Кстати, раз уж зашла речь о масках, которые мы на себя надеваем. Хочу тут кое-что сказать о так называемой маске Аглаи Епанчиной (все из того же романа Достоевского "Идиот"). Всем известно ведь, что все герои романов Достоевского - Досты и Доси. только с разными изменениями личности в зависимости от обстоятельств и жизненных ценностей... Кстати, его романы как раз можно читать как пособие в достоведении
Об изменении и причинах изменения личности женщин Достоевских по типу "Настасья Филипповна" я писала уже
Теперь вот о маске Аглаи... Все, кто читал роман или хотя бы видел кино, вспомнят, как она князя шпыняла при всех, вечно ставила в неудобные положения, изводила и вообще непонятные порой фокусы отмачивала. Вопрос: почему она так поступала, вроде ведь любила его? Ответ: от патологической природной стыдливости, которая свойственна всем Достоевским без исключения. Вот такая форма проявления стыда... а стыд такого рода - чтобы не дай Бог окружающие не увидели истинные проявления души - нежность, мягкость, кротость, любовь... Ведь как о ней ее мать сказала "До… сумасбродства… до сих пор застенчива и стыдлива; в детстве… в шкап залезала и просиживала в нем часа по два, по три, чтобы только не выходить к гостям; дылда выросла, а ведь и теперь то же самое..." То есть в детстве "шкап" - это еще объяснимо и понятно, но во взрослом возрасте в "шкап" уже не полезешь, значит сооружается шкап поведенческий, или, как его обозвал мой друг-соционик Юра Карпенков - "пиджак"
Вот этот самый "шкап-пиджак" - "…девка самовольная, избалованная …девка своевольная, девка фантастическая, девка сумасшедшая! …Но, главное, злая, злая, злая! …Полюбит, так НЕПРЕМЕННО БРАНИТЬ ВСЛУХ БУДЕТ И В ГЛАЗА ИЗДЕВАТЬСЯ…" - вот здесь хочу как раз объяснить такое странное поведение именно любящей Доси. Ведь когда Дося любит, она наиболее уязвимой делается, потому что внутри нее АБСОЛЮТНО все раскрывается навстречу любимому человеку, и с особой силой в ней начинают пробуждаться и говорить ЛУЧШИЕ проявления ее души... но вот СТЫДНО всего этого. И очень страшно, что не отнесутся всерьез, так же, как она всерьез все эти процессы внутри себя воспринимает.
Есть за нами такая заморочка - мы стыдимся показать не то, что есть в нас плохого (ето мы как раз не стыдимся и активно порой демонстрируем ), а стыдимся именно лучших своих проявлений. До сих пор не могу объяснить себе этот парадокс... Отсюда и возникают "шкапы" такого "эксцентрического" типа... (цитирую мать Аглаи опять же)