Соціонічний форум

Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Соціонічний форум » Соціоніка » Стaтья: Можно ли сменить ТИМ?

 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Автор

Стaтья: Можно ли сменить ТИМ?


Crack
"Гекслі"


Дописів: 1
Анкета
Лист

В современной соционике сложилось мнение, что человек рождается с определенным психотипом, или иначе говоря, с определенной структурой психики. Предлагаю углубиться в эту тему.

Но перед этим ХОЧУ СРАЗУ ЗАМЕТИТЬ, что свою идею никому не навязываю. Это всего лишь моя позиция. Принять ее или нет – личное дело каждого. Если вы читаете статью с установкой потом все раскритиковать только из-за того, что это противоречит современной соционике – лучше сразу закройте эту страницу. Вы не извлечете из статьи пользы. Если же вас заинтересовала идея статьи и вам интересно, как это потом можно использовать, то это написано для вас.

Статья рассчитана на читателя, который уже имеет неплохое представление о соционике и уже имеет свою твердую позицию в данной области, менять которую, само собой, очень трудно. Поэтому попрошу вас перед прочтением статьи на время забыть уже имеющуюся у вас в голове соционическую информацию, а оставить лишь логическое мышление. Так вы меня правильней поймете с бОльшей степенью вероятности.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В этой части не содержится основных идей статьи – освещаются только общие вопросы. Цель этой части – настроить читателя на рассуждения. Прошу это отметить.

Итак, для начала ответим на вопрос: «Что же такое психотип?» Ответ: при рождении у любого человека есть стандартный набор психических функций (психическая функция – способ действия нашей психики), которые можно научиться использовать. Но нельзя научиться использовать их все сразу, и поэтому функции выстраиваются в определенную пирамиду, в которой они расположены по степени важности. И эта пирамида у всех разная, и она, собственно, и называется психотипом.

Но действительно ли ребенок сразу имеет определенный психотип, или же он у него формируется на первых годах жизни? Для этого ответим на несколько других вопросов: «Влияют ли гены родителей на то, какой психотип будет у ребенка?» – Ответ: да, влияют. В первую очередь это обусловлено тем, что имунный статус и гормональная активность человека взаимосвязаны с его психикой. Т.е. при рождении ребенок получает определенный генетический статус, который определяет, насколько легко ребенку пользоваться одними функциями и сложно – другими. Примерно так можно описать влияние генов на формирование психотипа. «Но только ли гены влияют на его формирование?» – Ответ: при рождении все дети попадают в разные условия жизни, но тем не менее каждый ребенок должен выстроить наиболее эффективную именно для него линию поведения в соответствии с окружающими условиями. Отсюда следует вывод, что окружающие условия тоже влияют на формирование психотипа. Таким образом, условия жизни влияют на формирование психотипа ИЗВНЕ, а генетическая предрасположенность – ИЗНУТРИ. И за некоторое время у ребенка формируется определенный психотип, в соответствии с которым он учится выстраивать свою деятельность, или же проще говоря, жить.

ИТАК. В зависимости от расположения психических функций в том или ином порядке в психике того или иного ребенка, ребенок ведет себя соответствующим образом. В этом поведении прослеживаются как сильные стороны психотипа, так и слабые. Но по мере взросления многие начинают осознавать эти свои недостатки и могут захотеть устранить их. Но дело в том, что эти недостатки по сути – это недостатки психотипа, а не конкретного человека, и устранить их возможно только путем развития слабых психических функций. Но так как ни один человек с ярко выраженными соционическими предпочтениями (далее «соционические функции») не представляет себе их противоположности, не представляет как их использовать, то развитие слабых психических функций сильно затрудняется. А как мы выяснили выше, у ребенка предпочтения всегда ярко выражены, т.к. невозможно научиться использованию сразу всех функций. А в связи с трудностями развития слабых функций и отсутствием представления о них, люди вынуждены использовать свои сильные функции и этим делать их еще сильнее. Но тем не менее, возможно также случайное использование слабых функций, в то время как человек даже не заметил, что сделал что-то для себя нехарактерное. При этом потом он непременно забывает, как это сделал, т.к. не может разграничить внутри себя эти явления (т.е. человек не понял, что это было за состояние, а поэтому не может в него вернуться). Впрочем, если эти случайности повторяются, то слабые функции тоже слегка развиваются. Это показано на схеме:



Функция 1 занимает основную позицию в структуре психики, поэтому является наиболее важной. Функции 10, 11, 12, 13 и т.д. – второстепенные позиции. Заштрихованные области показывают уровень развития той или иной функции сразу после рождения (1-ый рисунок) и некоторое время спустя (2 рисунок). Мы видим, что на 2-м рисунке заштрихованная область увеличивается, т.е. самые главные функции непрерывно развиваются. Также мы видим, что на 2-м рисунке появляются зашрихованные области в 5-м, 6-м и 7-м столбцах, – это означает, что слабые функции тоже развиваются, но очень медленно, и развитие это носит случайный характер.

На данной схеме речь идет не о соционических дихотомиях, а о любых психических функциях, хотя схожую схему можно нарисовать и для соционических функций, но при этом количество столбиков будет 8, а основными будут всего 2 (соответственно числу функций).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Далее обратимся к более спорным вопросам соционики. Для начала рассмотрим модель А. В соответствии с этой моделью, на которую мы все привыкли полагаться, функций всего 8, причем 4 из них лежат в сознании, а 4 – в подсознании. Однако сейчас мнения по этому поводу разделяются. Например, Е. Филатова, автор книги «Соционика для вас», подвергает данное положение сомнению. А именно: она считает, что расположение 4 функций в сознании, а 4 функций в подсознании при их устойчивом положении – невозможно, Филатова подвергает критике положение о сознательном и бессознательном блоках в модели А, ставя главным образом вопрос, почему «пассивное» кольцо названо в этой модели подсознательным. В качестве подтверждения своей позиции она приводит примеры поведения представителей различных психотипов. И тут целесообразно привести цитату из книги «Соционика для вас»: «... Можно ли считать, что Гамлет и Есенин с этикой отношений в пассивном кольце не осознают отношения к себе? Еще как осознают!...» А также другой пример из книги: «... Также и среди Габенов и Бальзаков Встречаются прекрасные теоретики, которые в этом случае «задействовали» логику отношений своего пассивного кольца, и трудно предположить, что они не осознают, что делают...» На этом и закончим описание позиции Филатовой (полностью это можно прочитать и самостоятельно). Следует лишь добавить, что Филатова считает модель А скорее интуитивной догадкой, чем логически обоснованной теорией. Таким образом, мы видим, что в современной соционике сложилась очень противоречивая ситуация. Причина, предположительно, – в том, что основатели различных соционических школ используют недостаточно логических доводов в обосновании своей позиции, в том числе в обосновании исходных положений.

В связи с этим, хотелось бы начать все с самого начала, независимо от уже имеющихся соционических концепций.
За основу будет взято следующее (внимание!):
1) Идея Кемпинского о информационном метаболизме (именно всего лишь идея).
2) Идея аспектов информационного метаболизма (наши 8 функций).
3) Концепция Фрейда о сознательном и бессознательном.
4) Современная психологическая наука.

Разделим рассуждения на пункты для удобства.

1) Кемпинский выдвинул идею о том, что человек обменивается и нформацией с окружающим миром по аналогии с процессом обмена веществ в организме. Какая-то информация из окружающего мира воспринимается и запоминается человеком, какая-то – нет; в пределах психики эта информация перерабатывается, модифицируется; а далее из этой переработанной информации какая-то остается внутри, а какая-то часть направляется во внешний мир. Как раз этот процесс восприятия, переработки и выдачи информации человеком Кемпинский и назвал информационным метаболизмом (далее ИМ). Эту идею и примем за первую основу.

2) Далее следует описать типы информации, которая участвует в данном процессе. На помощь приходит идея аспектов информационного метаболизма. В соответствии с ней информация может быть четырех видов (сенсорика, интуиция, логика, этика), каждый из которых подразделяется еще на 2 вида (интровертный и экстравертный) в зависимости от того, остается ли информация в пределах психики человека, или же направляется во внешний мир с целью воздействия на него. Таким образом получается 8 соционических функций, которые берутся за основу в соционике.

3) Думаю, совершенно очевидно, что каждой соционической функции соответствует определенный набор психических функций. Т.е. чтобы человеку выполнить действие по одной из соционических функций, его психика тоже должна выполнить определенную последовательность действий (это и есть психические функции). И в комплексе эти психические функции образуют одну из 8 соционических функций. И каждой из 8 СФ соответствует свой комплекс психических функций. Причем, в несколько СФ может входить одна и та же психическая функция, – разными являются лишь наборы психических функций в целом.

4) А теперь о главном – о модели А.
В самом начале отмечу, что наши рассуждения пока что идут в том же русле, что и рассуждения современных социоников, и не противоречат им. Но пришло время рассмотреть модель А. Пытаясь вывести логические закономерности, на которых она построена, мы должны ответить на главный спорный вопрос: «Может ли быть такое, что 4 из 8 СФ находятся в области сознания, а остальные 4 – в области подсознания, как утверждала А. Аугустинавичюте?» Для этого обратимся к Фрейду и его книге «Я и Оно» (из нее взяты все нижеследующие цитаты). В ней Фрейд делит бессознательное на 2 составляющие: ...есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное – само по себе и без дальнейшего неспособное для осознания. Первое он назвал предсознательным (ПСЗ), а второе бессознательным (БСЗ). А теперь о различиях между этими двумя понятиями с точки зрения Фрейда: ...действительное различие между БСЗ и ПСЗ представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение с словесными представлениями. Теперь фрейдовское определение сознания (СЗ): ... СЗ – все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами. Теперь возникает другой закономерный вопрос: «Неужели человек не может связать свои слабые СФ со словесными представлениями?» – Трудно представить себе человека с белой интуицией на 7 или 8 месте, который не может объяснить, зачем он спешит на электричку. Это значит, что слабые СФ человека не могут быть БСЗ. Опять-таки цитата из Фрейда: Эти словесные представления являются остатками воспоминаний – когда-то они были восприятиями и, как все остатки воспоминаний, могут быть снова осознаны.
Теперь разберемся, могут ли слабые соционические функции быть ПСЗ и СЗ. Для этого рассмотрим концепцию о вытеснении. Что же такое вытеснение по Фрейду? – Состояние, в котором они (функции) находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление. А какова причина вытеснения? Как мы знаем, психика человека работает таким образом, чтобы исключить перегрузки (которые несомненно вредны для организма). Из-за этого наименее нужные на данный момент функции вытесняются из сознания в подсознание в ПСЗ (предсознание), т.е. они вытесняются, но только на время: ...состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание.

Теперь поделюсь своими рассуждениями. Как уже было оговорено выше, каждая СФ представляет собой определенный набор психических функций, причем наименее нужные на данный момент вытесняются в ПСЗ (именно в ПСЗ – об этом мы тоже говорили выше).

Хотелось бы обозначить несколько понятий для дальнейших рассуждений. Прошу вас уделить особое внимание описанным терминологическим обозначениям и хорошо разобраться в них. Во-первых, не стоит путать две вещи: осознание и развитие функций. Поясню, чтобы было понятней. Вполне возможно такое, что у человека в той или иной степени развиты все функции, но какие-то из них в данный момент осознаются, а какие-то – нет, и поэтому сознательно применить развитую функцию человек В ДАННЫЙ МОМЕНТ не может. Также возможно другое: какие-то функции у человека не развиты, и как следствие не осознаются, но при известных приложенных усилиях он может «вытащить» эти функции в сознание и развить их, и опять-таки не стоит забывать о том, что он их осознал только НА ДАННЫЙ МОМЕНТ (о степени усилий для осознания слабых функций – ниже). Итак, с этими 2 понятиями разобрались. Теперь оговорим самый больной вопрос: что именно понимается под психотипом (ТИМом, социотипом), подтипом, социальной маской, а также в чем различия этих понятий. Напомню, в первой части статьи я пытался поднять вопрос, сразу ли у ребенка есть определенный психотип при рождении, или же он приобретается позже. Теперь ответ на этот вопрос зависит от того, как мы определим наши ключевые понятия. Итак, опишу то, что нам нужно определить:
1) генетическая предрасположенность к развитию определенных СФ (имеется в виду степень психического сопротивления при развитии каждой из 8 СФ, определяемая генетически);
2) структурное расположение СФ в психике на данный момент, т.е. наиболее и наименее осознаваемые СФ (в связи с вышеизложенным необходимо знать структурное расположение именно в конкретный момент)
3) также исходя из этого нужно разобраться, что есть подтип, и что есть социальная маска.

Т.к. в работах социоников встречаются терминологические противоречия, поступлю как и они – определю эти понятия в своем понимании. Начнем со 2 пункта: условимся называть это ТИМом (психотипом) с данного момента статьи. Исходя из этого, обозначим понятие из 1 пункта аббревиатурой ГОПП (генетически обусловленная психическая предрасположенность).
Остаются понятия социотип, подтип и социальная маска. Определим социотип: структурное расположение СФ в психике, которое сохраняется наибольшую часть времени. И соответственно подтип: структурное расположение СФ в психике, которое сохраняется меньшую, чем социотип, часть времени. Подтип успешно и, также как и социотип, без особых усилий используется человеком. И совсем другое дело – социальная маска: ПОПЫТКА человека выстраивать свое поведение по неразвитым СФ в неблагоприятной ситуации с целью создать определенный социальный образ в глазах нового окружения (особенно если оно потенциально опасное).
Подведем итог обозначений. Имеем следующие различные по своему значению понятия: ТИМ (=психотип), ГОПП, социотип, подтип, социальная маска.

ПОЯСНЯЮЩИЙ РИСУНОК



На данном рисунке мы видим, что ТИМ - это одна из шестнадцати возможных структур СФ (на рисунке изображено только четыре, но всего их 16 - для каждого ТИМа своя).
Ниже изображен отрезок времени в 14 часов (это пример, - можно взять и другой отрезок времени, более длинный, скажем месяц). Мы видим, что 7 часов данный человек находится в ТИМе "Максим Горький" (т.е. использует структуру этого ТИМа бОльшую часть времени). Это и будет социотип, т.к. на данном отрезке это наибольшее число. Остальные 7 часов приходятся на подтипы и переключения между ними. Они являются подтипами, т.к. отрезки времени, приходящиеся на данные ТИМы, - меньше 7 часов. А если бы какой-то из ТИМов использовался человеком более 7 часов, то социотипом был бы уже он.

Теперь можно продолжить и подкорректировать мысли, начатые в 1-ой части. Исходя из данной терминологии, можно легко сказать, что при рождении у каждого ребенка есть ГОПП, но еще нет сформированного социотипа. Исходя из индивидуальной ГОПП, какие-то СФ ребенку применять легко, а какие-то – сложно. Переключаясь между доступными (в соответствии с ГОПП) ТИМами, ребенок выбирает определенный социотип, который наиболее соответствует окружающим условиям и который ребенку легко применять. По мере взросления, (опять-таки в зависимости от индивидуальной ГОПП) у человека формируется от 1 до нескольких подтипов, хотя могут долгое время вообще не формироваться. Подтипы появляются как следствие приспособления к новому окружению (а иногда как следствие ношения социальной маски) и используются только в нем. Таким окружением могут быть коллеги на новой работе, однокурсники в институте, и т.д. Хотя с этой точки зрения возможна трансформация подтипа в социотип, если человек слишком много времени проводит в этом окружении.

Также исходя из наших обозначений теперь можно точно ответить на вопрос: можно ли сменить ТИМ? – Именно с этой точки зрения – можно, что собственно люди и делают в течение всей своей жизни. При каждом переключении между подтипами и социотипом как раз и происходит смена ТИМа (см. обозначения выше). И все это мы вывели на основе концепции Фрейда. Сейчас возникает много споров между социониками насчет возможности смены ТИМа. Но имеют ли эти споры смысл, если каждый под ТИМом понимает что-то свое? Так вот мы прояснили этот момент: ГОПП сменить нельзя, т.к. она уже существует при рождении, а ТИМ – можно, т.к. это всего лишь структура психических функций.

Вот только теперь можно описать этот процесс подробнее, вернувшись к уже начатой теме о вытеснении. Опять-таки выражу свое мнение насчет осознанности СФ. Как известно, у всех людей при рождении примерно одинаковый уровень психической энергии, под которой мы обозначим способность к осознанию психических процессов, или иначе говоря способность держать в сознательном внимании определенное количество таких процессов. Этот уровень также определяется ГОПП и немного различается у разных людей, но эти различия незначительны, поэтому во внимание их брать не будем, и будем считать, что уровень психической энергии у всех одинаковый. Также вполне очевидно, что каждому человеку присуща своя индивидуальная степень невротичности (напомню, что невроз – обратимое психическое расстройство, приобретенное из-за психотравмирующих воздействий). Неврозы снижают эффективность нашей деятельности за счет расхода той самой психической энергии. Таким образом, в зависимости от степени невротичности, у разных людей расходуется разное количество психической энергии, а из этого следует, что количество оставшейся психической энергии, доступной для использования, – тоже разное. На удержание в сознании каждого психического процесса тоже расходуется психическая энергия. Поэтому количество СФ, которые можно осознать в данный момент, тоже у всех разное. Кому-то при высокой степени невротичности не хватает психической энергии даже на то, чтобы хорошо осознать две СФ – отсюда столько «чуднЫх» людей, которые не могут эффективно действовать (просто их психическая энергия расходуется на повторное «прокручивание» психотравмирующего момента, и они сосредоточены именно на этом, вместо того, чтобы осуществлять требуемую деятельность). При низкой степени невротичности возможно удержание в сознании сразу нескольких функций. Теперь наконец вернемся к вытеснению. Вытесняются в ПСЗ те из функций, которые наименее нужны на данный момент (поэтому скорее всего будут вытеснены наименее развитые, но при волевых усилиях также возможно вытеснение более развитых – и в этом случае неразвитые будут развиваться). Отметим, что у невротичной личности вытесняется больше функций, чем у психически здорового человека.

И еще раз о переключении между ТИМами. На переключение такого рода также расходуется психическая энергия, особенно если переключение происходит в сторону неразвитых функций, ведь на их развитие она тоже расходуется (это ведь всё психические процессы). Поэтому здесь нужно отметить, что кому-то удается быстрое переключение между ТИМами (психически здоровой личности), но кому-то на это потребуется уйма времени (если вообще получится переключиться) – в случае высокой степени невротичности. Это все говорит о том, что переключаться между ТИМами может только психически здоровый человек. И еще раз приведу цитату из Фрейда: ...состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. – Несомненно, если мы применим это правило к СФ, то оно будет работать только для психически здоровых людей.

И напоследок: А. Аугустинавичюте в своей работе «Модель информационного метаболизма» писала про теорию Кемпинского: Она дает возможность смотреть на каждого индивида как на носителя определенной социальной функции. – Это несомненно было сказано про ТИМ (в нашем понимании). Определенная структура СФ в психике каждого человека на данный момент (ТИМ) – определяет соответствующие социальные функции, присущие данному человеку также на данный момент. И большую роль в определении социальных функций играет индивидуальная степень невротичности, или иначе говоря, количество СФ, удерживаемых в сознании.

Курсивом выделены цитаты из книг.

P.S. Надеюсь, мне удалось передать вам идею.

 
3 Гру 2009 02:46
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Не погоджуюся   Повідомити кому слід   Посилання 

учасники, які подякували Crack за цей допис:
Pobeda_za_nami vavan Wolod MindExplorer Feuer_Katze

учасники, які висловили незгоду до цього допису:
Wolod qwerty_u Morat_Amine Polinne DmitryS2
Зараз у темі:
 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Соціонічний форум » Соціоніка » Стaтья: Можно ли сменить ТИМ?

Форма для швидкої відповіді/td>


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 19 Тра 2024 05:27




© 2004-2024 Віталій Воробйов Адміністратор