Соціонічний форум

Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Соціонічний форум » Несерйозна соціоніка » Стaтья: Квадровый признак: Аристократия - демократия на социальном уровне

 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Автор

Стaтья: Квадровый признак: Аристократия - демократия на социальном уровне


dear-enman
"Гекслі"


Дописів: 8
Анкета
Лист

В данной статье, речь пойдет о том, как проявляется признак «аристократия/демократия», на социальном уровне.
Социальный вровень коммуникации отличается далекой дистанцией и поверхностной коммуникацией и носит формальный характер. Формальность его сопряжена с тем, что он регулируется общественными нормами, традициями, внутри групповым поведением и т.д.
Разделения коммуникативного пространства на четыре, независимых друг от друга уровня, было предложено Виктором Гуленко. Так же Гуленко, в своих работах, пишет о том, что уровне взаимоисключают друг друга. К примеру, исключают друг друга социальный и психологический уровни. На социальном уровне мы заботиться о группе людей, а на индивидуальном об отдельном человеке. У макросоциума и микросоциума совершенно разные интересы.
И между тем, несмотря на то, что демократ чувствует себя более комфортно на психологическом уровне, а аристократ на социальном и те и другие, живя в обществе, вынуждены взаимодействовать на всех уровнях.
Тех, кого отдает социальному уровню, мы будем называть коллективистами, а тех, кто отдает предпочтение психологическому индивидуалистами.
В статье я более детально раскрою значение этих понятий и покажу взаимосвязь коллективизма с аристократией и индивидуализма с демократией.


I. «индивидуализм - коллективизм»: кросс-культурные различия.
Дихотомия «индивидуализм - коллективизм» больше относится к социологии, чем к психологии. Так же этот термин широко используется в кросс-культурной психологии и этологии человека. Суть его сводится к идее биполярности человеческой истории: история движется между двумя полюсами, одним из которых является коллективистское общество, другим - индивидуалистское общество. В индустриальную эпоху коллективизм и индивидуализм вступают между собою в непримиримую то "горячую", то "холодную" войну. Если бы в будущем один из этих типов общества был полностью вытеснен другим, это говорило бы в известном смысле о конце истории.
Если дихотомию «индивидуализм - коллективизм» рассматривать на глобальном уровне, то суть ее может служить для нас наглядным примером феномена сменяемости квадр.
Формы коллективизма и индивидуализма меняются от эпохи к эпохе, отдельные общества дрейфуют от коллективизма к индивидуализму и наоборот, но две крайние точки, между которыми разворачивается история, остаются почти неизменными по своей глубинной сути.
Между тем, можно выявить много параллелей с ценностными аспектами биполярных квадр аристократов и демократов. Дихотомия «индивидуализм - коллективизм» хорошо отражает проявления признака аристократия/демократия, на социальном уровне.
Радикальный коллективизм находит свое яркое отражение в коммунистическом режиме, в то время как индивидуализм тяготеет к капиталистическому обществу.
Под коллективизмом принято понимать, такую социальную систему, которая стремится с помощью любых средств радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицает во имя этой цели автономию индивида.
Коллективизму противостоит индивидуализм, не намеренный решительно перестраивать общество ради какой-то универсальной, обязательной для всех цели и допускающий в широких пределах независимость индивидов.
При индивидуализме каждый человек предоставлен самому себе, его личная деятельность достигает максимума, деятельность же государства в отношении каждого человека минимальна. При коллективизме, наоборот, самыми мелкими действиями человека распоряжается государство, т.е., вещественная организация; отдельный человек не имеет никакой инициативы, все его действия в жизни предсказуемы.
Коллективизм и индивидуализм не только хорошо различимы, но и в определенном смысле измеримы.
Коллективизм - такая установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на интересы группы и учитывает их в первую очередь при принятии решений.
Индивидуализм - такая установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на личные интересы и учитывает их в первую очередь при принятии решений.
Эти два полюса не являются взаимоисключающими, речь идет лишь о преобладании одного или другого.

II. Соотношение индивидуальных/групповых целей
Коллективист в большей степени зависит от той группы людей, с которой себя отождествляет.
Ему сложнее поменять место работы. Труднее даются переезды в другой город. При этом большое значение имеет фактор того, по каким причинам аристократ отождествляет себя с группой.
Среди социотипов Бета-квадры отождествление происходит за счет того, что индивид занимает в группе хорошее положение. Чем выше он поднимается по карьерной лестнице в данной компании, тем сложнее ему поменять место работы. Социотип из Бета-квадры в большей степени отождествляет себя с ингруппой*. Ингруппа становится не просто средством достижения целей. Ингруппа начинает восприниматься как его собственность, как часть его самого.
Социотипы из Бета-квадры стараются стать главными в своем деле. И для этого им нужны другие люди. Коллектив Бете нужен для того, чтобы повелевать и властвовать
Среди социотипов Дельта-квадры отождествление происходит за счет того, что индивид чувствует себя нужным и необходимым членом команды. Чем чаще к нему обращаются за советом или за помощью, тем сложнее ему поменять место работы. Группа диктует цели для индивида. Источник целей для индивида – ингруппа.
Социотипы Дельта-квадры стараются быть нужными и полезными в деле. Быть нужными для кого-то. Коллектив им нужен для того, чтобы реализовывать свою потребность в том, чтоб стать для него полезным и необходимым.

Индивидуалист в меньшей степени зависит от группы людей. Он способен находиться в нескольких группах одновременно.
Он формирует много ингрупп для реализации собственных целей. Источник целей для индивида – он сам.
Цели индивидуалистов подчинены их личным интересам.
В Альфа-квадре – это веселые компании, интересные разговоры, приятное времяпрепровождение.
Чем больше у Альфы сформировано ингрупп, тем интереснее им живется. Сначала с одними пообщались, потом с другими. Третьим можно рассказать о том, что узнали от первых двух. Происходит постоянный обмен информацией, обмен мнениями. К тому же это сулит и дополнительные бонусы. Когда приходишь в гости, тебя там угощают не только информацией, не только возможностью подискутировать или поспорить, но и едой и заботой.
В Гамма-квадре, индивиды образовывают гораздо меньше ингрупп и совершенно для других целей. Если первая ходит в гости, то третья предпочитает встречаться на нейтральной территории. Если первая ищет информацию, то третья ищет материальные ресурсы. Если первая хочет подзарядиться эмоциями и повеселиться, то третья хочет завязать отношения для пользы дела.
Ингруппа* - группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе.
Аутгруппа - группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".

III. «Привязанность» к группе
Коллективисты сильно привязаны только к одной группе. Участие в группе обязательно.
У коллективиста группа людей имеет приоритет над конкретным человеком. Коллективист больше тянется к группе и старается собрать людей вместе. В приоритете общая сплоченность.
Бета дорожит возможность общаться с руководителями.
Дельта дорожит возможностью общаться с единомышленниками.
Индивидуалисты сильно не привязаны ни к одной группе. Участие в группах добровольное.
У индивидуалиста конкретный человек имеет приоритет над группой. Индивидуалист больше тянется к конкретному человеку в группе и старается вывести его из группы, чтобы поговорить с ним лично. В приоритете личные отношения.
Альфа дорожит своей самостоятельностью и независимостью.
Гамма дорожит возможностью выделиться и отличиться.


IV. Аутгруппы
Для коллективиста, все кто не в ингруппе – в аутгруппе. Поведение по отношению к ингруппе (конформизм) и аутгруппе (избавиться) сильно различается.
У коллективистов наблюдается политика двойных стандартов. Например, у них честность и забота о членах своего клана вполне может сочетаться жесткой эксплуатацией и обманом людей из внешнего мира.
В Бета-квадре люди делятся на друзей и врагов. Вследствие вытесненного аспекта этики отношений в Бете принято подозревать всех, кто не с нами. «Кто не с нами тот против нас». Все конкуренты – враги! Врагов нужно давить, вытеснять из системы. Врагами считаются также те, кто не слушается, не выполняет приказов, не считается с положением, кто нарушает субординацию. «Либо ты в моей команде и слушаешь, что я тебе говорю, либо ты мой враг, которого я накажу!»
В Дельта-квадре люди делятся на своих и чужих. Свои - это не просто люди своего круга. Свои – это люди своего духа, надежд и устремлений. Чужие – это вся та серость, которая не способна самостоятельно мыслить. От чужаков уходят. Чужакам закрывают доступ к ресурсам. Чужаков призирают и постоянно насмехаются над ними.

Для индивидуалиста, не-участники ингрупп не обязательно в аутгруппе. Отношение к игруппе и аутгруппе не очень различаются.
Для индивидуалиста нехарактерна существенная разница в оценке членов группы «своих», в которую входит индивид, и членов группы, внешней по отношению к индивиду. Они примерно одинаково (одинаково вежливо или одинаково невежливо) относятся и к своим, и к чужакам.
В Альфа-квадре каждый человек на пути - это потенциальный друг! Он может быть и вовсе ортогональным по отношению к нам, ничего страшного! Другой взгляд на вещи это новые возможности. А вдруг этот взгляд окажется лучше, достойнее? Нужно обязательно сравнить. За одну встречу отношение к собеседнику может несколько раз поменяться от супердруга до злейшего врага и обратно.
Секреты в Альфе подолгу не хранятся, так же, как и любая другая информация. Но безопаснее о своем секрете рассказать малознакомому человеку, чем тому, с кем постоянно встречаешься. Впрочем, «по секрету всему свету». Если в одной компании Альфиец получил секрет от другой, то это уже не просто секрет, это особо ценная информация, которую необходимо передать другой компании, дабы у неё разузнать, что она думает по этому поводу и узнать её отношение к тем людям, которые рассказали про них такое!
В Гамма-квадре далеко не каждый, кто встречается на пути, может стать потенциальным деловым партнером. Гамма-квадра в некотором роде находится в оппозиции по отношению к любым группам. Больнее всего, когда подставляет человек своего круга. В Гамма-квадре мало кто вызывает диверсии и мало кого подпускают к себе на близкое расстояние. Не имеет особого значения, знают тебя десять лет или только один месяц. От каждого человека можно ждать подвоха, поэтому от каждого человека Гамма прячет свои секреты. Что Гаммиец рассказывает одному члену группы, то же самое другому члену группы будет рассказано совершенно иначе.

V. Влияние ингруппы на поведение
Для коллективиста: широкое, глубокое и размытое.
То, что хотят все или большинство членов группы, само по себе становится чрезвычайно важным и значимым явлением.
Дельта считает, что раз так ингруппа в этом нуждаются, значит если им в этом помочь, то можно будет стать нужным для столько большого количества значимых для неё людей.
А в Бете само по себе такое явление массового характера уже может быть тождественно образованию ингруппы. Ведь если все хотят, но никто не решается сделать, значит, можно стать во главе, возглавить данную группу и подчинить её своим целям.

Для индивидуалиста: Ограниченное, поверхностное и специфичное.
Когда все члены группы хотят что-то сделать, это не вдохновляет, потому что индивидуалист отталкивается от себя. Он меньше коллективиста отягощен понятиями обязательств и долга. Он живет по своим нуждам и потребностям. И не всегда считает целесообразным строго учитывать потребности группы. И не всегда склонен брать на себя общественные обязательства.
Не имеет особого значения, сколько людей в этом заинтересовано. Главное, заинтересован ли во всем этом индивидуалист. Индивидуалист склонен заявлять, что у него свои собственные представления о тех или иных процессах или явлениях.
Индивидуалист живет не как принято в том или ином контексте, а как он считает уместным и целесообразным.

VI. Нормы и санкции
У коллективиста: Если ясны, подталкивают к конформности; если не ясны – подталкивают к нонконформности
Коллективисты в большей степени склонны подстраиваться под ситуацию, чем изменять её. Они сосредоточены на традициях и нормах.
Нормы, правила, регламенты, положения – все это нужно для того, чтобы команда двигалась согласованно и чтобы каждый член команды выполнял отведенные на его роль задачи.
Бете чрезвычайно важно знать, какое место в команде индивид будет занимать.
Для того, чтобы Бете включиться в работу, нужно, чтобы индивида наделили полномочиями и обозначили его положение. Кому он подчиняется, кто ему подчиняется. Какие у него есть полномочия. Что он может делать, а что не входит в сферу его полномочий.
Дельтийцу чрезвычайно важно знать то, что от него хотят получить. Чем конкретнее запрос, тем комфортнее работать. Также Дельтийцу чрезвычайно важно знать то, насколько значима для команды цель, которую перед ним поставили.
Для того, чтобы Дельте включиться в работу, нужно наделить её соответствующими ресурсами. Предоставить все необходимое для работы и желательно не отвлекать.

У индивидуалиста: Больше самостоятельности (сохранение «внутренних» норм в разных группах).
Индивидуалисты в большей степени склонны скорее изменять ситуацию, чем приспосабливаться к ней.
Индивидуалисты сосредоточены на достижении личных целей или на гедонизме.
Альфиец склонен делать то, что ему хочется. Как правило, нормы и правила вступают в конфронтацию с их личными желаниями. За счет ценностного аспекта интуиции возможностей, Альфа неуютно чувствует себя в рамках принятых кем-то другим норм и правил. Она может прекрасно понимать, что от неё хотят, но это не значит, что она это будет разделять. Чем больше она узнает о нормах и правилах, тем сильнее она раздражается этой ограниченностью.
Гаммиец склонен делать то, что ему выгодно. Какими бы его не наделили санкциями и полномочиями, он все равно будет видеть в этом ограничение его деловой активности.

VII. Понятие нормального человека
Для коллективиста нормальный человек тот, кто:
- уделяет внимание
- доброжелательно относится
- талантлив
- востребован
- уважает
- всегда выслушает мнение
- «не мешает»
- думает не только о себе

Для индивидуалиста нормальный человек тот, кто:
- имеет чувство собственного достоинства
- интеллектуально развит
- деловит
- обладает самоуважением
- не потерял свое Я
- самодостаточен
- живет в гармонии с самим собой

Также следует отметить, что для центральных квадр наиболее значимыми для жизни людей оказываются материальный достаток, власть и авторитет, в карьере они видят смысл жизни. А для периферийных квадр главной ценностью является сам человек, его близкое окружение, для них характерна значимость отношений между людьми. В Альфа-квадре сначала говорят, что у нормального человека должно быть любимое дело/увлечение/хобби, а потом хорошая семья. А в Дельте наоборот. При этом сам перевес не столь значителен и зависит от многих других факторов.
В центральных квадрах также присутствуют ценности периферийных квадр, но в большей степени выражена склонность к материальной в Бете («находится на хорошем счету», «имеет вес в обществе», «способен купить себе все, что хочет»), и к нравственной в Гамме («честный», «справедливый», «живет по совести»). Но следует подчеркнуть, что поскольку третья квадра индивидуалисты, то их нормы морали могут отличаться от норм принятых в обществе. Т.е., он, в первую очередь, честный, справедливый и совестливый по отношению к самому себе.

VIII. Друзья
Коллективизм: Дружеские отношения близкие, часто пожизненные, придается важный смысл. Редко появляются новые. Выглядят более замкнутыми, но друзья более «интимные».
Коллективисты предпочитают поддерживать многочисленные привязанности, которые сформировались в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников по группе. Но в целом для «коллективиста» число таких сообществ, членом которых он является, обычно оказывается меньшим, чем у «индивидуалиста». Члены индивидуалистических культур склонны ощущать себя в группе отдельными, независимыми, автономными личностями.

Индивидуализм: Друзья=приятели, неблизкие связи. Новые появляются часто и легко. Выглядят более социальными, но менее близки друг другу. Одиночество
Индивидуалисты склонны формировать свои дружеские отношения исходя из взаимных симпатий, интересов, признания личностной идентичности (но число значимых и доверенных друзей, с которыми можно «отвести душу», при этом небольшое). В индивидуалистических культурах вполне допускается плюрализм* - а иногда даже приветствуется конфронтация точек зрения внутри группы ради повышения ее развития и повышения ее конкурентоспособности – здесь человек может быть под свою собственную ответственность членом самых разнообразных сообществ (в т.ч., и с противоречивыми влияниями, между которыми он сам выбирает себе приоритеты).

Слово плюрализм*, произошло от латинского слова pluralis, т.е., множественный.
Активность индивидуума, его потребность в том, чтобы отстоять свои интересы, терпимость к мнению окружающих – все это проявляется в плюрализме.
Плюрализм возникает тогда, когда в каких- либо деятельностиобщении проявляется много мнений, вариантов оценок, ориентаций.
Системы общества, которые базируются на плюрализме, характеризуются тем, что в них происходят столкновения разных взглядов, мнений, политических убеждений. Здесь критикуют не только сверху, но и снизу. Совместное существование разных людей, с различными мнениями, возможность высказывания своих мыслей, без боязни преследований.
С политической точки зрения - это такой тип сложившегося общества в государстве, в котором власть распределяется между большим количеством групп, постоянно имеющих между собой активное взаимодействие, например, конфликты, сотрудничество и соперничество. Политический плюрализм также можно отнести и к институтам, которые обеспечивают возможность самого явления широкого разделения власти. Если рассматривать плюрализм с точки зрения политической философии, он будет являть собой точку зрения, согласно которой разнообразие необходимо, поскольку оно ведёт к демократическому строю.
В идеальном значении, плюрализм – это распределение власти среди множества групп, разных по характеру и типу.

IХ. Сравнение и равенство.
Коллективизм тяготеет к сходству и равенству внутри ингруппы.
У коллективистов во многом консервативная (механистическая) форма восприятия.
Коллективизм направлен на сохранение традиций и норм.
Коллективисты, в массе своей, мало отличаются друг от друга. Являясь членами одного и того же коллектива, они похожи друг на друга, поскольку испытывают одинаковые чувства, придерживаются одинаковых ценностей, одно и то же признают авторитетным и незыблемым. Ингруппа отличается большой сплоченностью, потому что индивиды ее не дифференцированы.
В Бета-квадре равенство носит массовый характер. Это армия или корпорация, где люди ходят в очень похожей одежде, придерживаются одной и той же идеологии, одного и того же корпоративного или социального поведения. При этом основная задача ингруппы выделиться среди остальных группы подобного типа. Сходство Беты больше проявляется на уровне поведения и окружения.
В Дельта-квадре равенство внутреннее, оно более скрыто. Поскольку Дельта в большей степени относится к закрытому обществу, то при всей внешней непохожести внутри ингруппы наблюдаются самые большие сходства. Сходства Дельты больше проявляются на уровне убеждений и ценностей.

Индивидуализм тяготеет к различиям и сравнения внутри ингруппы.
У индивидуалистов во многом новаторская (оригинальная) форма восприятия.
В ингруппе индивидуалистов индивиды не подобны друг другу, они различаются, и в определенной мере именно потому, что они различны, достигается согласие.
Индивидуалист очерчивает четкую границу между собой и другими. Ему неприятно осознавать, что он точно такой же, как и другие. И он старается постоянно замечать и подчеркивать эти различия. По сути, для индивидуалиста каждый человек заметно отличается от других.
В Альфа-квадре стараются по-разному трактовать одно и то же явление, уверяя всех в том, что то, о чем они говорят, это вообще совершенно что-то отличное от всего остального. Шаблонность мышления осуждается.
В Гамма-квадре принято по-разному подходить к решению тех или иных задач. Представьте себе десять фирм, торгующих одной и той же маркой автомобиля. При этом каждая утверждает, что только у них есть то, чего нет у ни у кого другого. И несмотря на то, что в целом у них в салонах одно и то же, все же акцент делается на различиях.

X. Механизмы социального контроля
В большей степени – стыд.
Стыд всегда связан с наличием другого человека или группы людей. И чем значимее для индивида эти люди, тем сильнее проявляется чувство стыда. Попадая в унизительную ситуацию, индивид чувствует себя опозоренным, обесчещенным.
При переживании стыда все сознание человека сфокусировано на положении, в котором он оказался. Человеку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек.
В Бета-квадре чувство стыда, как правило, трансформируется в форму гнева, направленного на осуждающего другого, поскольку именно он был сопричастен к ситуации, вызвавшей стыд, а следовательно, и он несет хотя бы частично ответственность за острое переживание стыда. По сути это защитная реакция, так как, направляя гнев вовне, стыдящийся пытается восстановить ощущение владения ситуацией.
Если же гнев направляется на самого индивида, то он испытывает стремление сжаться, сделаться маленьким, незаметным, «провалиться сквозь землю».
Что в свою очередь так же отражает «комплекс шестерки» и связанное с ним ощущение того, что человека «опустили».
В Дельта-квадре чувство стыда, как правило, трансформируется в форму презрения к самому себе и отражает комплекс «подрезанных крыльев». В эти моменты индивид особо остро чувствует отчужденность и презрение по отношению к самому себе. Он чувствует себя никчемностью, неудачником, бесполезным человеком.

В большей степени – вина.
Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести».
Вина тесно связана с ответственностью. Индивид несет ответственность за то, что он сделал. Но в отличие от обвинителей в суде, задающих вопросы, здесь индивид сам себе судья, он сам себя наказывает, сам себя милует. Он сам принимает и выносит решение по поводу собственной жизни. Неверный поступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не вообще, а только в связи с осознанием своего поражения, своей несостоятельности, неуместности этого поступка, только тогда возникает вина.
Связь вины с нравственным аспектом существования человека или с ответом на вопрос: «что сделал человек из себя», - подчеркивает индивидуальную сторону ответственности за вину. Вина может быть только личной, индивидуальной.
При прочих равных условиях, при переживании стыда индивиды реагируют уходом от контактов, а испытывая вину - стремятся исправить положение и выйти из него с честью.
Социотипы Альфа-квадры в меньшей степени склонны осознавать вину, вследствие того, что аспект этики отношений вытеснен из сознания. Но если индивид осознает свою неправоту, то он, как правило, испытывает потребность в том, чтобы об этом рассказать другому.
Социотипы Гамма-квадры в большей степени способны осознавать вину, но в меньшей степени способны к тому, чтобы в открытую в этом признаться. Даже хорошо осознавая, что неправ, индивид не стремится к тому, чтобы рассказать об этом.

XI. Ресурсы, которыми обмениваются
Коллективисты: Любовь, статус, услуги.
У коллективистов, как правило, достаточно ресурсов, потому что одна группа обеспечивает индивида большинством благ – это подталкивает к общению с одними и теми же людьми.
Коллективисты: стремление к обособленности.
Коллективисты чувствуют себя дискомфортно в ситуации соперничества. Они нацелены на долговременные отношения и не стремятся делать бизнес с первой встречи, предпочитая установить сначала добрые межличностные отношения.

Индивидуалисты: Деньги, информация, товары.
У индивидуалистов ресурсов либо очень мало, либо очень много. Группа (каждая из множества) обеспечивает лишь небольшую часть благ – это подталкивает к большей «социальности» поведения.
Индивидуалисты тяготеют к всеобщности.
Индивидуалисты в случае видения интересных перспектив более склонны к быстрому началу нового партнерства, а соревновательность они воспринимают как условие жизни.


Список использованной литературы:
1. Аушра Аугустинавичюте. Социон. Издательство: Черная белка.
2. Юнг К. Г. О современных мифах. М., 1994.
3. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «я». По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1991.
4. Триандис Г. С. Культура и социальное поведение; Учебное пособие (пер. Соснина В. А.)
Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды:
5. Виктор Гуленко. Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.

 
13 Кві 2011 14:04
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Не погоджуюся   Повідомити кому слід   Посилання 

учасники, які подякували dear-enman за цей допис:
Resmile ipuska Rebe4ka Vladimir zxcvbnm111222

учасники, які висловили незгоду з цим дописом:
luano NigeL Vera_Novikova
Зараз у темі:
 Відповісти   Створити тему   Створити опитування   Створити статтю   Підписатися   Друкувати 
Тема повністю »
Цей допис у темі »

Соціонічний форум » Несерйозна соціоніка » Стaтья: Квадровый признак: Аристократия - демократия на социальном уровне

Форма для швидкої відповіді/td>


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 9 Чер 2024 12:35




© 2004-2024 Віталій Воробйов Адміністратор