У каждого же такой словарь. Немало слов, отвечающих за нематериальные категории, мы вынуждены использовать по своему разумению в связи с принципиальной невозможностью существования некоего материального эталона, который можно было бы взять за наглядную основу. Нарисовал квадрат — и он всеми одинаково понят. А что есть любовь? Усваиваем по внешним проявлениям, но сопоставляем с исконно внутренними. Однако и внутренние показать непосредственно не можем — только изобразить через внешнее. И при этом мы склонны по умолчанию считать, что другие естественным образом разделяют принятое нами значение этих слов. Из-за чего все недопонимания. Один про Фому, другой про Ерёму. Обычное дело.
В идеале-то, конечно, слова должны служить смыслу, а не смысл — словам.
То есть:
Я взял модель двух похожих психоэмоциональных процессов, но содержательно различающихся по вектору "кто кого", и назначил им условные термины из перечня близких по семантике обиходных понятий: "ненависть" и "презрение". Расчёт на то, что это может привнести больше порядка в затронутую систему представлений.
Когда локально переопределяется семантика более обширных понятий, они переходят в ранг формализованной терминологии, которая лучше координирует передачу смысла в ходе дискуссии, при выкладке теории, в понятийной базе некой дисциплины или даже целого дискурса.
3 Июл 2017 09:43 Argus писав(ла): Ненависть - очень сильное, значительное, страстное чувство, которое привязывает не хуже любви.
Похоже, что в общем языковом контексте это понятие и связывается с силой переживания, с возрастающей мотивацией дать волю внутреннему напряжению, с близостью к аффекту. Привязка происходит благодаря значимости, ведь для психики значимым оказывается всё то, что имеет над человеком некую власть, будь то положительную или отрицательную, созидательную или деструктивную.
Тогда я уточню терминологию своего личного словаря. Моя "Ненависть" — эмоциональное переживание антагонизма Внешнего и Внутреннего в пользу Внешнего. Безотносительно силы переживания, длительности и устойчивости. Диапазон величин от атомного ядра до светового года.
Бывают такие микроскопические крупицы ненависти, что они рождаются и умирают за долю секунды, что даже ощутить их толком едва ли успеваешь. Намедни такое было: на улице уже потемнело, в комнате горит свет, смотрю — на балкон занавеска не задёрнута. Значит, комарьё уже налетело и будет меня ночью терроризировать. Крошечная вспышка эмоции внутри (ненависть и гнев вперемешку). Проходит миг — и нет её. Ещё до того, как подошёл и задёрнул занавеску, уже переключился мыслями обратно на прежние дела. Это капля.
Несколько лет назад, когда на каждом углу ещё маячили игровые автоматы, в которых нерадивые граждане просаживали по ползарплаты за вечер, была острая ненависть к произволу, к коррупции, к отсутствию контроля за пагубными явлениями в обществе. Эмоция в миллион раз сильнее, чем к несчастному насекомому. Это уже целое ведро.
Ненависть между целыми народами — катастрофическое состояние множества людей, трагедия эпического масштаба. Океан.
Что океан, что капля в этом отношении — суть одна и та же вода. Но это, безусловно, далеко не тождественные, не равноценные вещи, с совершенно разным положением в порядке происходящего.
Аналогично, моё "Презрение" — эмоциональное переживание антагонизма Внешнего и Внутреннего в пользу Внутреннего.
Но я не знаю удачных слов для ранжирования этих эмоций по силе их напряжения, лабильности и прочим психологическим параметрам. Что, в свою очередь, может внести новую путаницу. И чего я тоже хочу избежать.
3 Июл 2017 09:43 Argus писав(ла): ненависть и презрение к одному объекту могут сочетаться как угодно. Можно ненавидеть и презирать. Например, ненавидеть за причиненные разрушения и презирать за трусость, за мелочность и подлость использованных средств. Можно ненавидеть и уважать. Можно презирать без ненависти. И т.д.
Да, я абсолютно с Вами согласен. Объект может воплощать собой несколько отдельных функций, по-разному воспринимающихся психикой.
В тех случаях, когда охапка когнитивных диссонансов не справляется с амбивалентностью рассматриваемой сущности, срабатывают защитные механизмы, консолидирующие эту противоречивую сущность в однозначный, дискретный феномен. Но раздельное рассмотрение образующих сущность элементов позволяет формировать к нему комплект несходных, но внутренне упорядоченных отношений. "Котлеты отдельно, мухи отдельно". Разница между атомарным и составным.
3 Июл 2017 09:43 Argus писав(ла): само слово "гордыня" я использую в ином значении. Как синоним слова "честь" в старинном, высокомерно-дворянском смысле слова. Априорное уважение к себе, не позволяющее опускаться ниже определенной границы. Ни себе, ни другим.
3 Июл 2017 14:54 vdrebezgi писав(ла): Почему именно гордыня, а не гордость, как более близкое по значению?
3 Июл 2017 16:29 Argus писав(ла): В слове "гордыня" есть эпатаж, вызов христианскому эгрегору, что-то эгоцентричное, байроническое или лермонтовское...
И очень внутреннее, привязанное к сути, а не к деянию.
Она - последняя опора, когда иных не остается.
А слово гордость - понятнее, проще, земнее. Я называю так чувство, вызываемое сознанием вполне конкретных успехов или побед - лично моих или тех сил, которым я чувствую себя принадлежащей. Типа "гордость за хорошо сделанное дело".
Продолжаем перебрасываться личными словарями.
Гордыня — самопревозношение с пренебрежением и иррациональной самоуверенностью. Порой желанное и соблазнительное. Антипаттерн с точки зрения сохранения бдительности и оценки рисков и угроз. Также этически осуждается в разных культурах.
Гордость — положительный результат критической оценки своих усилий, подкреплённой совестью, чувством ответственности или мотивом самоутверждения, как если бы эту оценку давал некто сведущий и авторитетный, своим одобрением укрепивший самооценку.
Ближайший аналог "чести" для меня — "достоинство". Но это персональное, эмпирически постигаемое мерило, не нормативное и невыводимое посторонним наблюдением. Когда достоинство утрачивается, становишься жертвой собственных проекций (совесть, стыд), что стимулирует его восстанавливать. Психологическая механика достоинства напрямую зависит от характера интеграции индивида как в глобальный социум, так и в микросоциумы, в которые он вовлечён, а почвой служит реализация в этих социальных системах чувств уважения (БЭ) во взаимоотношениях между индивидами.