Предлагаю ценителям оперы в этой теме делиться рекомендациями лучших постановок любимых произведений. Для начала -- мой собственный список. (Собираюсь его пополнять со временем.) В своём выборе я предпочитал художественную целостность техническому совершенству отдельных деталей. Так, например, я бы не стал рекомендовать фильм Бергмана как лучшую постановку с музыкальной точки зрения.
Композитор
Опера
Режиссёр-постановщик
Дирижёр
Оркестр
Основные солисты
Год выпуска
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Аида (Aida)
Климент Фракасси (Clemente Fracassi)
Джузеппе Морелли (Giuseppe Morelli)
Римский симфонический оркестр гостелерадио
Италии (Orchestra Sinfonica Nazionale della RAI Roma)
Рената Тебальди, Джузеппе Кампора, Джино Бечи,
Эбе Стигнани (Renata Tebaldi, Giuseppe Campora, Gino Bechi, Ebe Stignani)
1953
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Отелло (Otello)
Роджер Бенаму (Roger Benamou)
Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)
Берлинский филармонический оркестр (Berliner
Philharmoniker)
Ян (Джон) Викерс, Мирелла Френи, Питер Глоссоп,
Михель Сенехал, Хосе ван Дам (Jon Vickers, Mirella Freni, Peter
Glossop, Michel Sé né chal, José van Dam)
1974
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Риголетто (Rigoletto)
Жан-Пьер Поннель (Jean-Pierre Ponnelle)
Рикардо Чайли (Riccardo Chailly)
Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker)
Кому-нибудь попадался целиком фильм-опера Гуно "Фауст" с Пироговым в роли Мефистофеля? Я нашёл два клипа, но никогда не встречал упоминаний об этой записи.
Добавил Аиду, Отелло, Сельскую честь и Алеко. Должен признаться, что выбор лучшего "Отелло" был для меня затруднительным. Я долго выбирал между постановкой с Викерсом и Френи (которая в списке) и фильмом Дзеффирелли (Zeffirelli; Domingo, Ricciarelli, Diaz; Theatro alla Scala - Maazel, 1986). Решил остановиться на первом по двум причинам. Во-первых, Викерс кажется мне более убедительным как актёр в роли Отелло, несмотря на вокальное преимущество Доминго. Во-вторых, оркестр под управлением Караяна, всё-таки, лучше. Даже не знаю, стоит ли добавить ещё один столбец в таблицу, "Замечания"? Всё-таки некоторые постановки далеко не идеальны...
Вы имеете ввиду Аиду с Софи Лорен? Я смотрела Отелло с Доминго, но не с Викерсом, поэтому не могу сравнивать. Но постановка мне очень нравится, в частности Доминго, особенно Justino Diaz (исполнитель Яго). Образцова в роли Сантуццы конечно же великолепна, но мне показалось, что в ее голосе присутсвует напряжение. Всё-таки партия Сантуццы написана для сопрано.
Из увиденных мною советских постановок, понравились "Князь Игорь" и "Царская невеста". К сожалению, не помню ни режиссеров постановок, ни певцов. Хотя, по-моему Княгиню Ярославну поет Тамара Милашкина, а Марфу из "Царской невесты" - Олейниченко.
Amonasro, Re dell'Etiopia e padre di Aida (baritono)
Afro Poli
Gino Bechi
Il Re d'Egitto, padre di Amneris (basso)
Enrico Formichi
Enrico Formichi
Amneris, figlia del Faraone (mezzosoprano)
Lois Maxwell
Ebe Stignani
Un messaggero (tenore)
Domenico Balini
Paolo Caroli
Una sacerdotessa (soprano)
Marisa Valenti
Giovanna Russo
Una schiava
Marisa Ciampaglia
Un guerrero etiope
George Petroff
Una danzatrice
Alba Arnova
Un danzatore
Victor Ferrari
Un danzatore
Ciro di Pardo
1 Янв 2010 19:48 Sardano4ka писав(ла): Я смотрела Отелло с Доминго, но не с Викерсом, поэтому не могу сравнивать. Но постановка мне очень нравится, в частности Доминго, особенно Justino Diaz (исполнитель Яго).
По-моему, обе постановки очень хороши, поэтому выбор лучшей и был так труден для меня. По многим деталям, действительно, фильм Дзеффирелли с Доминго превосходит версию с Викерсом. (В частности, визуально -- фильм Дзеффирелли намного привлекательнее и по декорациям, и внешностью Дездемоны. ; ) ) А вот впечатление от фильма в целом, пожалуй, у меня сильнее от последнего.
Джустино Диаз действительно очень яркий Яго:
...и взятый отдельно от всего остального фильма, пожалуй, даст фору Питеру Глоссопу:
Но во втором образе (для меня) больше жизненной правды -- банальность зла и его способность замаскироваться под маской дружеского участия, показанные Глоссопом, больше соответствуют моему представлению о динамике взаимоотношений между Отелло и Яго.
1 Янв 2010 19:48 Sardano4ka писав(ла): Образцова в роли Сантуццы конечно же великолепна, но мне показалось, что в ее голосе присутсвует напряжение. Всё-таки партия Сантуццы написана для сопрано.
Да, конечно, но по-моему именно это и нужно для достижения соответствующего драматического эффекта. Для меня выбор Образцовой на роль Сантуццы -- один из знаков гениальности Дзеффирелли как режиссёра. По-моему, он нашёл для сравнительно посредственной певицы и актрисы такую роль, которая идеально соответствует производимому ею впечатлению.
1 Янв 2010 19:48 Sardano4ka писав(ла): Из увиденных мною советских постановок, понравились "Князь Игорь" и "Царская невеста". К сожалению, не помню ни режиссеров постановок, ни певцов. Хотя, по-моему Княгиню Ярославну поет Тамара Милашкина, а Марфу из "Царской невесты" - Олейниченко.
Видимо "Князь Игорь" вот этот:
Александр Порфирьевич Бородин
Князь Игорь
Режиссер: Роман Тихомиров
Балет, хор и оркестр Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, дирижер Геннадий Провоторов, Ленфильм, 1969 год
Персонаж
Играет
Поёт
Игорь Святославич, Князь Новгород-Северский
Борис Хмельницкий
Владимир Киняев
Влада Ярославна, Княгиня
Нелли Пшенная
Тамара Милашкина
Владимир Игоревич, сын Игоря от первой жены
Борис Токарев
Виргилиус Норейка
Владимир Ярославич, Князь Галицкий, брат Влады
Александр Сластин
Валерий Малышев
Кончак, Половецкий Хан
Бимбулат Ватаев
Евгений Нестеренко
Кончаковна, дочь Кончака
Инвета Моргоева
Ирина Богачева
Овлур, Половец-христианин
М. Ахунбаев
Г. Вильховецкий
Скула
Михаил Сидоркин
В. Морозов
Ерошка
Петр Меркурьев
С. Стреженов
... а "Царская невеста", наверное, вот эта:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Царская невеста
По драме Л. А. Мея (1822—1862)
либретто И. Ф. Тюменева (1855—1927)
Режиссер - Владимир Михайлович Гориккер
Сценаристы: Владимир Гориккер, Андрей Донатов
Оператор: Вадим Масс
Художники: Гунар Балодис, Виктор Шильдкнехт
Страна: СССР
Производство: Рижская киностудия
1964 год
Хор и оркестр Большого театра
Дирижер - Евгений Федорович Светланов
Персонаж
Играет
Поёт
Василий Степанович Собакин, новгородский купец (бас)
Николай Тимофеев
Александр Ведерников
Марфа Васильевна Собакина, его дочь (сопрано)
Раиса Недашковская
Галина Олейниченко
Любаша (меццо-сопрано)
Наталья Рудная
Лариса Авдеева
Григорий Григорьевич Грязной, опричник (баритон)
Отар Коберидзе
Евгений Кибкало
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник (бас)
Георгий Шевцов
Алексей Гелева
Елисей Бомелий, царский лекарь (тенор)
Владимир Зельдин
Павел Щекин
Боярин Иван Сергеевич Лыков (тенор)
Виктор Нужный
Евгений Райков
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена (сопрано)
2 Янв 2010 01:37 Sardano4ka писав(ла): Из фильма Дзефирелли смотрела только отрывки, к сожалению. А этот современный вариант ради интереса почему бы и нет))
Конечно. Поставлен он очень красиво. А вот в плане соответствия актёра и роли он, в некотором роде -- прямая противоположность "Сельской чести" с Образцовой. Можно даже рассмотреть ситуацию с соционической точки зрения . Мими -- либо виктим, либо инфантил, а Нетребко -- по-моему либо Наполеон, либо Жуков. Хотя если отвлечься от сюжета, поёт она неплохо.
2 Янв 2010 01:37 Sardano4ka писав(ла): "Сельскую честь" надо еще раз посмотреть.
По-моему, Образцова помогает понять, почему Турриду не смог забыть Лолу... несмотря на любовь Сантуццы.
Кажется, нашёл данные для оперы Шостаковича: Дмитрий Шостакович
Катерина Измайлова
Опера на сюжет повести Николая Семеновича Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Либретто: Александр Прейс
Режиссер: Михаил Григорьевич Шапиро
Сценарий: Дмитрий Шостакович
Оператор: Ростислав Давыдов, Владимир Пономарев
Художник-постановщик: Евгений Еней
Производство: киностудия "Ленфильм"
1966 г
Дирижер: Константин Симеонов
Хор и оркестр театра оперы и балета им Т. Шевченко, Киев
Персонаж
Играет
Поёт
Борис Тимофеевич Измайлов, купец (бас)
Александр Соколов
Александр Ведерников
Зиновий Борисович Измайлов, его сын (тенор)
Николай Боярский
Вячеслав Радзиевский
Екатерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича (сопрано)
Сашеьа!
Ты сделал грандиозную страничку, просто замечательную и познавательную, я склоняюсь, к фильму Дзеферелли "Травиата"
Тереза Стратас поет лучше, чем написано в нотах у Верди... по оценкам наших ростовских музыковедов из консерватории, которые слушали и смотрели фильм с партитурами -этот фильм всех приводит к благодатному состоянию сострадания, зал плачет... мы плакали всей семьей, хоть эту оперу слушали неоднократно 1 відвідувач подякували asjaGu за цей допис
3 Янв 2010 03:12 asjaGu писав(ла): Сашеьа!
Ты сделал грандиозную страничку, просто замечательную и познавательную,
Спасибо на добром слове!
3 Янв 2010 03:12 asjaGu писав(ла): я склоняюсь, к фильму Дзеферелли "Травиата"
Он уже указан в таблице.
3 Янв 2010 03:12 asjaGu писав(ла): Тереза Стратас поет лучше, чем написано в нотах у Верди... по оценкам наших ростовских музыковедов из консерватории, которые слушали и смотрели фильм с партитурами -этот фильм всех приводит к благодатному состоянию сострадания, зал плачет... мы плакали всей семьей, хоть эту оперу слушали неоднократно
Стратас, конечно, хороша, но после Каллас любая другая Травиата, по-моему, слегка разочаровывает:
По-моему, замечательный фильм! Имею ввиду "Богему" с Нетребко и Виллазон. Нетребко в роли Мими очень органична, придала этому образу женской привлекательности.
3 Янв 2010 23:59 Sardano4ka писав(ла): По-моему, замечательный фильм! Имею ввиду "Богему" с Нетребко и Виллазон. Нетребко в роли Мими очень органична, придала этому образу женской привлекательности.
Не спорю -- фильм прекрасно поставлен и роскошно оформлен. У меня нет к нему претензий с визуальной точки зрения и по части технического совершенства музыкального сопровождения. Некоторый когнитивный диссонанс у меня вызывает образ Мими. Нетребко органически создаёт ауру роковой женщины, которая не соответствует моему внутреннему представлению о Мими.
Согласна, Нетребко больше бы подошла для Мюзетты. Может быть постановщики фильма решили сломать сложившийся образ Мими кроткого ангела))) Но, конечно, это была не самой главной причиной приглашения Нетребко для этой роли.