Соціонічний форум

Вітаємо! Для доступу до сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.

Поділитися: Соціоника в Facebook Соционика в Twitter

Соционический форум » Архив форума » в поисках себя

Если Вы хотите продолжить дискуссию по этой теме, создайте новую тему в соответствующем разделе Соционического форума и дайте ссылку на эту тему в архиве: https://socionika.info/arhiv/2011/-v-poiskah-sebya-15694.html

 

в поисках себя


Prokofiev_Victor
"Дюма"

Сообщений: 52/0

Коллеги, предлагаю Вашему вниманию начальный отрывок из статьи - обзора проблем и открытий, возникающих и происходящих в случаях, когда сложившееся первое представление о своем типе не совпадает с результатами последующей внешней диагностики. Собранные в статье интервью демонстрируют обостряющийся при этом внутренний конфликт человека, подробности процесса его «самоидентификации».


Введение

Кто я? Что я из себя представляю? Каково мое место в жизни? – Эти вопросы волнуют многих людей. Вчера, сегодня, завтра…. Эти метания не теряют своей актуальности и значимости во времени. Множество книг посвящено различным путям самопознания и самоидентификации, оценке своего места среди других людей. Относительно недавно в это направление внедрился и получил широкое распространение типологический подход. Типология Майерс-Бриггс на западе и соционика на просторах СНГ дали новые ключи к поиску, идентификации и принятию себя как личности.

Хочется отметить, что при быстро растущем увлечении соционикой, большинство принимает ее очень упрощенно, поверхностно. Поэтому те, кому на самом деле она интересна не как игра, а как еще один путь к себе, часто, наталкиваясь на такие упрощенные описания, не соглашаются с результатами типирования. Зачастую у человека уже есть как общее представление о соционике, так и версия собственного ТИМа. И нередки случаи, когда эта версия не совпадает с результатом диагностики.

Из статьи Таченкова А. А. «Страхи и внутренний конфликт при пере-типированиях»:
«У человека есть так или иначе полученный родной тип, однако что-то его беспокоит в этом. Тогда он идет на типирование, и вдруг, неожиданно, ему сообщают о том, что его тип вовсе не тот, которого он ожидал. Тогда-то у человека и возникает внутренний конфликт, чаще всего основанный на страхе. На этот страх люди реагируют по-разному – кто-то начинает возмущаться, кто-то уходит в себя, кто-то тихо саботирует мероприятие, не пытаясь разобраться в том, почему же собственно так произошло.
Одним из наиболее ярких внутренних конфликтов является сопротивление типа «я не подхожу под описание», коих в Интернете, да и в книгах довольно много».


Мы взяли интервью у нескольких человек, так или иначе столкнувшихся с этой проблемой.
В центре внимания статьи – движение людей в направлении личностного развития и сопоставление представлений о себе с результатами типирования, примерка на себя соционических описаний.
Собранные материалы демонстрируют, как проходит процесс «самоидентификации» у разных людей, их искания и сомнения, вопросы и ответы, их чувства, переживания и ощущения в попытках найти себя и обрести гармонию с собой.
Эта статья особенно будет интересна и полезна тем, у кого были похожие мысли и сомнения в своем типе, нестыковки описаний и представлений о себе.
А сейчас – обо всем подробнее.
Участникам были предложены следующие вопросы.
•Какие у вас были сомнения по поводу своего типа?
•Как вы приняли результаты типирования, как отнеслись к ним, в чем были не согласны?
•Что вы с этими результатами делали, как пытались понять себя?
•Что вам помогло или не помогло принять себя и свой ТИМ, самоопределиться?

Интервью выявили два целевых подхода к типированию:
•типирование как цель;
•типирование как средство.

При этом отношение к результатам делилось на три группы:
•как к жизненно важным и поэтому очень эмоционально переживаемым;
•спокойно-аналитическое;
•«из спортивного интереса».

С чего начинается самоопределение?


•Какие у вас были сомнения по поводу своего типа? Как вы приняли результаты типирования, как отнеслись к ним, в чем были не согласны?

Иван: «Первоначально определился по тесту как Джек, но под влиянием своего товарища (Гамлет) успел побывать Штирлицем, Робеспьером, Максимом. Сам товарищ сначала определился как Гексли, потом был Есенин, потом опять Гексли, потом Достоевский... И так пока мы не разобрались в науке основательно и не пришли к единственно верным выводам: Я – Джек, он – Гамлет. Когда первый раз протипировался как Джек, было довольно лестно узнать, что я – потенциальный предприниматель, даже не особо верилось».

Николай: «Я типировался сам, по началу при помощи теста, он упopнo выдавал Бальзака, реже Робика. Далее, когда заинтересовался и начал разбираться в соционике, определился окончательно в Габы».

Василий: «В начале знакомства с соционикой я протипировал себя в ЛИЭ. Мне очень понравились результаты. Я хотел видеть себя экстравертом. Ошибся в вертности. Конечно, это же моя полная противоположность. Сработал эффект Барнума».
Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) — общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и других псевдонаук.

Ксения: «Началось с того, что мой знакомый, занимающийся на курсах соционики меня типировал как Джека Лондона. Там основной упор делается, на коммерческую жилку в характере. А один из минусов – небрежная внешность. Вот эти два момента как-то мне не давали покоя. Через какое-то время я прошла типирование в школе одного из ведущих социоников. Там меня определили как Гюго. Описание мне понравилось, я почувствовала с ним гармонию. Ну, может быть, немного смущал момент про большую эмоциональность. Все-таки, черты интуита мне присущи, и как я не пыталась подогнать себя под понравившееся мне описание Гюго, я где-то подсознательно чувствовала перекос и неправду».

Кристина: «Сомнений у меня было много разных. Ощущения: это не моя одежда! Да, она красивая, подходит мне по размеру, по стилю, но это не я! Я другая! Я не видела свои сильные функции, не могла и не умела ими пользоваться. Не видела никаких признаков и проявлений своей творческой функции. Тождики казались мне чужими, не родными, дуалы тоже. Было ощущение: я не с ними! Они не со мной! Казалось, описание типа мне подходит, но было внутреннее отторжение…. В самом начале было очень сложно осознать, что я не этик и не интроверт. На соционических форумах меня типировали в Есенина, Гамлета, Достоевского, Драйзера. Информацию о своем настоящем ТИМе я приняла спокойно, стала искать подтверждения своей «логичности» и не находила…. Как работает моя творческая логика – мне было непонятно и не видно».

Дмитрий: «Сомнений по поводу своего ТИМа у меня не было. Я считал себя Дон Кихотом. И был прав, потому что соционические функции Дон Кихота запрятаны у меня в детском блоке. А кто ж отказывается так просто от детской мечты? Сомнения стали появляться, когда на занятиях в НИИ Соционики я ясно увидел, что проявляюсь именно как Гюго. Ну а дальше – дело времени».

Вадим: «Результатами типирования был ошарашен, возмущен, хотелось кричать: «Нет! Не может этого быть! Это не подходит ко мне! Я другой – вы просто плохо знаете мою жизнь! И что мне теперь делать?!!». Я был подавлен и обессилен. Все зря… Зря думал, зря наблюдал, зря приезжал. Как будто я рассчитывал на пятерку, ну в худшем случае на четверку, а получил даже не тройку – двойку. Но в жизни часто проблемы и трудности оказываются помощниками. Появилось желание разобраться с этим – оставить, как есть это я не мог, потому что слишком многое значило для мня понимание своего ТИМа, его работа, его сильные стороны и места, где я мог бы их применить максимально эффективно. А описанием ТИМа Робеспьера для себя пользоваться не было никакой возможности».

Светлана: «При определении своего типа, я столкнулась со сложностью восприятия собственного "Я" в сопоставлении с тем, какой меня видят другие. Я, СЛИ, считала себя интуитивным типом и находила достаточное количество фактов из повседневной жизни, которые в классических описаниях рассматривались, как признаки интуиции. На тот момент, когда мне был поставлен "диагноз", у меня не было "подходящей одежды" определенного образа, который бы мне приходился впору, и немного удивившись обновке, я со всей нетерпеливой страстью модницы-кокетки, с удовольствием накинула и этот, хотя была немного удивлена таким вариантом, так как в моем "гардеробе" под него не было даже вешалки. Но походив некоторое время в шикарном образе «Дамы», я уже не воспринимала себя как робинзоновская Пятница в трущем корсете и кружевах, а все более и более отождествляла себя с солидной и уверенной в себе особой, знающей себе цену».

Валентин: «До курса в НИИ считал себя Робеспьером, после курса считаю себя Дон Кихотом. До курса сомнений не было, после курса тоже сомнений нет. Сомнения в робеспьерстве не было видимо по той причине, что я не сильно промахнулся – структурную логику я в себе видел, интуицию возможностей видел, приятственность от дуалов и активаторов ощущал. Интровертом себя считал, т. к. не знал точное толкование признака (понимал признак по-другому). Рационалом себя считал по той же причине. Хотя до сих пор от интроверсии много в себе вижу – например, в какие-то науки я люблю вникать глубоко. Для меня интереснее хорошо разобраться в узкой области (чтобы там все твердо знать, всем владеть, успешно пользоваться знаниями), чем поверхностно ознакомиться с широким спектром. … Когда пришел на курс в НИИ Соционики, каждое занятие в очередной раз ломало и частично перечеркивало эту целостную картину, которую я пополнял не один год, которую считал истиной и опорой. …. Конечно, можно было бы доверять старой картине больше, чем новым знаниям, но в ходе курса я получил много доказательств того, что моя старая картина не верна».

Петр: «Все как есть - без обид, без прикрас... Я пришел на учебный модуль в НИИ вместе с Александром и с первого же дня почувствовал, что мир рассыпается кусочками реальности, обнажая другую реальность, непривычную, можно сказать, неведомую. Мозаика жизни разваливается от прикосновения. Гобелен Судеб расползается по ниткам, как истлевший от времени. И происходит это на твоих глазах. Три дня подряд. Три этапа разрушений. Смотрю на друга и "я не вижу" того, что происходит. Это какая-то ошибка или издевка злобных людей. Но почему же ты, мой друг, играешь им на руку? Скажи им то, что они так пытаются упрятать в тебе и не проявить!! Ан нет, отчего-то ты молчишь и забываешь, как бы невзначай, о том, каким ты являешься мне. Ирония. "Я не вижу тут именно этого проявления!!" Второй день принес распахнутые с ужасом глаза. Глядя на себя: "Я вижу… Я слышу… Я не верю!!" Такой поток эмоций, улыбок, заигрываний и флирта!! Да, однообразный. Да, я считаю эти эмоции наигранными и фальшивыми. Я относил это явление к особенности моего восприятия. А это хладнокровный стиль общения!!!! Обмен фактами!! Да, слышу, что от меня идет поток фактов. Но не могу поверить в то, что я вижу и слышу. А где то, что я видел на протяжении двух лет, как начал наблюдать? Ориентиры, такие надежные маяки, по которым сверялось направление, оказались просто стеной с зияющими дырами и брешами».

Татьяна: «Типирование подбросило много информации для размышления и проработки. Да, интровертный этик. Это совпало и с моим представлением о своём типе на тот момент. Считала, что отношусь к типу ЭИИ. Поэтому сначала ужаснул факт принадлежности к сенсорному и, о, ужас вдвойне, иррациональному типу! Это же не я! Ну какой же из меня, позвольте, базовый интровертный сенсор?! Лишних 30 килограммов веса может нажевать каждый. Хорошо, почти каждый. Готовить красиво и вкусно не умею, в квартире, извините за подробности, зато честно, бардак и некрасиво, недоделано. И ничего вкусного в описании приготовления замаринованной в свежих розмарине и мяте баранины, а потом запечённой в фольге и в собственном соку нет! Просто рецепт приготовления из-за его простоты случайно не вылетел из памяти на момент ассессмента, и гордость за дерзание на поприще испытания новых рецептов распирала до нельзя. А тут ещё и такой вопрос подходящий... Да, для всех "белая, пушистая", но разве тут не этика в помощь?! Ну и потом, кому же нравится, когда "не удобно"?! Это же общечеловеческое... Да, могу очень сильно взорваться, если кто-то к этому целенаправленно и добросовестно идёт, несмотря ни на что. Да, я - мама-медведица: мгновенно, не размышляя, оторву голову любому, кто подвергнет опасности моего ребёнка. Но разве состояние аффекта не может случиться с любым человеком?! Ну разве я, – о, ужас, ещё раз – иррационал?! О какой быстроте реакций может идти речь, когда принятие важных решений осуществляется, как правило, долго и трудно?! Да... тут было над чем серьёзно поразмыслить. Почему группа незнакомых людей за несколько минут увидела во мне то, о чём я не подозревала, что это у меня есть? Тут явно что-то было не так, и в этом очень хотелось разобраться».


Ирина: «Когда я начала читать соционическую литературу, то примеряла на себя Гамлета, Штирлица, но больше всех мне понравился Гюго, и хотя не всё совпадало, я решила, что это мой тип, ведь полного-то совпадения я ни с кем не обнаружила. Через полгода попала к соционикам, они сказали, что я больше похожа на Джека, дали заполнить длиннющую анкету, через неделю её разобрали и подтвердили вердикт: Джек. Я не спорила, потому что относилась к ним, как к профессионалам, да и в глубине души считала, что интуиции во мне больше, чем сенсорики, ну, а то, что Джек не очень симпатичен чисто по-человечески искупалось гордостью за собственную деловую хватку: оказывается, я не упущу свою выгоду! Ещё через три месяца новое блиц-типирование и новый диагноз: Гексли. Я была потрясена, возмущена, оскорблена и категорически не согласна! Я всем доказывала, что этого не может быть, искала людей, которые могли бы перепроверить эту версию. Отчасти из-за желания установить, наконец, истину я и попала в НИИ Соционики».


А дальше что?


Из статьи Таченкова А. А. «Перетипирование произошло. Внутренний конфликт состоялся. Неосознанный страх – стал осознанным. Какие же страхи являются наиболее частыми при перетипировании? Это, например, такие сущности как страх расставания с любимым человеком, страх несоответствия своему окружению или выбранной профессии, угроза образу жизни, социальному статусу, желание соответствовать какому-то типу….»
Согласимся с автором, но с тем уточнением, что внутренний конфликт был и до диагностики. Он не состоялся, а вышел наружу.

•Что вы с этими результатами делали, как пытались понять себя?

Случаи, когда типирование воспринимается скорее как цель:


Продолжение статьи см. на нашем сайте




15 Июн 2011 16:39




© 2004-2023 Віталій Воробйов. Администратор