| Разумное и нравственное... |
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 221/183
|
Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
1 Июн 2008 00:15
|
gauss
"Максим"
Сообщений: 0/6
|
Разумно - это когда от содеянного всем будет хорошо. В это определение как раз попадает фраза «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим».
Нравственность - это когда ты на себя можешь взять ответственность сделать разумно.
1 Июн 2008 07:36
|
Asana
"Гексли"
Сообщений: 164/291
|
очень рациональный подход.
1 Июн 2008 16:09
|
Jirapha
"Драйзер"
Сообщений: 1/87
|
1 Июн 2008 00:15 flying-fish сказал(а): Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
Видимо во времена Толстого, было другое понятие "разумного" и "нравственного". Хотя нет, Идиот Достоевского был нравственным человеком, но даже тогда его никто не назвал бы разумным. Судя по всему, и в наше время нравственные поступки сильно отличаются от разумных. Например мальчик спас ребенка во время пожара, что безусловно нравственно, но разумно ли? Ведь он подвергал свою жизнь опасности?
2 Июн 2008 11:12
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 222/187
|
2 Июн 2008 11:12 Jirapha сказал(а): Видимо во времена Толстого, было другое понятие "разумного" и "нравственного".
Сейчас более трепетное отношение к человеческой жизни, чем во времена Толстого. Тогда умереть – как двумя пальцами щелкнуть: на дуэли, от родов, да вообще от любой болезни. Если здоровье не очень, любая простуда была чревата… Понимая, что их жизнь в любую секунду может оборваться, люди искали опору не в самой жизни, а в том, что как бы стоит над ней: честь, достоинство, репутация семьи, умение жертвовать собой и т. д. Чрезмерно печься о своем здоровье не считалось разумным, потому что кругом было полно опасностей для организма, и от всего не убережешься. А сейчас, когда появилась масса способов сохранить здоровье, гораздо больше ценится сама жизнь – физическое существование.
2 Июн 2008 11:42
|
Jirapha
"Драйзер"
Сообщений: 1/89
|
2 Июн 2008 11:43 flying-fish сказал(а): Сейчас более трепетное отношение к человеческой жизни, чем во времена Толстого. Тогда умереть – как двумя пальцами щелкнуть: на дуэли, от родов, да вообще от любой болезни. Если здоровье не очень, любая простуда была чревата… Понимая, что их жизнь в любую секунду может оборваться, люди искали опору не в самой жизни, а в том, что как бы стоит над ней: честь, достоинство, репутация семьи, умение жертвовать собой и т. д. Чрезмерно печься о своем здоровье не считалось разумным, потому что кругом было полно опасностей для организма, и от всего не убережешься. А сейчас, когда появилась масса способов сохранить здоровье, гораздо больше ценится сама жизнь – физическое существование.
Мне кажется, что "разумно" безусловно подходит к понятию "ценность жизни", но "нравственно" - нет, иногда "нравственнее" отдать жизнь за другого, чем "разумно" её сохранить. Короче эти понятия всё-таки не взаимосвязаны.
2 Июн 2008 13:03
|
J_e_n_n_y
"Гексли"
Сообщений: 0/16
|
Я соглашусь с тем, что писали выше. Поступать "разумно" - это, для меня действительно так, чтобы все остались довольно и ты в том числе, но при этом, что бы поступок не был глупым, хотя и глупо поступать тоже бывает разумно, все от ситуации зависит... А вот на счет "нравственно", так тут все зависит, я думаю, от каждого конкретно взятого человека, от его понятия "что такое хорошо и что такое плохо".
14 Июн 2008 00:03
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/228
|
1 Июн 2008 07:37 gauss сказал(а): Разумно - это когда от содеянного всем будет хорошо. В это определение как раз попадает фраза «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим».
Нравственность - это когда ты на себя можешь взять ответственность сделать разумно.
Историю Саваофа Бааловича я узнал сравнительно недавно. В незапамятные времена С. Б. Один был ведущим магом земного шара. Кристобаль Хунта и Жиан Жиакомо были учениками его учеников. Его именем заклинали нечисть. Его именем опечатывали сосуды с джиннами. Царь Соломон писал ему восторженные письма и возводил в его честь храмы. Он казался всемогущим. И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину стал всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном еще до ледникового периода, он обрел возможность творить любое чудо. Каждый из магов имеет свой предел. Некоторые не способны вывести растительность на ушах. Другие владеют обобщенным законом Ломоносова-Лавуазье, но бессильны перед вторым принципом термодинамики. Третьи -- их совсем немного -- могут, скажем, останавливать время, но только в римановом пространстве и ненадолго. Саваоф Баалович был всемогущ. Он мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог. И С. Б. Один навсегда оставил магию и стал заведующим отделом Технического Обслуживания НИИЧАВО...
19 Июн 2008 07:04
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/229
|
1 Июн 2008 00:15 flying-fish сказал(а): Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
из таких вот определений выросло море "нравственных" парадоксов
нравственна ли эфтаназия? если по просьбе больного и по диагнозу врача, то разумна нравственнен ли аборт? если мать наркоманка больная спидом - то вполне разумен
разум большей части основывается на фактах, в то время как нравственность - на тянущемся за собой традиционализме
вон в швейцарии запретили опыты на зелёных макаках - нравственники торжествуют, на ком теперь испытывать лекарства - я предлагаю на нравственниках
19 Июн 2008 07:10
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 583/157
|
понятия морали и нравственности считаю относительными
19 Июн 2008 09:57
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/232
|
19 Июн 2008 09:57 Cheshire сказал(а): понятия морали и нравственности считаю относительными
важно что бы судьи с тобой во мнении совпадали
19 Июн 2008 19:05
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 592/163
|
19 Июн 2008 19:06 Dart_Yoda сказал(а): важно что бы судьи с тобой во мнении совпадали
А причем тут судьи? ))) Всякие законы - это всего лишь компромиссный механизм для согласованного функционирования социума. За этим нет никаких высших соображений, кроме прагматизма.
Не говоря уже как менялись понятия того, что нравственно, что нет ))) Когда-то женщине ногу до щиколотки приоткрыть считалось безнравственным. )))
20 Июн 2008 10:10
|
BiJou
"Достоевский"
Сообщений: 693/178
|
1 Июн 2008 00:15 flying-fish сказал(а): Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
А где тут её нет? По-моему, всё правильно.
20 Июн 2008 11:22
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/256
|
20 Июн 2008 11:22 BiJou сказал(а): А где тут её нет? По-моему, всё правильно.
В смысле, где? Не совпадает, значит, разумное и нравственное, если в ущерб себе никто действовать не будет, даже если для других это полезно. Однако помочь страждущему – это нравственно, а равнодушие – безнравственно.
21 Июн 2008 00:16
|
BiJou
"Достоевский"
Сообщений: 693/195
|
Тут можно спорить. Нравственность - штука довольно глубокая. И мне кажется, она в самой своей сути - основана всё-таки на разумности. Разумно действовать не в ущерб себе. А почему помощь страждущему - это в ущерб себе? Ведь ущерб оценивается комплексно: сохранишь усилия, но, высокопарно говоря, разрушишь свою душу, нарушишь определенный этический закон, это вернется бумерангом, и т. д. Помощь только тогда помощь, когда она идет от желания. А локальный ущерб - он где-то убудет, а где-то прибудет. Это разумное перераспределение сил. Получается, помогающий действует на пользу и себе тоже. Если учитывать влияние всех-всех факторов, включая окружение, время, карму, в конце концов. Потому как разумно мыслить не только сиюминутными категориями, но и шире смотреть. Если этический закон неразумен - то он устарел или неверен
21 Июн 2008 01:22
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/257
|
21 Июн 2008 01:22 BiJou сказал(а): Помощь только тогда помощь, когда она идет от желания. А локальный ущерб - он где-то убудет, а где-то прибудет. Это разумное перераспределение сил. Получается, помогающий действует на пользу и себе тоже.
Вот как раз это понимание „высшего блага“ сейчас редко встречается. Нарушил планы, потерял время, деньги (или еще какие-то ресурсы), значит, невыгодно и неразумно. Помощь-то всё равно оказывают: ну как же, другу надо помочь! Но делают это с ощущением ущерба для себя. И смотрят на своего подопечного с опаской: Ну, всё? Или ему еще что-то понадобится?
21 Июн 2008 07:34
|
Limbo
"Бальзак"
Сообщений: 34/324
|
1 Июн 2008 00:15 flying-fish сказал(а): Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
На мой взгляд, в этих словах сделана слишком смелая попытка столкнуть принципиально разные философские категории. Даже в соционике, которой мы с вами занимаемся, плоскости этики и логики разделены не случайно. Да, я в курсе что этика и нравственность разные вещи, но я имею ввиду что такое разделение не просто отражает свойства психики человека, а скорее всего, имеет глубокий филосовский смысл. Разумность и нравственность у каждого будут свои, и точки их пересечения тоже. Так что фигней занимаемся
21 Июн 2008 12:45
|
BiJou
"Достоевский"
Сообщений: 693/198
|
21 Июн 2008 12:45 Limbo сказал(а): Даже в соционике, которой мы с вами занимаемся, плоскости этики и логики разделены не случайно. Да, я в курсе что этика и нравственность разные вещи, но я имею ввиду что такое разделение не просто отражает свойства психики человека, а скорее всего, имеет глубокий филосовский смысл.
Несомненно, имеет Только в соционике этика и логика не "разделены", а являются дополняющими функциями. То есть представляют собой диалектическое единство.
21 Июн 2008 13:16
|
Limbo
"Бальзак"
Сообщений: 35/326
|
21 Июн 2008 13:16 BiJou сказал(а): Несомненно, имеет Только в соционике этика и логика не "разделены", а являются дополняющими функциями. То есть представляют собой диалектическое единство.
Согласен. В этой фразе "разумное и нравственное всегда совпадают." как раз и делается слишком сильное обобщение. У великих людей тоже глупые мысли бывают Но, вроде бы он был этик? А логику понятно, что нравственность и разумность - пускай и пересекающиеся, но не совпадающие множества
21 Июн 2008 13:25
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/240
|
20 Июн 2008 10:10 Cheshire сказал(а): А причем тут судьи? ))) Всякие законы - это всего лишь компромиссный механизм для согласованного функционирования социума. За этим нет никаких высших соображений, кроме прагматизма.
Не говоря уже как менялись понятия того, что нравственно, что нет ))) Когда-то женщине ногу до щиколотки приоткрыть считалось безнравственным. )))
всякие законы подчинены не разуму а политике политика тоже разумна, но политический разум требует подчинения традициям
21 Июн 2008 23:02
|
BiJou
"Достоевский"
Сообщений: 693/201
|
21 Июн 2008 13:26 Limbo сказал(а): У великих людей тоже глупые мысли бывают
По-моему, это не глупая мысль. Я не знаю ни одного действующего нравственного принципа, который был бы неразумен.
21 Июн 2008 23:20
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/241
|
21 Июн 2008 23:20 BiJou сказал(а): По-моему, это не глупая мысль. Я не знаю ни одного действующего нравственного принципа, который был бы неразумен.
смотря что называть нравственным принципом
"если тебя ударили по правой щеке, подставь левую" как нравственный принцип весьма не разумен
21 Июн 2008 23:34
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 605/167
|
21 Июн 2008 23:02 Dart_Yoda сказал(а): всякие законы подчинены не разуму а политике политика тоже разумна, но политический разум требует подчинения традициям
Политика - это тоже компромисс и прагматизм ))) А традиции, хоть и могут устаревать и терять смысл, тоже не на ровном месте появились )))
Нету "морали" и "нравственности" как универсала. Точно так же как нет Добра и Зла с больших букв. Другое дело, что проявляя себя определенным образом по отношению к миру, надо быть готовым на ответную реакцию. )))
22 Июн 2008 11:00
|
JKJane
"Максим"
Сообщений: 2/29
|
21 Июн 2008 23:34 Dart_Yoda сказал(а): "если тебя ударили по правой щеке, подставь левую" как нравственный принцип весьма не разумен
Разумен, но вызывает субъективное неприятие Иными словами: очень хочется ответить пощечиной на пощечину, но в целях сохранения порядка в обществе этого делать не стоит, потому что если так будут делать все, то хана этому обществу Можно сколько угодно рассуждать о том, насколько это общество нужно каждому человеку, что оно ему дает и пр. - но абсолютно точно можно сказать одно: вне общества отдельному индивиду придется ой как несладко. Поэтому и приходится идти на определенные компромиссы.
22 Июн 2008 11:00 Cheshire сказал(а): Политика - это тоже компромисс и прагматизм ))) А традиции, хоть и могут устаревать и терять смысл, тоже не на ровном месте появились )))
Нету "морали" и "нравственности" как универсала. Точно так же как нет Добра и Зла с больших букв. Другое дело, что проявляя себя определенным образом по отношению к миру, надо быть готовым на ответную реакцию. )))
Лучше сказать сложно
22 Июн 2008 11:14
|
BiJou
"Достоевский"
Сообщений: 694/203
|
21 Июн 2008 23:34 Dart_Yoda сказал(а): смотря что называть нравственным принципом
Это да. Про относительность любого принципа я не спорю. Но и разумность тоже относительна... дело в другом. Скажем так, с учетом времени, места и общего поля - нравственность разумности не противоречит.
"если тебя ударили по правой щеке, подставь левую" как нравственный принцип весьма не разумен
Разумен в определенном тоннеле реальности. И неразумен в другом, равно как и безнравственен И разумность этого принципа вполне объяснима с точки зрения здравого смысла... только это довольно долго, я сейчас не хочу.
Если с этим принципом человек не согласен - он и нравстенным для него не будет. А вот найти такой принцип, чтобы в пределах одной системы ценностей был нравстенным, но неразумным?
22 Июн 2008 23:15
|
Dart_Yoda
"Джек"
Сообщений: 412/243
|
22 Июн 2008 23:15 BiJou сказал(а): Разумен в определенном тоннеле реальности. И неразумен в другом, равно как и безнравственен И разумность этого принципа вполне объяснима с точки зрения здравого смысла... только это довольно долго, я сейчас не хочу.
Если с этим принципом человек не согласен - он и нравстенным для него не будет. А вот найти такой принцип, чтобы в пределах одной системы ценностей был нравстенным, но неразумным?
что такое "одна система ценностей"? вот в саудовской аравии женщинам нельзя первыми здороваться с мужчинами это безнравственно
кроме того неразумно - бо женщина которая первая здоровается в саудоаравийской системе ценностей говорит этому мужчине "за небольшую сумму я предамся с тобой необузданной животной страсти как только найдём укромный уголок"
в данном случае разумность подразумевает избегание возможных последствий от системы ценностей
23 Июн 2008 19:25
|
ixtus
"Джек"
Сообщений: 0/3
|
1 Июн 2008 00:15 flying-fish сказал(а): Л. Толстой сказал: разумное и нравственное всегда совпадают. Вроде бы хочется с этим согласиться, и даже так спокойнее: поступай разумно, и будешь ты нравственен. Вот только что такое «разумно»? Почти все, кого я спрашивала, под «разумным» понимают личную выгоду. Один знакомый Макс дал такое определение: «разумно – это с пользой для себя, но не во вред другим». А если в ущерб своим интересам – это безрассудство, даже если для других это будет трижды полезно. Но где же тут нравственность?
Я думаю, чтобы понять эту фразу нужно понять, что имел ввиду сам Л. Толстой, т. е. какой он смысл вкладывал в эти понятия!
В свое время была возможность держать вруках полное собрание его сочинений в 90 томах. Много чего там такого, что в общеизвестных сочинениях и близко не найти. В жизни Толсто был период после которого она (т. е. его жизнь) сильно изменилась. Поэтому важно также понимть какой именно Толстой это говорил Ну а если коротко, то могу посоветовать прочитать два его произведения "Иповедь" и "В чем моя вера"
2 Июл 2008 16:04
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/292
|
2 Июл 2008 16:05 ixtus сказал(а): Я думаю, чтобы понять эту фразу нужно понять, что имел ввиду сам Л. Толстой, т. е. какой он смысл вкладывал в эти понятия!
В свое время была возможность держать вруках полное собрание его сочинений в 90 томах. Много чего там такого, что в общеизвестных сочинениях и близко не найти. В жизни Толсто был период после которого она (т. е. его жизнь) сильно изменилась. Поэтому важно также понимть какой именно Толстой это говорил Ну а если коротко, то могу посоветовать прочитать два его произведения "Иповедь" и "В чем моя вера"
Религиозное учение Толстого – это отдельная, весьма обширная тема, и не для этого форума. А здесь мне интересно было обсудить, какие возможны интерпретации самого этого высказывания.
Если кого-то интересуют источники, впервые это высказывание возникло в одном из писем Толстого (начало 1900-х г. г.), после чего он сам его неоднократно повторял в разных произведениях. Например, в трактате «О безумии» (1910 г.):
Иногда спрашивают: имеет ли человек право убить себя? Слово право тут неуместно. Право только для живых. А как только человек убил себя, он вне рассуждений о праве. И потому вопрос может быть только в том: может ли человек убить себя. А что это он может, это мы видим на деле, видим, как люди не переставая в разных видах пользуются этой возможностью, убивая себя иногда понемножку, развратом, водкой, табаком, опиумом, иногда, как на войне, на дуэлях, подвергая себя большой вероятности смерти, иногда же сразу, как самоубийцы. Возможность эта убить себя, как я думаю, дана человеку, как спасательный клапан. При этой возможности человек не имеет права (вот тут уместно выражение: иметь право) говорить, что ему невыносимо жить. Невыносимо жить -- так убей себя, ты можешь это сделать, и некому будет говорить о невыносимости жизни. Вопрос, стало быть, не о праве человека убивать себя, а только о том, разумно ли и нравственно ли (разумное и нравственное всегда совпадают) делать это? И ответ всегда был и есть один: что это и неразумно и безнравственно.
2 Июл 2008 20:33
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 713/193
|
Вот если бы Толстой целенаправленно потрудился развернуто расписать почему, по его мнению, разумное и нравственное всегда совпадает...
Увы, такова участь многих красивых фраз, которыми потом можно жонглировать как угодно...
2 Июл 2008 21:18
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/293
|
2 Июл 2008 21:19 Cheshire сказал(а): Вот если бы Толстой целенаправленно потрудился развернуто расписать почему, по его мнению, разумное и нравственное всегда совпадает...
Толстой-то как раз весьма развернуто всё «расписал». Осталось только потрудиться почитать.
Хотя если вам в принципе не близок поиск нравственной опоры, если вас устраивает, что всё относительно, тогда вам вряд ли это будет интересно.
2 Июл 2008 22:42
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 713/194
|
2 Июл 2008 22:42 flying-fish сказал(а): Толстой-то как раз весьма развернуто всё «расписал». Осталось только потрудиться почитать.
Хотя если вам в принципе не близок поиск нравственной опоры, если вас устраивает, что всё относительно, тогда вам вряд ли это будет интересно.
Развернуто - это минимум дать определения "разумного" и "нравственного" ))) Тогда можно судить минимум о том, совпадают ли эти определения в аксиоматике, на которую опирается автор.
Потому что иначе можно наворотить казуистики, в которой возможны все четыре сочетания (не)разумности с (без)нравственностью. Что, коненчо, неплохая интеллектуальная физкультура, но безрезультатная )))
2 Июл 2008 23:03
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/294
|
2 Июл 2008 23:04 Cheshire сказал(а): Развернуто - это минимум дать определения "разумного" и "нравственного" ))) Тогда можно судить минимум о том, совпадают ли эти определения в аксиоматике, на которую опирается автор.
Нравственность – слишком сложная материя, чтобы довольствоваться одними определениями. На нее можно смотреть только с позиции какой-либо системы взглядов. В случае Толстого – это его толкование Евангелия и Ветхого Завета. Но поскольку сама эта фраза стала уже крылатым выражением, мне интересно, как ее понимают разные люди.
2 Июл 2008 23:04 Cheshire сказал(а): Потому что иначе можно наворотить казуистики, в которой возможны все четыре сочетания (не)разумности с (без)нравственностью. Что, коненчо, неплохая интеллектуальная физкультура, но безрезультатная )))
А каким, по-вашему, должен быть результат таких исканий? Однозначный ответ на все вечные вопросы?
3 Июл 2008 01:49
|
Dina-a
"Гексли"
Сообщений: 264/159
|
21 Июн 2008 13:26 Limbo сказал(а): Согласен. В этой фразе "разумное и нравственное всегда совпадают." как раз и делается слишком сильное обобщение. У великих людей тоже глупые мысли бывают Но, вроде бы он был этик? А логику понятно, что нравственность и разумность - пускай и пересекающиеся, но не совпадающие множества
Не всегда стоит искать ответы на поверхности и исходя из этого вешать ярлыки на людей уровня Льва Толстого. Представьте на минуточку, что его уровень видения мог охватывать несколько ваших горизонтов. А охват картины очень меняется в зависимости от угла зрения и обзорности.
Если учитывать влияние всех-всех факторов, включая окружение, время, карму, в конце концов. Потому как разумно мыслить не только сиюминутными категориями, но и шире смотреть.
Да даже для сравнения - вид на окрестности с 10 этажа и вид на окрестности с самолета - они различаются. У многих же картина мира начинается и завершается там же - когда они стоят на земле и видят ближайшие сто-пятьсот метров и утверждают, что речек не бывает, только потому, что речка за лесом и не входит в зону их видимости. А если что-то загораживает, типа домов или устойчивых убеждений, то и сто метров не видят.
2 Июл 2008 23:04 Cheshire сказал(а): Развернуто - это минимум дать определения "разумного" и "нравственного" ))) Тогда можно судить минимум о том, совпадают ли эти определения в аксиоматике, на которую опирается автор.
Потому что иначе можно наворотить казуистики, в которой возможны все четыре сочетания (не)разумности с (без)нравственностью. Что, коненчо, неплохая интеллектуальная физкультура, но безрезультатная )))
Ну да, чтобы заодно и все великие истины разложили по полочкам в википедии в нескольких сжатых формулировках. Очень экономит время в поисках смыслов - и слов, и жизни.
3 Июл 2008 08:22
|
Jirapha
"Драйзер"
Сообщений: 1/198
|
21 Июн 2008 23:20 BiJou сказал(а): По-моему, это не глупая мысль. Я не знаю ни одного действующего нравственного принципа, который был бы неразумен.
Интересно было бы узнать, что Вы подразумеваете под "действующими нравственными принципами"? Действующими для кого? И почему к ним применимы критерии разумности? Это слишком общие фразы. Если это христианские заповеди, то их не объясняют с точки зрения разумности, а только с позиций что такое хорошо? и что такое плохо?. И далеко не каждый согласен исполнять их даже в силу того, что не считает это разумным! Разумным для себя. Всё это субъективно. Мне кажется разумным и нравственным следующий постулат: Никогда не поступай с людьми так, как не хотел бы что бы поступали с тобой. А кто-то скажет, что это связывает руки и мешает жить как хочется.
3 Июл 2008 09:13
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/295
|
3 Июл 2008 09:13 Jirapha сказал(а): Если это христианские заповеди, то их не объясняют с точки зрения разумности...
Ну, почему же? Объясняют. Толстой, в частности, именно это и пытался сделать:
Разум старше и достовернее всех писаний и преданий, он был уже тогда, когда не было никаких преданий и писаний и он дан каждому из нас прямо от Бога. Слова Евангелья о том, что все грехи простятся, но только не хула на Святого Духа, по моему мнению, относятся прямо к утверждению того, что разуму не надо верить. Действительно, если не верить разуму, данному нам от Бога, то кому же верить? Неужели тем людям, которые хотят нас заставить верить тому, что несогласно с разумом, данным от Бога?
Разум - первичен, нравственность – вторична. И для того, чтобы поступать нравственно, достаточно поступать разумно. Что касается толкования «разумного», тут достаточно обратиться к европейскому рационализму, откуда, собственно, и пришла идея о первичности разума. Возьмем того же Канта. (Он как раз любил понятия растолковывать.)
Блаженство есть удовлетворение всех наших склонностей (и extensive по их многообразию, и intensive по их степени, и protensive по продолжительности). Практический закон, основывающийся на мотиве блаженства, я называю прагматическим (правило благоразумия); а закон (если такой закон существует), имеющий своим мотивом только достойность счастья, я называю моральным (нравственным) законом. Прагматический закон советует, что нужно делать, если мы хотим быть причастными к блаженству, а нравственный закон повелевает, как мы должны вести себя, чтобы быть лишь достойными блаженства. Прагматический закон основывается на эмпирических принципах, ведь без помощи опыта я не могу знать ни своих склонностей, требующих удовлетворения, ни естественных причин, способных удовлетворять их. Нравственный закон отвлекается от склонностей и естественных средств их удовлетворения и рассматривает только свободу разумного существа вообще и необходимые условия, единственно при которых она согласуется с распределением блаженства сообразно принципам и, следовательно, может по крайней мере основываться на одних лишь идеях чистого разума и быть познана a priori.
То есть разумное у него связывается со стремлением получать какие-либо блага, а нравственное – с духовной потребностью быть достойным этих благ. Грубо говоря, разумно – бороться за счастье, а нравственно – бороться за то, чтобы быть достойным счастья. Кстати, если вдуматься, разумно ли бороться за счастье, понимая, что ты его не достоин? Опять же, взаимосвязь прослеживается.
3 Июл 2008 09:22
|
Cheshire
"Габен"
Сообщений: 714/196
|
3 Июл 2008 08:22 Dina-a сказал(а): Ну да, чтобы заодно и все великие истины разложили по полочкам в википедии в нескольких сжатых формулировках. Очень экономит время в поисках смыслов - и слов, и жизни.
Я говорил только об уточнении терминологии. Без точной терминологии высказывания теряют смысл. Или становятся предметом спекуляций. Достаточно посмотреть как тут на форуме вовсю путают соционические и бытовые понятия вертности и нальности )))
3 Июл 2008 10:07
|
ixtus
"Джек"
Сообщений: 0/4
|
3 Июл 2008 01:50 flying-fish сказал(а): Но поскольку сама эта фраза стала уже крылатым выражением, мне интересно, как ее понимают разные люди.
По-моему в том же сообщении Вы сами и дали ответ на Ваш вопрос Вот он.
3 Июл 2008 01:50 flying-fish сказал(а): Нравственность – слишком сложная материя, чтобы довольствоваться одними определениями. На нее можно смотреть только с позиции какой-либо системы взглядов.
Т. е. каждый понимает ее (даную фразу) с позииции своей системы взглядов на нравственность и разумность. Поэтому имхо лучше было бы спросить "Что такое с точки зрения Вашей системы взглядов нравственность/разумность?" а отсюда уже и вывести как этот человек понимает фразу Толстого
3 Июл 2008 11:23
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/297
|
3 Июл 2008 11:23 ixtus сказал(а): Поэтому имхо лучше было бы спросить "Что такое с точки зрения Вашей системы взглядов нравственность/разумность?" а отсюда уже и вывести как этот человек понимает фразу Толстого
Как лучше задать вопрос – это уже действительно «имхо», отчасти тимное. У логиков мышление несколько иначе устроено, чем у этиков.
3 Июл 2008 12:22 KLYAKSA-007 сказал(а): Какие поступки идут от душы-те и нравственны!
От души и убить можно. Ну, достал человек! Конкретно ДОСТАЛ!!!
3 Июл 2008 12:22 KLYAKSA-007 сказал(а): А сам вопрос идёт от ума, поэтому он безнравственнен! (странный вывод... Я сам удивился ему!)
Вопрос идет от жажды познания. Познание – безнравственно?
3 Июл 2008 12:37
|
ixtus
"Джек"
Сообщений: 0/5
|
3 Июл 2008 12:37 flying-fish сказал(а): Как лучше задать вопрос – это уже действительно «имхо», отчасти тимное. У логиков мышление несколько иначе устроено, чем у этиков.
Возможно. Я в тимах не разбераюсь. Просто считаю, что если смысл ответа завивит от некоторых факторов, то эти факторы тоже должны быть приведены, ибо на мой взгляд из-за этого (вкладывания разного смысла в одни и те же понятия) и возникает множество надоразумений и еще много чего плохого
3 Июл 2008 13:28
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/298
|
3 Июл 2008 13:28 ixtus сказал(а): Возможно. Я в тимах не разбераюсь. Просто считаю, что если смысл ответа завивит от некоторых факторов, то эти факторы тоже должны быть приведены, ибо на мой взгляд из-за этого (вкладывания разного смысла в одни и те же понятия) и возникает множество надоразумений и еще много чего плохого
Честно говоря, я не понимаю, чем вас не устраивает моя постановка вопроса.
Вы говорите:
3 Июл 2008 11:23 ixtus сказал(а): Поэтому имхо лучше было бы спросить "Что такое с точки зрения Вашей системы взглядов нравственность/разумность?" а отсюда уже и вывести как этот человек понимает фразу Толстого
Почему так лучше? По-моему, гораздо проще попросить прокомментировать это изречение, и система взглядов выстроится сама собой.
3 Июл 2008 14:28
|
ixtus
"Джек"
Сообщений: 0/6
|
3 Июл 2008 14:29 flying-fish сказал(а): Честно говоря, я не понимаю, чем вас не устраивает моя постановка вопроса.
А с чего Вы взяли что она меня не устараивает
3 Июл 2008 14:29 flying-fish сказал(а): Почему так лучше? По-моему, гораздо проще попросить прокомментировать это изречение, и система взглядов выстроится сама собой.
Это смотря что иметь ввиду под коментариями. Попробую пояснить свое мнение другими словами. 1. Вы спрашиваете тождественныли понятие А и В. (вкладывая свой смысл в эти понятия). 2. Человек (вкладывая свой смысл в эти понятия) говорит "Да" или "Нет" (хорошо если с объяснениями, но это увы не всегда встречается). 3. В результате его ответ на самом деле Вам ничего не говорит ибо Вы не знаете какой смысл он в них (даный понятия) вложил. 4. Но вы то (скорее всего) думаете, что он вкладывает то же и Вы, поэтому в случае расхождения ваших ответов, Вы пытаетесь уточнить он чего-то не понял раз дал отличный от вашего такой ответ. 5. Так почему бы сразу не формулировать вопрос. Какой смысл Вы вкладывваете в понятие А и В и потом уже смотреть тождественны они для даного конкретного человека или нет. Ну а если его смысл не совпадает с Вашим по одному из понятий, то попробовать изложить ему этот смысл и спросить в какое понятие С он его (изложены Вами смысл) вкладывает. И тогда для него в формулировке заменить одно из начальных понятий на новое понятие С.
По-моему первое объяснение было проще Говоря еще по-другому, я хотел сказать, что вопрос желательно задавать даже не на уровне понятий, а на уровне смысла или сути, которые мы вкладываем в эти понятия.
ПОхоже теперь все Если что-то непонятно спрашивайте
3 Июл 2008 15:13
|
flying-fish
"Гамлет"
Сообщений: 224/299
|
3 Июл 2008 15:14 ixtus сказал(а): 5. Так почему бы сразу не формулировать вопрос. Какой смысл Вы вкладывваете в понятие А и В и потом уже смотреть тождественны они для даного конкретного человека или нет. Ну а если его смысл не совпадает с Вашим по одному из понятий, то попробовать изложить ему этот смысл и спросить в какое понятие С он его (изложены Вами смысл) вкладывает. И тогда для него в формулировке заменить одно из начальных понятий на новое понятие С.
Гм… Никогда не думала, что аналитическим путем можно постигать крылатые выражения, пословицы… Интересно… Надо попробовать! Вот, например: Поспешишь – всех людей насмешишь. Тут ведь тоже не всё так просто. Ведь у каждого свое представление о поспешности, о юморе. Значит, сначала нужно спросить, какой смысл вы вкладываете в понятие поспешности, потом узнать, какие вещи вы считаете смешными. А из ответов уже будет понятно, считаете ли вы поспешность смешной или нет. Слушайте, здорово! А давайте еще! Старый друг – лучше новых двух. Но ведь все эти «лучше», «хуже» – это ведь так относительно. В чем-то, может быть, лучше, а в чем-то, хуже. Нет! Тут нужен объективный критерий! Пусть респондент оценит старого и нового друга по десятибелльной шкале. А потом сравним количество баллов старого друга с совокупным количеством баллов двух новых друзей. И сразу станет понятно, как человек воспринимает эту пословицу.
Поистине гениально!
Пойду дальше думать…
3 Июл 2008 18:47
|
ixtus
"Джек"
Сообщений: 0/9
|
В этом мире не все так однозначно, как это кажеться на первый взгляд Примером может служить следующая притча
"Два ангела путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприиимна и не захотела оставить ангелов в гостинной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстелили постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Когда младший увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:
-Вещи не такие, какими кажутся.
На следующий день они пришли на ночлег в дом оченьбедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постели, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, чье молоко было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего: -Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?
-Вещи не такие, какими кажутся, ответил старший ангел. Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре стены клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели хозяин, пришел ангел смерти за его женой. Я отдал ему корову.
Вещи не такие, какими кажутся.."
4 Июл 2008 09:42
|
yagodkaN
"Бальзак"
Сообщений: 10/47
|
согласна с Л. Толстым. для меня разумное и нравственное всегда совпадают. действительно, лучше спросить, что такое нравственность и разумность в понимании каждого. для меня это дурацкие понятия, которыми пользуется большинство людей, чтобы критиковать поступки по сердцу. фраза "ты поступаешь безнравственно" для меня означает "ты неразумна", "это неправильно ", "так не принято".
17 Июл 2008 11:59
|
|