вот читаю Вас - слова мешками, и непонятно, о чем Вы. "Человеку дано чувство прекрасного" - кто говорил, что ТОЛЬКО человеку? а вы и тут развели дискуссию
А можно тезисно Ваши критерии искусства? Как я понимаю, ни образность, ни лирика, ни гармония в Ваше представление о прекрасном не входят. А что входит? вот если ни с кем не спорить - просто каковы Ваши критерии? Вы говорили об эмоциях - а в ответ на что они возникают, если образность, лирика и гармония Вас раздражают и вызывают тошноту?
И, по-моему, с Пушкиным у Вас банальный соционический конфликт. Кстати, а Шекспир тоже мимо Вас или как?
И что Вы носитесь с делением на простых и сложных ценителей? есть в этом что-то очень мелочное, не имеющее отношения к самому искусству
22 Июн 2012 00:29 Asana писав(ла): Это все потому, наверное, что Вы , как и я, подвержены социальным штампам. И мы не умеем мыслить самостоятельно
И еще мы на два века устарели:"Красота может устареть, как устарели консонансы в звуковых интервалах. Она так намозолила барабанные перепонки, что стала банальной и серой. Перестала вызывать любые чувства и ощущения, кроме тошноты. Это понимали почти весь ХХ век, не то, что ХХI. Совершенство приторно и неестественно."
"Продвитнутый" ценитель ищет произведения, которые некрасивы и полны диссонансов - другие несовременны 1 відвідувач подякували Zdrasti за цей допис
22 Июн 2012 23:06 Marihuana писав(ла): Слушайте, ну тогда и в вертолетостроении нет научно-технического прогресса с точки зрения пассажира этого самого вертолета. Только конструктор вертолетов может оценить достижения в этой области.
Ну почему же только конструктор? Вот представьте ситуацию: вам нужно добраться из точки А в точку Б, и лететь придется на вертолете (других способов нет). И вот, вас приводят на взлетную площадку, а на ней стоят два вертолета. И тут к вам подходит пилот, подходит и говорит: "Здравствуйте. У нас тут, как видите, две вертушки, одна - старая модель, в целом надежная, но довольно неустойчивая при порывах ветра больше 20 м/с, другая - новая, которая выдерживает до 45, идет ровнее, да и обзор из кабины у нее на порядок лучше, садиться проще. На которой летим?"
В данной ситуации, мне кажется, любой потенциальный пассажир, даже не будучи специалистом, буквально за пару секунд оценил бы достижения в области вертолетостроения и сделал бы свой выбор.
22 Июн 2012 23:55 Hermina писав(ла): А если рассмотреть искусство и науку, как инструменты познания мира - очевидно, что в этой модели прогресс имеет место быть .
В смысле, искусство XX столетия является более совершенным инструментом познания мира, чем искусство XIX столетия?
22 Июн 2012 21:26 Serpentary писав(ла): 4Verseau:
1. По поводу красоты, ваше объяснение устройства восприятия человеком красоты очень ёмко и всё объясняет. В таком же виде оно присуще любому животному, птицам и рыбам на Земле.
2. оставшись у портрета Джоконды вы так и не узнаете ничего нового и , возможно, более развитого.
1. тут, я поняла, все должно стать стыдно? Принц не какает?
2. а расскажите, чем вам Джоконда не по вкусу? На меня даже ее репродукции какое-то арохетипическое воздействие оказывают. Ни в фигуре, ни в фоне ни единой точечки не изменить без потерь. А сама Джоконда - она ж живее живых, в ней не только "здесь и сейчас" - в ней еще "всегда и всюду" присутствует.
23 Июн 2012 01:16 Verseau писав(ла): В смысле, искусство XX столетия является более совершенным инструментом познания мира, чем искусство XIX столетия?
"Имхо, гений успел при жизни соприкоснуться с основополагающим законом бытия (с законом построения всего сущего во Вселенной), он находится вне времени. Сила его личности, или уже индивидуальности?, уже не только проявляется, но и воздействует на дальнейшее развитие культуры" - вот за эту формулировку спасибо, Hermina. 1 відвідувач подякували Zdrasti за цей допис
Hermina
Хм-м. Если совсем уж честно, я вот никак не могу отделаться от ощущения, что независимо от инструментов, которыми мы пользуемся, в результате исследования мира на каждом этапе мы получаем теорию, которая все хуже и хуже справляется с задачей объяснять нам устройство этого самого мира. Впрочем, вполне допускаю, что я неправ. 2 відвідувача подякували Verseau за цей допис
23 Июн 2012 01:16 Verseau писав(ла): Ну почему же только конструктор? Вот представьте ситуацию: вам нужно добраться из точки А в точку Б, и лететь придется на вертолете (других способов нет). И вот, вас приводят на взлетную площадку, а на ней стоят два вертолета. И тут к вам подходит пилот, подходит и говорит: "Здравствуйте. У нас тут, как видите, две вертушки, одна - старая модель, в целом надежная, но довольно неустойчивая при порывах ветра больше 20 м/с, другая - новая, которая выдерживает до 45, идет ровнее, да и обзор из кабины у нее на порядок лучше, садиться проще. На которой летим?"
В данной ситуации, мне кажется, любой потенциальный пассажир, даже не будучи специалистом, буквально за пару секунд оценил бы достижения в области вертолетостроения и сделал бы свой выбор.
Ну как бы да, здравый смысл подсказывает доверять профессионалам, в частности пилоту. Ладно, уговорили. Не только конструктор, но еще и пилот может оценить прогресс в вертолетостроении.
Вот вам контрпример. Приходите вы в музей. Слева фреска из гробницы Тутанхаммона, справа Тайная Вечеря Леонардо. Пусть будет экскурсовод, который расскажет о перспективе, композиции и светотени. Какое из произведений искусства посчитаем более "прогрессивным"?
Я вообще люблю какую-нибудь древнюю керамику рассматривать - страшненькую, серенькую, а на ней узоры - просто палочки, галочки, кружочки. Но у меня дух захватывает, когда я представляю, как этот древний человек, который не знал слово "трансцендентный" или "экзистенциальный", видел красоту в мире, находил ритм в окружающем его пейзаже и хотел поделиться со всеми - смотрите! палочка-палочка-палочка! Мир прекрасен, в нем есть красота, в нем есть порядок! Палочка-палочка-палочка. Мир мне подвластен, я рисую палочки!!! . Мне как зрителю этот восторг передается, и мне, если честно, пофиг, устарели там палочки или нет. Мы с вот этим древним гончаром порадовались вместе, он мне рассказал историю с любовью, а я ее выслушала с интересом.
И я не уверена, что в науке все движется строго по прямой.
Я помню пример из какой-то книги по этнологии: первобытное племя использовало собственную классификацию для растений, животных, камней и т.д. Естественно, эта классификация не совпадала с традиционно-научной. Но при химическом анализе растений было установлено, что растения в пределах группы (по первобытной классификации) обладают схожим химическим составом. В каком-то смысле их классификация была ничуть не хуже. И вообще в науке не редкость, когда актуальны становятся мысли из трактатов, написанных сотни и тысячи лет назад. Другое дело, что в арсенале современного художника гораздо больше условных кодов, которым он может поговорить со зрителем. Он может нарисовать Анубиса, а может Эйнштейна, может использовать кружочек, а может изобразить космический шаттл. У него больше возможностей "сыграть в бисер" - сблизиться с тем, кто слушает его рассказ, с помощью общих аллюзий и реминисценций. У него больше техник - ему уже не нужно изобретать сфумато или верлибр, он может просто выбирать из уже существующего набора. Но все это никак не гарантирует, что выйдет у него что-то более достойное, чем палочки древнего гончара. И я счастлив тем, как сложилось все, даже тем, что было не так: даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
8 відвідувачів подякували GreenDoor за цей допис
23 Июн 2012 09:49 GreenDoor писав(ла): Другое дело, что в арсенале современного художника гораздо больше условных кодов, которым он может поговорить со зрителем.
Не соглашусь. Они просто другие. Мы не воспринимаем (без спецподготовки) символизм прошлого, потому что контекст изменился. Зато символизм настоящего нам понятен практически интуитивно - мы в этом живем, говорим с современным художником на одном языке. 1 відвідувач подякували Marihuana за цей допис
23 Июн 2012 14:15 Marihuana писав(ла): Не соглашусь. Они просто другие. Мы не воспринимаем (без спецподготовки) символизм прошлого, потому что контекст изменился. Зато символизм настоящего нам понятен практически интуитивно - мы в этом живем, говорим с современным художником на одном языке.
Мы не владеем символами прошлого в полной мере, но от каждой эпохи, культуры нам что-то остается. Я думаю, все же выбор у нас побольше. "Мы так далеко видим только потому, что стоим на плечах титанов." И я счастлив тем, как сложилось все, даже тем, что было не так: даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
1 відвідувач подякували GreenDoor за цей допис
22 Июн 2012 18:26 Serpentary писав(ла): Антон ни на что не обижается, Антон не имеет такой привычки)))
Вот и чудесно!
22 Июн 2012 18:26 Serpentary писав(ла): Вы как-то слишком бурно реагируете.
Я или бурно реагирую, или вообще никак – такова моя импульсивная натура. Вот еще сколько-то побушую, а потом затихну, а потом опять как выскачу!
22 Июн 2012 18:26 Serpentary писав(ла): Я тоже не считаю несущественной способность искусства вдохновлять, пробуждать. Ровно так же, как и учить, направлять и заставлять думать. Но без интеллектуальной составляющей вещь превращается в ограниченую сентиментальную тупость. Вот на этом и делался акцент.
23 Июн 2012 12:32 GreenDoor писав(ла): Мы не владеем символами прошлого в полной мере, но от каждой эпохи, культуры нам что-то остается. Я думаю, все же выбор у нас побольше. "Мы так далеко видим только потому, что стоим на плечах титанов."
А это как раз к вопросу прогресса в искусстве. Думаю, что символов не больше, они сложнее. Потому что по сути проблемы нас волнуют те же: любовь и смерть, добро и зло, война и мир. Только у современного человека кругозор шире, чем у его предков. Поэтому и проблемы многограннее. А символике приходится трансформироваться под этот многогранный взгляд на проблему. 1 відвідувач подякували Marihuana за цей допис
Думаю, что в языке символов, как и в любом другом языке есть две основных тенденции - к упрощению и к усложнению. Символ может усложняться, может упрощаться, может уходить совсем, может появляться.
Но я все же полагаю, что сейчас доступность символов выше, значит количественно из запас у человека потенциально больше. И я счастлив тем, как сложилось все, даже тем, что было не так: даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
Совсем я не логик , но про искусство имею наглость))).
Пока читала последнюю ветвь дискуссии захотелось либо уже отделить мух от котлет, либо очень сильно обобщить, иначе потеряюся я)))
Вот может кто-нибудь сформулировать в одной фразе или вопросе предмет обсуждения? Тк меня штормит, то в сторону того, что есть развитие? или развитие в искусстве? или в науке? А может о развитии человеческого вида речь? В рамках истории или одной жизни? А каковы критерии развития? Новизна? или...
Головокружительно пришла я к мысли, что мнение по всем этим сюжетам принципиально зависит от понимания философии истории.
Если история - это прямая, от примитива к прогрессу, то безусловно хочется найти нового Пушкина)), или Бродского переплюнуть.
Если все цикличны, то классицизм есть обновленный виток античного искусства.
А если, о ужас, Бог создал мир совершенным, то мы в энтропии, и древний человек был много развитее меня, точно)))
22 Июн 2012 22:55 Hermina писав(ла): Он устремлен в будущее, а идеи его опережают время.
Это спорно))), тк никто не знает, что первично! Может они не опережают будущее, а формируют его? "Благословение Божие обогащает и печали с собою не приносит!" Притчи Соломона
1 відвідувач подякували sofi_if за цей допис
23 Июн 2012 20:56 sofi_if писав(ла):
Вот может кто-нибудь сформулировать в одной фразе или вопросе предмет обсуждения?
Треплемся обо всем, что прямо и косвенно относится к искусству. И я счастлив тем, как сложилось все, даже тем, что было не так: даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
3 відвідувача подякували GreenDoor за цей допис
23 Июн 2012 16:54 GreenDoor писав(ла): Треплемся обо всем, что прямо и косвенно относится к искусству.
Исчерпывающе))). Вспомнила как готовилась с подругой к экзамену по содержанию евангелий. Дело уже в ночи было, обеим спички в глаза впору вставлять. На мой очередной вопрос: что делали апостолы в такой-то главе такого-то евангелия, она вяло махнула рукой, произнесла "да у них там своя жизнь, какое нам дело...." и засопела "Благословение Божие обогащает и печали с собою не приносит!" Притчи Соломона
1 відвідувач подякували sofi_if за цей допис
23 Июн 2012 17:54 GreenDoor писав(ла): Треплемся обо всем, что прямо и косвенно относится к искусству.
Вот, точно. Тоже трепанусь, частично и хаотично, тезисно.
Гений - это тот, чьё творчество изменило мир, ну или большую часть мира.
Пушкина и Бродского сравнивать наверное можно, но не нужно. Пушкин - это когда идёшь чудным осенним днём по ровному просёлку, а Бродский - когда бежишь ночью по пересечённой местности при полной луне. Тоже круто, но лично мне трудней. Вот, таки сравнил.
По поводу прогресса в искусстве мне судить трудно -деревня. Я думаю, что человек, например, особенно не изменился за всю историю. Возможность изменения у него появилась 2000 лет назад.
Прогресс в искусстве это для меня что-то из ряда вон, регресс возможен, да. Вот, например, мазню некоторых сумасшедших продают за большие деньги и объявляют прогрессивным иск-м.
Мыслей, ну или сюжетов, вокруг которых всё вертится, немного. И всё уже сказано. Ну и конечно все повторяются. Если какую-то мысль художник высказал по-новому и интересно, то это может быть актом искусства, если нет, то это пошлость и банальность. Вопрос в том, что для кого является новым и интересным, тут копья и ломаются. Мне, да, Пушкин нов и интересен, а Асадов банален и пошл.
Ну пока всё, мысли кончились, так и не начавшись.
как-будто есть еще путь...(с)
2 відвідувача подякували klyam за цей допис
Надуваясь от гордости - системное мышление, базовая ЧИ, о как могу .
Про апостолов классно ))) И я счастлив тем, как сложилось все, даже тем, что было не так: даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
1 відвідувач подякували GreenDoor за цей допис
23 Июн 2012 17:45 klyam писав(ла): Ах, да, насчёт того, что Бродский более известен в мире , чем Пушкин. Тогда, в 19 веке, просто Нобелевского комитета не было, и железного занавеса.
Недавно была на постановке по творчеству В.Павловой. К компании присоединилась приятельница, филолог семи пядей во лбу, имевшая счастье слушать самого Лотмана. В очаровательной комической манере она спросила когда жила ВП, искренно изумилась, что поэтесса немногим старше ее, и долго извинялась за свое профессиональное невежество, тк привыкла жить с мыслью, что после Бродского в русской поэзии ничего не родилось .
Пушкин, к слову, был осознанным началом русской литературы. Так что может творчество их сравнивать нельзя, но фигуры схожего калибра. "Благословение Божие обогащает и печали с собою не приносит!" Притчи Соломона