К сожалению, оставила книжку на работе, иначе бы процитировала дословно.
Недавно была поражена описанием творческого процесса Бетховена (вроде ЛИИ) в музыковедческой работе Ромена Роллана "От Героической до Аппассионаты" (вроде 1928 или 30-й год, тогда ещё и соционики не было, а такое ощущение, будто автор применяет её постулаты на практике). Итак, Роллан пишет примерно следующее: гениальность Бетховена заключалась в том, что он мог безошибочно выбрать из десятка и более музыкальных набросков. Вот, допустим, черновики второй части - Траурного марша - Героической симфонии. Восемь вариантов траурной мелодии, и все, по мнению музыковеда, вполне заурядные. Бетховен бьётся над основной темой, но ни один из набросков его не удовлетворяет, он уверен, что есть это, подлинное, то, то должно быть выражено. И внезапно появляется как озарение та тема, которая потом станет всем известной. Но до этого - титанический труд, десятки вариантов, попытки развить каждый - и интуитивное понимание (так и написано в этой довольно "древней" книжке) того, что "это не то".
Роллан сравнивает Бетховена с рудокопом, который всё глубже погружается в золотоносный пласт, часто, обессилевший, вылезает на поверхность, но всё же знает, чувствует, что на глубине есть более ценный слой. И он не останавливается на достигнутом, пока не исчерпает жилу до дна. И выберет лучший образец породы! И когда услышит в себе подлинную музыкальную фразу, никогда не спутает её со случайными. Таким образом, заключает Роллан, гениальность Бетховена прежде всего - в титаническом напряжении разума и умении выбрать лучшее из десятков вариантов, а если лучшего нет - не соглашаться на средненький, пока чувствуешь, что то, что хочешь высказать, пока не получается.
По-моему, здесь мы имеем поразительно верное описание мыслительного процесса логико-интуитивного интроверта. (боюсь, что и Роллан был таковым, а вовсе не Штирлицем, как принято типировать).
От себя лично замечу (ибо почему тогда меня это место в книге так уж поразило), что творческий процесс по созданию стихотворного текста у меня всегда происходил по той же схеме. (Оттого я очень медленно пишу стихи - мешает "веер вариантов" одной и той же мысли и смутное ощущение того, что единственно верный вариант ещё не найден).