По мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина
Либретто: Пётр Ильич Чайковский
Режиссёр-постановщик: Роман Иринархович Тихомиров
Главный оператор: Евгений Шапиро
Главный художник: И. Вускович
Авторы сценария: Георгий Васильев, Сергей Васильев, Павел Вейсбрем, Роман Тихомиров, Борис Ярустовский
Жанр: фильм-опера
Продолжительность: 01:41:18
Страна: СССР
Киностудия: Ленфильм
Год выпуска: 1960
Солисты, хор и оркестр Большого театра
Дирижер: Евгений Светланов
Хормейстер: А. Рыбнов
В ролях:
Персонаж
Играет
Поёт
Герман (тенор)
Олег Стриженов
Зураб Анджапаридзе
Томский (баритон)
Вадим Медведев
Василий Нечипайло
Елецкий (баритон)
Валентин Кулик
Евгений Кибкало
Чекалинский (тенор)
Сурин (бас)
Чаплицкий (тенор)
Нарумов (бас)
Распорядитель (тенор)
Графиня (меццо-сопрано)
Елена Полевицкая
Софья Преображенская
Лиза (сопрано)
Ольга Красина
Тамара Милашкина
Полина (контральто)
Ирина Губанова-Гурзо
Лариса Авдеева
Гувернантка (меццо-сопрано)
Маша (сопрано)
Мальчик-командир (без пения)
Прилепа (сопрано)
Миловзор (контральто)
Златогор (баритон)
В эпизодических ролях играют - поют (соответствие условное):
А. Олеванов - В. Власов / чаплицкий?
А. Густавсон - В. Володин
И. Дарьялов - В. Кириаков
В. Косарев - М. Решетин
Д. Радлов - Георгий Шульпин
Ю. Соловов - Л. Маслов
В. Цитта - В. Ярославцев
Режисер: Василь Лапокниш
Оператор: Олексій Мішурін
Художник: Михайло Юферов
Звукорежисер: Аріадна Федоренко
Директор картины: И. Ободынский
В ролях:
Іван Карась, запорожець (бас) - народный артист СССР Іван Сергеевич Паторжинський (1896-1960)
Одарка, его жена (сопрано) – народная артистка СССР Марія Іванівна Литвиненко-Вольгемут (1892-1966)
Оксана, сирота, воспитанница Івана Карася (сопрано) - народная артистка СССР Єлизавета Іванівна Чавдар
Андрій, молодой казак (тенор) – Н. Шелюжко
Султан (баритон) – народный артист СССР Михайло Гришко
Ибрагим-Али, Імам (бас) – заслуженный артист УССР В. Матвеев
Селіх-Ага, придворный султана (тенор) – И. Кученко
Гассан, слуга – К. Бородиневский
Симфонический оркестр, хор и балет Государсвенного ордена Ленина
Aкадемического теара оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко
Дирижер: заслуженный артист УССР В. Тольба
Балетмейстер: народный артист УССР С. Сергеев
12 Янв 2010 23:10 Sardano4ka писав(ла): Ух!! В исполнении итальянцев музыка Россини блистательна))) У меня есть dvd постановки Хьюстонской оперы с Чечилией Бартоли.
Согласен, она тоже хороша, но -- опять же -- мне кажется что фон Штаде лучше подходит на роль Золушки, чем Бартоли. (Мне так же кажется, что сама Бартоли слегка переоценена как певица.) В несколько другой интерпретации, но тоже хорошо, Золушка получилась в прошлогодней (2009) постановке Метрополитен опера. Там в главной роли -- Элина Гаранча, которая, признаться, тоже нравится мне больше, чем Бартоли.
К сожалению, мне не удалось найти на youtube один и тот же отрывок из обсуждаемых фильмов в исполнении всех трёх певиц и пришлось использовать концертное исполнение Элиной арии Nacqui all'affanno (отрывки Бартоли и Штаде -- из соответствующих фильмов). Концертный отрывок Гаранчи хуже, чем соответствующая часть постановки в Мет.
Я бы расположил их в таком порядке, по степени моего предпочтения:
фон Штаде, конечно, очаровательна и внешне очень подходит для роли Золушки. Но чисто вокально, мне кажется, она значительно уступает и Гаранче, и тем более Бартоли. Их всех троих Бартоли просто виртуоз вокального искусства, но, к сожалению, ее чрезмерная мимика мешает внешнему восприятию, тем более в образе Золушки. Она очень темпераментна. Итальянка все-таки)
14 Янв 2010 22:01 Sardano4ka писав(ла): фон Штаде, конечно, очаровательна и внешне очень подходит для роли Золушки. Но чисто вокально, мне кажется, она значительно уступает и Гаранче, и тем более Бартоли. Их всех троих Бартоли просто виртуоз вокального искусства, но, к сожалению, ее чрезмерная мимика мешает внешнему восприятию, тем более в образе Золушки. Она очень темпераментна. Итальянка все-таки)
А не могла бы ты помочь мне услышать, чем фон Штаде уступает двум другим? На что следует обратить внимание? Я слышу, например, вокальное преимущество Доминго по сравнению с Викерсом (предпочитая, тем не менее, последнего в роли Отелло) -- а тут мне труднее определить качество вокала.
Меня у Бартоли раздражает не только мимика и мне не нравится её даже просто слушать. По-моему, у неё слишком грубый голос и плохой контроль дыхания -- мне кажется, что она постоянно подхрапывает. Кстати, по-моему, у Хворостовского похожая проблема с дыханием. Возможно у неё шире диапазон, чем у Штаде, но это не компенсирует (для меня, кончено) её отрицательных сторон.
Насчет значительно уступает я переборщила) у фон Штаде колоратура (мелкая техника) получается не так виртуозно и блестяще как у Бартоли и Гаранчи. У нас у музыкантов по отношению к быстрым пассажам применяется слово "горошек", то есть когда в головокружительных пассажах, даже в быстром темпе, каждая нота находится на своем месте интонационно, ритмически, не смазывается, тембрит. Этого очень трудно добиться, тем более певцам. Так вот у Штаде колоратуры немного смазаны, местами фальшивят (в финале). Но это я придираюсь) На самом деле все очень красиво) И голос красивый.
К Гаранче и Бартоли в этом отношении не придирешься, все на месте. У Бартоли уникальный голос, она споет любую колоратуру без проблем. Природа плюс ежедневная работа, естественно. Она может даже соревноваться с инструментом. Если б она не контролировала как следует выдох, то не могла бы выделывать все эти вокальные чудеса! А то что, она поет с придыханием, так это ее манера, может не всегда к месту, тем не менее в ее исполнении это убедительно. Согласна, с тем что она грубовата, особенно внешне. Я поклонница ее таланта, но не могу слушать долго ее записи. Что то мешает, может излишний темперамент, не знаю.
Если сравнивать троих певиц как исполнительниц роли Золушки, то, конечно, фон Штаде) 1 відвідувач подякували Sardano4ka за цей допис
Наверное потому что медведь станцевал лезгинку на моих ушах, я менее восприимчив к огрехам в колоратуре.
Конечно фон Штаде и Гаранча визуально привлекательнее, но я всё простил бы за хорошее пение. В конце концов, мне даже нравится Монсерат Кабалье -- поэтому в случае с Бартоли дело не в её внешности и мимике (хотя они и не помогают делу).
19 Мар 2010 23:46 sein писав(ла): Почему бы и нет? По-моему, чёткой границы между этими жанрами нет, например многие оперы Пуччини ближе к мюзиклам, чем к Россини или Моцарту.
А кто там дирижёр, режиссёр и основные солисты?
Д., Р., С., честно-не помню, очень много всего пересмотрела, но мужскую партию исполняет женщина. Граница между этими жанрами есть, но все больше и больше оперных театров ставят оперетты, напр., "Летучая мышь", уже и в Большом прошла премьера.
20 Мар 2010 00:37 natani писав(ла): Д., Р., С., честно-не помню, очень много всего пересмотрела, но мужскую партию исполняет женщина. Граница между этими жанрами есть, но все больше и больше оперных театров ставят оперетты, напр., "Летучая мышь", уже и в Большом прошла премьера.
26 Дек 2009 07:55 sein писав(ла): Предлагаю ценителям оперы в этой теме делиться рекомендациями лучших постановок любимых произведений. Для начала -- мой собственный список. (Собираюсь его пополнять со временем.) В своём выборе я предпочитал художественную целостность техническому совершенству отдельных деталей. Так, например, я бы не стал рекомендовать фильм Бергмана как лучшую постановку с музыкальной точки зрения.
Композитор
Опера
Режиссёр-постановщик
Дирижёр
Оркестр
Основные солисты
Год выпуска
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Аида (Aida)
Климент Фракасси (Clemente Fracassi)
Джузеппе Морелли (Giuseppe Morelli)
Римский симфонический оркестр гостелерадио
Италии (Orchestra Sinfonica Nazionale della RAI Roma)
Рената Тебальди, Джузеппе Кампора, Джино Бечи,
Эбе Стигнани (Renata Tebaldi, Giuseppe Campora, Gino Bechi, Ebe Stignani)
1953
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Отелло (Otello)
Роджер Бенаму (Roger Benamou)
Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)
Берлинский филармонический оркестр (Berliner
Philharmoniker)
Ян (Джон) Викерс, Мирелла Френи, Питер Глоссоп,
Михель Сенехал, Хосе ван Дам (Jon Vickers, Mirella Freni, Peter
Glossop, Michel Sé ; né ; chal, José ; van Dam)
1974
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Риголетто (Rigoletto)
Жан-Пьер Поннель (Jean-Pierre Ponnelle)
Рикардо Чайли (Riccardo Chailly)
Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker)
Да простят меня участники этой, действительно замечательной ветки - спасибо огромное Александр!, но вот не очень я люблю Каллас - "жестковатый" голос... Хотя очень красива для оперной дивы того времени... А любимая моя - Кабалье, конечно. Александр, из современных сопрано, какие лучшие, по-Вашему? ...Гм... Кажется не в той ветке оставила сообщение... А, нет, все правиольно, просто не просмотрела вторую страницу. Я еще не освоилась на этом сайте.