Соціонічний форум

Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Соціонічний форум » Соціонічні типи, їх ознаки та методи визначення » Стaтья: Дюма: дуальное восприятие

 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Автор

Стaтья: Дюма: дуальное восприятие


ella_da
"Дон Кіхот"


Дописів: 349
Анкета
Лист
Важливо

Intro: написано по опыту общения с отдельными несколькими представителями ТИМа СЭИ и других ТИМов.
Может показаться, что в статье очерчено превосходство Дюма над представителями других ТИМов. На самом деле, ничего подобного не имелось в виду: просто высказано, что для ИЛЭ БС комфортнее, чем БИ, и ЧЭ комфортнее, чем БЭ.


1. Сенсорика
БС

У СЭИ есть волшебное для Дона качество – БС. Сами Дюма, наверное, воспринимают свою сенсорику как нечто обыкновенное, само собой разумеющееся. А для Донов это – новый, практически неизведанный мир.

В соционических стереотипах нередко можно встретить представление о базовой функции ТИМа СЭИ как о зацикленности на приготовлении и поглощении пищи, занятиях сексом и выполнении всевозможных работ по дому (шитье-мытье, уборка, вышивание, подметание и т.п.)

На самом деле, базовая БС – это особое восприятие мира, заключающееся отнюдь не в питании и уборке квартиры. БС ощущается Доном как некая надежность, осязаемость.
Во-первых, сенсорик Дюма умеет придавать фактам приятную однозначность, что Дона как интуита не может не радовать. Я имею в виду, что сенсорики словам и поступкам людей, а также происходящим событиям никогда не придают каких-то дополнительных смыслов. Это хорошо заметно в разнице мышления этико-сенсориков и этико-интуитов. Мне кажется, можно сказать, что этико-сенсорики в большей степени воспринимают конкретные поступки и конкретные проявления отношения, а этико-интуиты, абстрагируясь от конкретики, пытаются увидеть, что стоит за этими поступками и за этими проявлениями отношения. Иногда (и нередко) это выливается в то, что, с точки зрения Дона, этико-интуиты (особенно с БИ в ЭГО) домысливают те мотивы поступков, которыми в реальности человек никогда не руководствовался. И потом приходится долго доказывать, что «я не это имел в виду».

Пример
Однажды подруга-Дюма жаловалась, что ее подруга в присутствии компании друзей унизила. Рассказ Дюмки: «Когда мы с ней оказываемся на людях, с ее стороны начинаются ТАКИЕ ПОНТЫ! Я говорю, что написала реферат, а она говорит: «Странно, что ты с твоими мозгами еще и реферат написала». Ты представляешь?!!! Она, увидев мое выражение лица, тут же сказала, что пошутила. Но я-то видела, что она говорила серьезно».
Когда в сходной ситуации оказался Есь – его унизил начальник, - то акценты расставлялись совершенно не так: «Представляешь, он сказал при всем офисе, что я медленно соображаю. Это к чему он сказал? Он просто хотел меня унизить? Или он специально занижает мои достоинства, чтобы платить зарплату меньше? Или он на самом деле считает, что я медленно соображаю? А может, он хотел выставиться умным перед дизайнером… А как ты думаешь, с какой целью он так сказал?»


С Дюма у Дона отпадает необходимость выискивать конкретные пояснения словам и поступкам: СЭИ это делает с легкостью сам.

Во-вторых, Дюма, как любой нормальный сенсорик, все мелочи уточняет, детализирует и проговаривает вслух, чтобы не оставлять неясностей. Поэтому при совместной деятельности (как работе, так и отдыхе) с дуалом не возникает неприятных неожиданностей и, как следствие, взаимных упреков.

Пример
Донка и Гамлетесса работают в корпусах, расположенных рядом, а касса находится в корпусе, расположенном подальше.
Донка звонит Гамлетессе:
- Ты пойдешь сегодня за зарплатой в кассу? Давай пойдем вместе. (Донка подразумевала, что хочет пойти пешком до кассы, по пути пообщаться с Гамлетом, потому что потом Донка поедет на день рождения к маме)
Гамлет отвечает:
- Нет, давай ты пойдешь пораньше и займешь для меня очередь. (Гамлет имела в виду, что она после получения зарплаты хочет посидеть в кафе с Донкой и пообщаться за чашкой кофе)
Но так как обе только ПОДРАЗУМЕВАЛИ, а не говорили вслух, то у каждой в итоге сложилось впечатление, что собеседница не хочет общаться. Донка подумала, что Гамлету от нее только и надо, чтобы Донка ей очередь заняла. А когда Донка, получив з/п (очереди не было) и не дождавшись Гамлета, ушла домой, Гамлет подумала, что Донка специально ушла раньше, чтобы не общаться, а день рождения мамы – только отговорка.

Не претендую на истину, но, ИМХО, здесь как раз проявилась слабость сенсорного мышления: и Донка, и Гамлетесса чересчур много имели в виду и подразумевали, и почти ничего о своих намерениях конкретного вслух не проговаривали, почему-то считая, что это должно быть понятно. Дуал-сенсорик наверняка все бы уточнил, и непонимания бы не возникло.

В соционической литературе пишут, что иногда дуализацию начать нелегко, потому что партнеры по общению во всем противоположны. Поэтому либо люди не сразу замечают достоинства друг друга, либо не сразу принимают. В данном случае Дону может быть удивительно то, что Дюма не чувствует каких-то интуитивных вещей, а значит, с СЭИ трудно их полноценно обсудить, как, например, это возможно с Гамлетом или Бальзаком. Дюма, наверное, какие-то сенсорно-этические вещи тоже порой легче обсуждать с сенсо-этиками, чем с интуито-логиками.

Пример В детстве в одном доме со мной жила ровесница – девочка-СЭИ. Вместе с ней мы играли во дворе с другими детьми. С ней у меня получалось удачно взаимодействовать в паре: например, когда в игре в прятки надо было спрятаться от других детей. Однако при общении нередко вылезало не то, чтобы недопонимание... Когда мы в игре в прятки однажды прятались под лестницей в подъезде, то там была ТАКАЯ ЗАГАДОЧНАЯ атмосфера, что так и казалось, что в темном углу притаилось какое-нибудь неведомое существо.
- Ах! – вырвался у меня возглас восхищения.
Из мечтаний на землю меня тут же вернула немного раздраженная Дюма:
- Чего: «Ах-ах»? Давай, бежим – сейчас нас здесь найдут.


При этом я подумала, что она какое-то странное приземленное создание, раз не чувствует этой особой незримой атмосферы. В вопросе совместного фантазирования было проще с девочкой-Гамлетом. А Дюма, наверное, думала, что я странное создание, «зевающее» в самый неподходящий момент.

В-третьих, на уровне повседневного быта Дюма оказывает Дону неоценимую услугу тем, что проецирует и направляет в нужное русло. СЭИ как-то ухитряется чувствовать, что Дон проголодался, или хочет спать, или что свитер колючий, - раньше, чем это почувствует сам Дон.

По суггестивной БС у Донов обычно много-много каких-то непонятных заблуждений. И от них отказываться нелегко - в этом как раз и помогает дуал со своей сильнейшей базовой. Базовая дуала - она очень настойчивая и непреклонная - поэтому она в силах как-то повлиять на нашу суггестивную.

Например, лично у меня по поводу БС много невесть откуда взявшихся устойчивых привычек. Например, если я в детстве ВПЕРВЫЕ решила съесть манную кашу, а эта каша в тот ПЕРВЫЙ раз у мамы не очень получилась - сахара много и пригорела, - то на дальнейшее у меня формируется стойкое: "Манная каша - невкусно!" И когда потом разные люди мне предлагают манную кашу, я отказываюсь, потому что помню: "это невкусно". (По-моему, это уже индивидуальный стереотип) И таких стойких убеждений по суггестивной лично у меня много - вроде: "Варенье нужно пить только с чаем, а не с кофе, потому что с кофе варенье не сочетается" или "Красное с серым в одежде не сочетается" и т. п.

Дюма (да и другие "белые" сенсорики) меня периодически отучают от этих стойких стереотипов. Но для этого им нужно долго и упopнo внушать мне, что "на, съешь манную кашу - очень вкусно", "вот, посмотри -эта кофта в красно-серую полоску красиво выглядит и тебе идет", - и это они должны раз сто повторить, и лишь на сто первый я соглашусь подумать, а может, и правда так? И только на сто пятидесятый раз съем манную кашу (которая покажется, как ни странно, вкусной!) и надену кофту в красно-серую полоску (и кофта уже начнет казаться вполне стильной и элегантной).

Пример Недавно врачей и медсестер нашей больницы направляли для круглосуточного дежурства в другую больницу. Людей за помощью обращалось мало, и то только в первой половине дня, но дежурить мы там должны были круглосуточно. По приезде Дюма первым делом поинтересовалась, где находится продуктовый магазин. Моя реакция: «Зачем? Нас же здесь кормят» (трехразовым питанием там обеспечивали – кормили, кстати, вкусно). Но она все равно сходила в магазин, купила всякой всячины: семечки, огурцы с помидорами (сделала салат), мороженое (и на меня тоже). Моя реакция (мысленно): «Хорошо, конечно, вкусный салатик и мороженое. Но зачем? Ведь могли бы обойтись и без этих излишеств. Нас же здесь кормят». Затем Дюма достала привезенный из дома ноутбук, диски, и мы стали смотреть фильмы. От всего этого улучшилось настроение, самочувствие, и скучное пребывание на рабочем месте стало казаться отдыхом.
Так вот, это я к чему? При суггестивной БС Дон очень и очень мало внимания обращает на обычные, бытовые вещи. А уж как сделать свою повседневную жизнь более приятной и комфортной «для души и для тела», Дон вообще редко задумывается. Но когда кто-нибудь создает уют, обеспечивает атмосферу отдыха, то это сначала неожиданно и непонятно, но потом понимаешь, что это лучшее, что можно сделать. И начинаешь проникаться благодарностью к человеку, так щедро дарящему это лучшее.

ЧС
Волевая сенсорика Дюма очень удобна для Дона. С одной стороны, не «давит», не выдает команд и распоряжений, как настоящие ЧС-ники. С другой стороны, не нуждается в ежесекундной опеке, как у лиц с одномерной ЧС. Сначала мне было удивительно и обидно за Дюма (и Габенов), когда те покорно и молча принимали на себя ЧС-«наезды» волевых сенсориков, и еще более удивительно молчание Дюма в ответ на «наезды» этико-интуитов бета-квадры. Потом, оказалось, что то, что в глазах Дона выглядит «страшным наездом», Дюма (и Габены) часто и за агрессию-то не считают.

И что особенно приятно, Дюма внешне поддерживает впечатление, что главный и «самый крутой» в их тандеме – Дон. Хотя на самом деле в отношениях Дон-Дюма главных нет.

2. Этика
ЧЭ

Эмоции Дюма – это мягкое теплое облако, нежно обволакивающее. Правда, из-за интроверсии СЭИ при начальном общении не всегда могут проявлять свою ЧЭ в полном объеме. Но даже при близком общении, эмоции Дюма «точечны», локальны – имеют, если можно так выразиться, точку приложения – конкретный повод, вызвавший эмоции, - и от этой «точки приложения» эмоции далеко не уходят. В отличие от ЧЭ+БИ, когда легкое выражение негодования, начавшееся по поводу того, что дети попали мячиком в старушку, переходит в пламенные речи на тему: «Куда катится страна?»

Но в силу того, что Дон – интуит, то случается (и часто), что эмоции этико-итуитов (Гамлета и Есенина) Дона на первых порах привлекают больше, потому что они идут в связке с родимой, знакомой и хорошо понятной интуицией. И лишь потом, когда при тесном близком общении начинаются недопонимания, недомолвки и упреки, обусловленные столкновением этих самых интуиций и дефицитом сенсорики, тогда Дон начинает больше ценить уютное тепло ЧЭ+БС.

БЭ
Где-то на форуме, по-моему, была кем-то высказана мысль, что наиболее эффективно и безболезненно поддержать болевую может только дуал. Истинная правда. «Белые» этики также, при условии хороших отношений могут поддерживать болевую Дона, однако чаще всего небезболезненно. Гамлеты и Гюго, эпизодически заходя с ограничительной, могут немножко царапать болевую ИЛЭ. Кроме того, ЭИЭ и ЭСЭ не слишком заботятся о собственной БЭ-этичности, поэтому Дону приходится разбираться не только в собственных, но и в Гюго-Гамлетовских БЭ-погрешностях.

Есенин, как и Дюма, сориентирован на болевую БЭ дуала. Но Дон – не дуал Есенину: как писала LanaGor: «Что из функций Есенина «годится для воздействия на дона? Абсолютно ничего. В итоге есенин остается со своими страхами, недовольством, и либо устраняется от общих дел с доном, либо… обрушивает на того «запрещенный прием» с фоновой».

Дюма, будучи в нормальных отношениях с Доном, как правило, с фоновой не выступает. Наоборот, СЭИ тщательно оберегает, информацию строго дозирует. СЭИ активно не демонстрирует особое отношение к каждому, не играет дистанцией - Дюма дает отношениям самим сформироваться, лишь чуть-чуть регулируя их. Это, с одной стороны, помогает болевой Дона (ибо ИЛЭ так плохо чувствует отношения, их динамику, что без поддержки дуала способен наломать дров), а, с другой, - не травмирует эту самую болевую чрезмерной компетентностью (ибо активное вмешательство в отношения Дона еще больше дезориентирует).

Замечала, что представители всех ТИМов если критикуют дуала по болевой – то за глаза, и очень редко в глаза. То есть, Бальзаки на умственные способности и способность партнера соображать могут жаловаться посторонним, но никогда – в глаза партнеру. Зато то, что партнер неправильно делает, Баль критикует в глаза. Наполеон, будучи в состоянии гиперэмоционального возбуждения, может отказаться от разговора с провинившимся перед СЭЭ человеком, чтобы не выливать отрицательные эмоции. Зато на тему, как нужно уметь общаться с людьми, СЭЭ распространяется с удовольствием.
В диаде СЭИ и ИЛЭ все наоборот. Дон может долго доказывать, что Дюма по БЛ «недопонимает ситуацию», или даже «неправильно понимает», но методы действия дуала Дон если и критикует, то в разговоре с посторонними, и то вскользь. Дюма за глаза может сказать про Дона: «Надо же, он не нашел общего языка с таким-то», - но в глаза анализировать, где Дон допустил ошибку в отношениях, и тем более, учить, как налаживать отношения, СЭИ не будет.


ИМХО, болевая похожа на суггестивную - одномерность, слабое восприятие и неадекват. Только если суггестивная требует мощного, упopнoго и постоянного воздействия (иначе до человека не дойдет), то болевой функции" href="/#Четвертая функция болевая">болевой функции, наоборот, нужно тонкое, чувствительное воздействие, какое лучше всего получается обеспечивать у дуала.

3. Интуиция
БИ

БИ Дюма находится на очень выгодных позициях (с т.з. Дона). В отличие от Гюго и Штирлицев, Дюма умеют ждать. Вернее, Гюго и Штирлицы ждать тоже могут, но со стороны заметно, что при всяких временнЫх неожиданностях ЭСЭ и ЛСЭ начинают испытывать психологический дискомфорт, нервничать и тревожиться. А когда эти временнЫе неожиданности происходят по вине Дона (а чаще всего именно так и бывает), то Дон начинает тоже нервничать из-за того, что доставил людям неприятности. В случае изменения планов, внезапно возникшей необходимости долго ждать Дюма и Габены реагируют довольно спокойно и терпеливо, избавляя Дона от необходимости тщательно следить за своим и чужим временем и планами. Более того, в распределении времени в повседневной жизни СЭИ часто помогают разбросанному и хаотичному Дон-Кихоту.
Ограничительную Дона Дюма не напрягают ни излишней активностью, ни излишним запросом на БИ

ЧИ
Ой, знаменитая Дюмская ЧИ! Это хорошо знакомая картина, когда умный, талантливый, перспективный человек занимается чем угодно, только не развитием своего таланта и своей перспективы. Дюма бывают немного неуверенными, стОит заниматься каким-либо делом или не стОит. Нередко суггестивная ЧИ мешает СЭИ в выборе профессии или специальности – столько возможностей, и неизвестно, что получится, если выбрать одну из них.

Чем радует дюмская ЧИ – своей ненаполненностью, а, значит, базовая Дона востребована! Весь ЧИ-бред, выдаваемый Доном, и о котором представители многих ТИМов отзываются как о нереальных ненужных идеях, бесполезном фантазировании, теоретизировании «на пустом месте», - так вот, этот «бред» Дюма воспринимается… как интересные идеи! Ну и что, что «нереальные» и «бесполезные» - выбрать из них самую реальную и самую полезную Дюма всегда сумеет – недаром ему дана базовая!

4. Логика
БЛ

У Дюма хорошая логика. Замечала, что представители этого ТИМа прекрасно умеют объяснять материал, используя свою активационную БЛ. Дюма хорошо структурирует информацию, выделяет главное и второстепенное, - все, как положено.

БЛ Дона Дюма воспринимает – именно воспринимает и осмысливает, с удовольствием поддерживая обсуждение в ключе БЛ. При обсуждении с Дюма объективных вещей Дон чувствует себя востребованным. Этим общение с Дюма отличается от общения с «белыми» этиками. Наполеон тоже может ценить Дона за сильную логику, но Наполеону достаточно того, что Дон понимает ситуацию с позиций БЛ: сам СЭЭ разбираться в дебрях структурно-логического подхода не стремится. А Дюма стремится! То есть, получается, Наполеон потребляет лишь результат БЛ-мышления Дона, а Дюма участвует в процессе совместно с Доном. А это Дону намного приятнее.

ЧЛ
ЧЛ у Дюмаболевая функция" href="/#Четвертая функция болевая">болевая функция. Чем это хуже, чем иметь ЧЛ на позициях базовой или творческой, – не знаю. По-моему, это такое маловажное качество, что где бы оно ни было в модели А, ни выраженного вреда, ни значительной пользы не приносит. Для Дона очень хорошо, что у Дюма болевая ЧЛ: из-за этого Дюма, во-первых, в отличие от «деловых» логиков, не загружает подробными сентенциями на тему, как и что надо делать, а во-вторых, в отличие от этиков с суггестивной и активационной ЧЛ, не требует подробных инструкций, методично разжевывающих, как и что делать.

Единственное, чем СЭИ осложняет жизнь болевая (на мой взгляд) – тем, что они чересчур чувствительны к замечаниям, высказанным с позиций ЧЛ.

Пример.
Проходили практику в больнице под контролем Штирки (еще там была Джечка): однокурсницы Дюмка и Балька. В любой больнице специфика оформления документации своя. Поэтому неудивительно, что начинающие врачи, попав в другую больницу, что-то оформляют неправильно. В том числе и наши Дюмка и Балька.
Начальница-Штирка обеим делала замечания и говорила исправить – переписать правильно. Объективно обе девушки были одинакового интеллекта, одинаковых знаний, Дюмка даже посообразительнее. Но замечания Штирки Дюмку выбивали из колеи, она расстраивалась, переписывала опять неправильно, Штирка начинала раздражаться: «Ну, я же тебе объяснила, что вот этого не надо писать! Куда ты опять пишешь? Ох…» В результате Дюмка стала считаться самой тупой из практикантов. К тому же в рабочей комнате Штирка и Джечка постоянно друг с другом общались, а поскольку ЧЛ предполагает также определенное мировосприятие, то получалось, что ЛИЭ и ЛСЭ общаются по базовой ЧЛ. Дюмка, сидевшая там же, жаловалась, как ее «раздражают их разговоры». Дело закончилось тем, что Дюмка попросила перевести ее в другое отделение, где работали Дюм, Гюго, Донка, две Робки, Гексля, Максимка и Еська. Там ее стали считать вполне нормальным, способным сотрудником.

Причем Дюма, будучи даже прекрасным специалистом, все равно раздражается от ЧЛ-замечаний.
- Я работаю каменщиком уже 15 лет, - все знают, что я работаю качественно и если уж я берусь за дело – значит, оно будет сделано! – говорит 50-летний Дюма. – Но когда ко мне подходят и начинают: «А зачем ты делаешь так? Делай вот так. А я делаю не так, а вот эдак. И вон тот делает эдак», - то я таким советчикам говорю: «Знаете, что? Идите-ка вы далеко и надолго…»

Вот так выглядят СЭИ в представлении если не всех Донов, то хотя бы одного представителя ИЛЭ. Дюмы, вы замечательные!!!

Если что не так - поправляйте, дополняйте, поясняйте!





Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. (Альберт Эйнштейн)
 
1 Вер 2010 22:56
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Не погоджуюся   Повідомити кому слід   Посилання 

учасники, які подякували ella_da за цей допис:
Surtaichik angel-13 Inforber ne_vidimka Sky
Mephala sozertzatel_1 Frei Lizka Winnie
Brusnilka Vera_Novikova J_Lane Kameneva_Svetlana Nusha89
Patrisia Svetolika2 Ryazano4ka Evildoer BEAVER
Polinochka mist_999 Apelsinka_Zolotinka Zi_n_Aida Diotima
Agata_Zhemchugova Slavjanka Evangelina inde yurage
Tpa-ta-ta Dina Anna-Karina_R Kihotes AlfaVit
Corolevishna SunLight Natalie_81
Зараз у темі:
 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Соціонічний форум » Соціонічні типи, їх ознаки та методи визначення » Стaтья: Дюма: дуальное восприятие

Форма для швидкої відповіді/td>


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 2 Чер 2024 02:27




© 2004-2024 Віталій Воробйов Адміністратор