17 Янв 2018 14:16 Leontia писав(ла): Замечательно!
Откинем явно потребительские мотивы, потому что в контексте беседы они нам ничего не дают, и оставим допущением возможность искренней веры ради душевного спокойствия.
Итак, вера - это феномен, как молния для первобытного человека. Феномен - это основа будущего знания. С такого ракурса вера человека просвещенного - событие более значимое, нежели вера невежды, для управления которым и была изобретена религия.
Ученый не нуждается во внешних ограничениях и источниках искусственных страхов, однако, он все же может нуждаться во внешней силе для успокоения и примирения с действительностью, в которой еще слишком много прочих непознанных вещей.
Получается, что неверие - это отрицание феномена, низведение фокуса внимания в материальный мир и его устройство из-за... Либо из-за отсутствия опыта столкновения с феноменальным, либо из-за потери интереса вследствие осознания ограниченности ума и разочарования, либо...?
Итак, мы имеем некий, как Вы говорите, феномен веру в некую сверхъестественную силу. Никто не отрицает существования этого феномена, и это прекрасно, потому что мы можем проанализировать и критически разобрать такое социальное явление, как вера.
Известно, что вера не является константой. Ребенок верит в Деда Мороза, но вряд ли мы найдем взрослого, который на полном серьезе будет предполагать, что в Новый год старик в красной шубе разносит бесплатные подарки тем, кто хорошо себя вел... На каком-то этапе личностного развития наш подросший ребенок может почувствовать необходимость в боге, некой доброй направляющей силе, которой не безразличен этот конкретный подросток. Однако даже поверхностное изучение священных книг порождает множество вопросов, не всем по вкусу устаревшие ритуалы и церковные традиции. Но современное общество предлагает массу альтернатив! Многочисленные гуру и магистры очень ненавязчиво рассказывают о любви и ссылаются на древние практики, единственными хранителями чьих секретов и являются наши гуру. В этом калейдоскопе идей человек теряется и все, что остается у него - просто ощущение того, что ТАМ (я ткнул пальцем вверх, люблю этот жест, такой солидный!) что-то есть. В нашей стране люди совершенно спокойно носят крестик и при случае отправляют христианские ритуалы. Я как-то даже проводил исследование, почему вообще выбрали православие мои знакомые. Абсолютно все респонденты так или иначе объяснили свой выбор историческими и культурными факторами - страна у нас православная. Для большинства этот вопрос совершенно непринципиален (И слава богу! Спасибо советскому наследию!)
Но что же это за необходимость в вере? Откуда такая тяга чувствовать над собой ветер, поднятый крыльями божества? Я полагаю, что это страх. Ужас перед пустотой, сковывающий разум. Отсюда и возникают за спиной химеры, носящие имена богов. Страшно на краю! Но на самом деле... Как выразился Марк Твен: "Да не боюсь я умирать. Меня просто не будет. А так уже было - пока я не родился, меня точно так же не было. Это не больно" (Цитата не точная, по памяти). Атеист - это тот, кто не побоялся заглянуть в пасть бездне, поковырять там палочкой и обнаружить, что там никого нет.
Атеизм предполагает очень большую ответственность. Не будет второго шанса. Не будет другой судьбы. Эти люди вокруг, этот мир, эта вселенная - все, что есть. И я, атеист, должен прожить эту жизнь так, чтобы было хорошо мне, этим людям и нашим потомкам. Нельзя списывать на бога свой социальный долг и ждать, что он исправит наши косяки. А любая вера подразумевает именно это - некто придет, накажет плохих, наградит хороших и воздаст всем по делам их. Милая, очаровательная безответственность. Вот поэтому я против веры. Ну есть еще вид атеизма, назовем его "швондер-атеизм". Когда некто вследствие промывки мозга начинает бездумно верить в то, что верить не во что. Тоже вариант веры. Это так не работает. Атеизм предполагает критический анализ веры и сознательный отказ от нее.
Как же это достигается? Путем проверки тех или иных фактов. Нам, допустим, говорят, что чудотворная Лурдская богоматерь исцеляет страждущих. Проверяем - католическая церковь за время существования реликвии насчитала 65 чудесных, документально подтвержденных исцелений. Задаемся вопросом - это много или мало? Известно, что спонтанное излечение рака происходит 1 раз на 10000 случаев. Следовательно, если предположить, что к нашей богоматери потянутся только раковые больные, мы получим цифру 650000 человек для ожидаемого количества исцелений без всякого чуда. Но паломников-то гораздо больше! Подозреваю, что их миллионы. Что же это получается? Посещение чудотворной Лурдской богоматери снижает вероятность выздоровления?!?
Вот так вот начиная анализировать факты и объясняя их с естественнонаучной точки зрения, человек оказывается в ситуации, когда единственным логичным следствием из наблюдаемой картины мира оказывается атеизм.
17 Янв 2018 14:16 Leontia писав(ла): Зато я пользуюсь молитвами, как магическими заклинаниями
И кто же счастливый получатель Ваших молитв? Есть ли ответ? Как Вы подтверждаете, что работает именно молитва, а не другие факторы?
17 Янв 2018 14:16 Leontia писав(ла): Вы не размышляете, вы просто мусолите объекты из прошлого ))) Размышления имеют целью переваривание чего-либо собственным сознанием. Какие личные выводы вы сделали за все время, что проявляли интерес к теме религий, какие новые идеи родились у вас, ранее никем не высказанные?
Синтез новых идей возможен только после подробного анализа старых. И ДА! У меня не так давно появилась очень интересная концепция, судя по всему никем ранее не высказанная. Но придется Вам пока поверить мне на слово, я еще не готов нести в массы чушь собственного производства.
Но вообще изучение истории, в т.ч. истории религий, необходимо для понимания процессов, происходящих в обществе. Выше я уже приводил аналогию между современным миром и расцветом Римской империи. Анализ таких аналогий позволяет строить долгосрочные прогнозы. Но в общем-то Вы правы - это не моя сфера деятельности, я просто развлекаюсь таким мудреным способом =))) Per aspera ad astra