автора), что в классической глубинной психологии нет термина СУПЕРИД.
Теперь об Индивидуации. Sic! Во всех, изданных в нашей стране после перестройки работах Юнга (а до перестройки они ходили лишь в списках, и хранение их преследовалось властями) этот термин переведен именно так - И Н Д И В И Д У А Ц И Я.
Так как я читала Юнга, то об Индивидуации* и о Самости** (центральных понятиях аналитической психологии) представление имею. Поэтому вполне могу выполнить данное мне Вами задание - сделать сравнительный анализ двух - по сути дела - философских систем - Фрейдовской и Юнговской. Но оставлю это на потом (об этом будет мой следующий пост). А вот здесь и сейчас относительно Вас я должна заметить, что Юнга Вы, как мне кажется, читали весьма поверхностно. Этот вывод я сделала из того, что Вы не смогли верно воспроизвести написание одного из самых известных терминов Юнга, а также дали ему не вполне корректное определение.
И поэтому взамен Вашего определения Индивидуации (дабы не вводить в заблуждение заинтересованных читателей), я привожу более развернутое, составленное из текстов самого Карла Густава Юнга и известного исследователя Юнга Валерия Зеленского. _________________________________ *ИНДИВИДУАЦИЯ (Individuation), восамление — процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности. /В. Зеленский «Аналитическая психология. Словарь»/
Индивидуация — процесс образования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии ... Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом /Подчеркнуто мною. irina-li/. Различающим признаком здесь выступает отношение к норме. Индивидуальное никогда не является нормой. Лишь совокупность индивидуальных путей образует норму, но одновременно норма, претендующая на абсолютное значение, никуда не годится. Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. /К. Юнг «Психологические типы»/
Объединяющий аспект индивидуации выражен в самой этимологии слова «ин-дивидуация» in-dividuation (не-делимый). Здесь подчеркивается специфика процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т. е. отдельным нераздельным единством или «целым». В своих работах Юнг отмечал трудность разграничения понятий интеграции и индивидуации. /В. Зеленский «Аналитическая психология. Словарь»/ _______________________________________
И еще немножко об Индивидуации. Вот Вы пишите: "Целью психологического развития человека, является индивидуация (исправление мое. irina-li)".
А вот Юнг считал, что целью развития личности является становление Самости в процессе прохождения основных этапов индивидуации.
Раскрываю понятие "индивидуация" с этой точки зрения и привожу здесь ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ: - Осознание Тени и интеграция представленных в ней содержаний личного Бессознательного; - осознание и разрушение Персоны, исказающей подлинную сущность индивидуальности, дистанцирование от Персоны, отказ от проекций и проективных идентификаций; - "разбирательство" с Анимой или Анимусом, иссимиляция воплощаемых ими содержаний Коллективного бессознательного, установление связи с Бессознательным посредством интегрированных Анимы/Анимуса; - отказ от идентификации мана-личности и ассимиляция его содержаний Самостью как "средоточием" психики; - становление Самости, как полной, всесторонней и гармоничной индивидуальной целостности, истинной и автономной индивидуальности, не подверженной ничьим влияниям носительницы творческого потенциала. /Цитата дана по книге "Основы Юнгианского анализа сновидений", авторы Н. Калина и И. Тимощук, 1997/ Таким образом, получается, что у Юнга Индивидуация - это скорее "путь", чем центр стремления.
Впрочем, буду честной: очень часто у Юнга и в литературе о Юнге встречается выражение "Индивидуация Самости". Если бы Вы в своем высказывании употребили это выражение (и не переврали термин "индивидуация"), я была бы к Вам более лояльна.
"На посошок" - о Самости. ___________________________________ **Самость для К. Юнга - это психическая тотальность. Ее можно приравнять к древнеиндийскому понятию "атман" или древнекитайскгому понятию "дао". Самость не что иное, как психологическое понятие, выражающее сущность человека. Все начала его душевной жизни начинаются в этой точке. Все высшие и последние цели сводятся к ней. Самость, являясь высшей точкой духовного развития человека, представляет собой тот общезначимый идеал, который граничит с понятием "бог". В концепции К. Г. Юнга "самость" и "бог" выступают как тождественные понятия. Не случайно, описывая Самость, он замечал, что она в равной степени может быть названа "Богом внутри нас" или "Сосудом для милости Божией". /В. М. Лейбин. Цитата дана по Словарю Психоанализа, изданному в 1998 году под редакцией П. Гуревича/
20 Мар 2005 06:35
|
zuich
"Робеспьер"
Сообщений: 230/0
|
Я посмотрю один источник, если до библиотеки доберусь, но и без этого похоже что вы правы.
P.S. Спасибо за разъяснения
20 Мар 2005 13:50
|
irina_li
"Робеспьер"
Сообщений: 2/0
|
20 Мар 2005 01:50 zuich сказал(а): Я посмотрю один источник, если до библиотеки доберусь, но и без этого похоже что вы правы.
P.S. Спасибо за разъяснения
Пожалуйста! Всегда рада помочь.
PS. Я тут заодно еще материал по Юнгу оформила для желающих ознакомиться с его идеями. Но думаю, что в данной теме его помещать было бы нецелесообразно и некорректно. Загляните в новую тему, которую я откурою сегодня. С уважением Irina-li
20 Мар 2005 22:21
|
|