Ну что сказать, начало 2015 года радует своими премьерами. Фатих Акин, этнический турок - вообще топовый режиссёр, и это, возможно, лучший его фильм. 1915 год - геноцид армян в Оттоманской империи. Кузнеца Назарета, семейного армянина, во время Первой мировой призывают в Оттоманскую армию, но фактически он с другими армянами занимается строительством дорог - почти каторжным трудом, где многие умирают. Турки не церемонятся с армянами и заставляют тех принимать ислам, а отказавшихся убивают. Была убита и вся группа, строившая дорогу, за исключением Назарета - он чудом остался в живых и турецкий меч только проколол ему горло, оставив шрам и лишив возможности разговаривать.
Далее идут странствия Назарета по сирийским пустыням, входившим тогда в состав Оттоманской империи. Он прибивается к туркам-дезертирам, а потом попадает в лагерь умирающих беженцев-армян, где узнаёт, что все женщины и дети его города были фактически обращены турками в рабство. Он находит свою умирающую тёщу, которая сообщает ему что его семья погибла.
Далее ему везёт встретиться с добрым сирийцем, приютившим его и ещё многих армян. От соотечественника он узнаёт, что 2 его дочери, возможно, остались живы, т.к. тот был свидетелем, как жена Назарета перед смертью отдала их местным бедуинам.
Оттоманская империя распадается, диктата турков больше нет. Оставшуюся жизнь Назарет проводит в поисках дочерей - странствуя по сирийским пустыням, где организованы гуманитарные лагеря для беженцев. Через несколько лет в одном из лагерей он узнаёт дочерей на фотографии. Они воспитывались там, а затем воспитатели подыскали им мужей на Кубе.
Назарет становится уборщиком на эмигрантском судне, чтобы попасть на Кубу. В Гаване он узнаёт, что дочери не вышли замуж, а уехали в США работать на текстильной фабрике. Армяне-беженцы нашлись и на Кубе, с их помощью Назарет нелегально переправляется во Флориду, где опять как в молодости строит дороги и отношение к нему самое плохое.
Наконец он находит небольшую группу армян-строителей, которые указывают ему на небольшое русское поселение. Где он и встречает одну из своих дочерей спустя 10 лет скитаний - вторая умерла от туберкулёза. Вместе они идут на её могилу, конец.
Донельзя трогательный фильм. И я думаю, без международных призов здесь однозначно не обойдется. 7, 5 из 10. У Акина талант делать из таких сценариев реальный артхаус, а не коммерческое зрелище. Талант есть талант. Весь фильм - музыка в духе "Мертвеца" Джармуша, подчеркивающая иррациональность происходящего.
Хронометраж 2 часа 08 минут - не верьте Яндексу, обещающему 98 минут. Скорее всего этот фильм попадёт в десятку года.