Анализ мышления ЛИИ на основе статьи В. Гуленко о формах мышления и теории знаков функций.
«Голографическое мышление - в теории интеллекта наименее исследована третья когнитивная форма: мышление аналитическое, негативное, индуктивное. Им обладают соционические типы FL (СЛЭ), LI (ЛИИ), IR (ИЭЭ), RF (ЭСИ). Условное название этого интеллектуального стиля — голографическое, или полноописательное мышление. Термин происходит от древнегреческих слов holos — весь, целый и grapho — пишу. Основанием такого наименования послужила способность голографистов к очень плотной упаковке информации по методу "подобное в подобном".
Как статики голографисты достигают хорошей четкости мысли, как негативисты периодически поворачивают предмет мысли противоположной стороной, и как инволюторы скачкообразно меняют ракурс — угол рассмотрения или критерий суждения.» Гуленко В. В. Формы мышления. Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 4, 2002.
"Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопративлениедо самой смерти" Франц Кафка.
"За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после
непродолжительного счастья наступает несчастье" Антон Чехов.
"Нети, нети" (в переводе с санскрита - "Не то, не то") – принцип познания Брахмана индийских мудрецов.
Инволюторность – рассмотрение проблемы с разных сторон, движение вспять, поиски источника, выдвижение альтернативных решений.
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" Евангилие от Матвея.
"…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" Евангилие от Матвея.
"Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения?" - дзэнский коан.
"Польза сосуда в его пустоте" Лао-цзы. Дао-дэ-цзин.
"Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя." Фридрих Вильгельм Ницше.
«Надо сказать, что бегство это не только удаление от чего-то, но еще и приближение к чему-то.» Бернхард Шлинк
"Подобное - лечится подобным" - принцип гомеопатии.
"Человек - это микрокосм" - древняя мудрость.
"И небо в чашечке цветка" У. Блейк.
Статика – аналитическое мышлени, расчленение объекта на части, отсекание ненужного, структурирование информации, вычленение сути.
"Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее" Огюст Роден (перефразируя Микельанджело Буанаротти)
"Книга должна быть топором для замерзшего в нас моря" Франц Кафка.
"Искусство писать - это искусство сокращать" Антон Чехов.
"Слова истины – просты" Еврипид.
Метод: деконструкция – созидание на основе разрушения.
Девиз: «De Profundis» («Из глубины»).
Практика: реконструкция системы, метод доказательства от противного, аналитическая психология, дешифровка, расчистка площадки для нового строительства, хозяйственная экономия, генеральная уборка, избавление от лишних вещей, очищение, минимализм.
Предлагаю обсудить.
Рейтинг: 9, Голосів: 7.
1 відвідувач подякували Luchia за цей допис
Спасибо за статью, очень познавательно. Правда я все больше читала про диалектико-алгоритмическое мышление, да и про мышление Робеспьеров мало что знаю.
Но вот интересно (с точки зрения типирования людей)- если выводы автора (Гуленко) все же справедливы, то выходит можно просто установить тип мышления человека, тем самым косвенно подтвердить или опровергнуть его принадлежность к какому-либо из социотипов? Очень интересно, на самом деле. Не делай ничего наполовину если не хочешь быть наполовину счастлива
29 Мар 2011 13:24 Mildred писав(ла): Спасибо за статью, очень познавательно. Правда я все больше читала про диалектико-алгоритмическое мышление, да и про мышление Робеспьеров мало что знаю.
Но вот интересно (с точки зрения типирования людей)- если выводы автора (Гуленко) все же справедливы, то выходит можно просто установить тип мышления человека, тем самым косвенно подтвердить или опровергнуть его принадлежность к какому-либо из социотипов? Очень интересно, на самом деле.
Да, мне кажется, формы мышления помогут глубже понять соционические типы: увидеть тип не только снаружи, но и изнутри. После прочтения статьи Гуленко многое для меня стало понятнее. Например, "иррациональность" Гюго - это хаотичность вихревого мышления. Но мне бы хотелось поглубже проработать этот вопрос.
Поэтому я предлагаю всем высказываться не только о голографическом мышлении, но и о других формах. Например, диалектико-алгоритмическом. Ведь все познается в сравнении. Например, в чем отличие диалектического мышления от голографического? Почему Гуленко назвал этот тип гениальным? Как это мышление проявляется в жизни?
Мне кажется, диалектико-алгоритмическому мышлению соответствет китайская натурфилософия с ее переходами инь в ян и обратно. В частности "Книга перемен". Или спиральное развитие Абсолюта по Гегелю: от тезиса к антитезису и снятию противоречий на новом уровне. Это помогает увидеть предмет с неожиданной стороны и находить решения безнадежных проблем. De profundis
29 Мар 2011 23:25 Luchia писав(ла): Поэтому я предлагаю всем высказываться не только о голографическом мышлении, но и о других формах. Например, диалектико-алгоритмическом. Ведь все познается в сравнении. Например, в чем отличие диалектического мышления от голографического? Почему Гуленко назвал этот тип гениальным? Как это мышление проявляется в жизни?
Простите, сперла из чьего-то ЖЖ (там кстати обсуждалось именно голографическое мышление):
- "Если я наливаю воду в фильтр, То и ты должен наливать воду в фильтр, Иначе давай каждый купит себе по отдельному фильтру".
- "А если рассмотреть альтернативы? С одной стороны мы конечно можем так и поступить, а с другой ну иногда я забываю это сделать без злого умысла"
- "Хорошо, но если ты будешь забывать наливать воду, то я в свою очередь стану оставлять чашки в раковине, иначе это будет несправедливо..."
Разговор человека с голографическим мышлением и человека с диалектико-алгоритмическим
И вот еще нашла пример диалектического мышления:
В качестве примера рассмотрим, как моделируется схема диалектического опосредствования. В русской сказке «Мудрая дева» царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». В тексте подчеркивается, что это «хитрая задача». Видимо, хитрость заключается в характере требований. Они как раз и соответствуют действию диалектического опосредствования. Действительно, героине сказки заранее задаются противоположности. От нее требуется найти такую ситуацию, для которой одновременное существование этих взаимоисключающих, противоположных свойств окажется правомерным. Подобная схема воспроизводится и в чешской сказке «Хитроумная дочь». Король говорит пастуху: «Так вот, передай своей дочери: если она явится ко мне ни пешком, ни верхом, ни голая и ни одетая, ни днем и ни ночью... то я женюсь на ней». Аналогичны требования короля из итальянской народной сказки «Находчивая девушка»: «Завтра ты должна явиться ко мне ни одетой, ни раздетой, и остановишься ни внутри моего дворца, ни снаружи. Девушка остановилась на пороге. В сказке подчеркивается, что порог и есть то место, которое обладает одновременно двумя противоположными свойствами «ни внутри, ни снаружи». Порог разграничивает внутреннюю территорию дворца и наружную. В этой связи интерес представляет замечание Г. В. Ф. Гегеля: «Различие одного нечто от другого сначала заключается в границе, как середине между ними, в которой они и суть, и не суть». Опосредствование, предложенное в сказке, оказалось весьма диалектичным. В сказках моделируются и другие диалектические действия.
Ну или взять того же Шерлока Холмса (ЛСЭ, диалектико-алгоритмическое мышление):
В рассказе "Тайна Боскомской долины" исходное противоречие дано до появления на сцене Шерлока Холмса. Судя по серьёзным уликам, молодой человек убил своего отца, что само по себе противоречиво настолько, насколько понятие близкого родства противоречит убийству без видимой существенной причины. Но противоречие ещё более обостряется, когда мы узнаём со слов девушки, знающей обвиняемого с детских лет, что это очень тихий, спокойный ("мухи не обидит") молодой человек. Шерлок Холмс, расследуя это дело, выявляет ещё несколько противоречий. Во-первых, в объяснении поведения молодого Мак-Карти уже после ареста. Рассказывая о смерти отца, Мак-Карти говорит, что непосредственно перед смертью его отец произнес слово "крыса" ("rat"). Странность такого высказывания заставляет следователя сделать вывод о том, что Мак-Карти сознательно хитрит и пытается этой историей запутать следствие. Иной вывод делает из этого Шерлок Холмс. Он сразу улавливает противоречивость версии следователя:
"Вы со следователем, - (говорит он доктору Уотсону), - страдаете одним и тем же недостатком: отбрасываете всё положительное, что есть в показаниях молодого человека. Неужели вы не видите, что приписываете ему то слишком много, то слишком мало воображения? Слишком мало - если он не мог придумать такой причины ссоры, которая завоевала бы ему симпатии присяжных; и слишком много - если он мог дойти до такой выдумки, как упоминание умирающего о крысе и происшествие с исчезнувшей одеждой. Нет, сэр, я буду придерживаться той точки зрения, что всё сказанное молодым человеком, - правда. Посмотрим, к чему приведёт нас эта гипотеза".
Другое противоречие Холмс находит во взаимоотношениях убитого со своим соседом Джоном Тэнером: с одной стороны, Тэнер облагодетельствовал старшего Мак-Карти, и тот являлся его должником, а с другой - Мак-Карти в таком тоне говорил о женитьбе своего сына на дочери Тэнера, что напрашивается вывод о том, что, напротив, Тэнер являлся должником Мак-Карти и ни в чём не мог ему отказать. Как выясняется впоследствии, именно разрешение этого противоречия оказалось ключом к разгадке тайны. В этом рассказе хорошо видно отличие в отношении к возникающим в ходе расследования противоречиям между Шерлоком Холмсом и следователем, который представляет собой пример среднего, обыденно мыслящего человека. Узнав из показаний молодого Мак-Карти, что отец позвал его к себе криком "коу", как он обычно его звал, следователь обнаруживает противоречие с тем, что отец не мог звать сына, так как не видел его и не знал о его возвращении из города. Заметив это и будучи уверен, что доведение до противоречия говорит о ложности хотя бы одной из посылок, следователь считает свою миссию оконченной, а ложность показаний Мак-Карти доказанной. Совсем иначе оценивает противоречие в показаниях Шерлок Холмс. Полагая оба члена противоречия истинными, он ищет такую точку зрения, с которой эти суждения не противоречили бы одно другому, и сразу же находит простое объяснение: старший Мак-Карти звал какого-то другого австралийца, так как обращение "коу" характерно именно для жителей Австралии. Таким образом, решив эту маленькую загадку, Шерлок Холмс кладёт ещё один кирпичик в построение логической реконструкции загадочного убийства.
Часто исходное противоречие выступает как странность, необычность какого-либо события, как уклонение от общепринятого, от нормы. Тогда задача Холмса состоит в том, чтобы выразить эту странность в виде логического противоречия, противоречия не представлений, а суждений.
Это из статьи "Загадочная логика Детектив как модель диалектического мышления", автор Вольский. Там очень хорошо это мышление показано и расписано.
И пусть кто-нибудь скажет, что Конан Дойл не гений Так что не только ЭИЭ... Не делай ничего наполовину если не хочешь быть наполовину счастлива2 відвідувача подякували Mildred за цей допис
Очень интересно. Особенно мне понравился диалог из ЖЖ: очень наглядно.
Я еще раз перечитала статью и еще раз переосмыслила. Вот что получилось.
Причинно-следственное мышление
Дарвиновская теория эволюции видов. Прямолинейное движение от простейших форм жизни к более сложным. Строгий детерминизм, последовательность, прогресс, постоянное совершенствование, наращивание потенциала: от амебы до человека, от человека – к сверхчеловеку.
Логические конструкции: если а, следоваетельно b.
Приблизительный ход рассуждений: Этот человек ЛИИ, значит, его програмная функция структурная логика, следовательно он поступает логично всегда, он поступил логично, значит он ЛИИ, он поступил нелогично, значит, он не ЛИИ.
Диалектико-алгоритмическое мышление
Гегелевская диалектика: тезис-антитезис-синтез. Пульсирующее движение, изменяющееся во времени, колебание, волна. Биение сердца: систола/диастола. Дыхание: вдох/выдох. Спиральное развитие вселенной: от утверждения через отрицание на новый виток развития.
Логические конструкции: если а, то b, иначе с.
Приблизительный ход рассуждений: этот человек ЛИИ, он поступает логично, но в следующий момент он поступает не логично, т.к. изменилась фаза и включился витальный блок. Вывод: человек – это диалектический процесс, следовательно он не может всегда поступать одинаково, он должен развиваться. Психика – это тонкий баланс между сознательным и бессознательным. Иначе, если действует только один блок, система может потерять равновесие. Поэтому блоки должны включаться попеременно, обогощая и развивая друг друга, создавая новые возможности.
Голографическое мышление
Теория атомного строения вселенной. Монада Лейбница моделирющая вселенную на микроуровне. Многоуровневая вселенна. Форма матрешки. Система уровней.
Многослойный пирог. Восприятие зависит от диапазона сознания: можно укусить снизу и сказать, что вселенная – это бисквит, можно укусить сверху и сказать, что вселенная – это сливочный крем, можно укусить середину и сказать, что вселенная – это вишневый джем, можно широко разинуть рот и укусить сразу три слоя, но все это не будет истинным отражением реальности, потому что вселенная – это нечто большее, целое, которое не определяется набором качеств, это даже не пирог, а праздник, ароматом которого пропитан весь пирог.
Логические конструкции: или/или.
Приблизительный ход рассуждений: этот человек ЛИИ, целостная система, состоящая изнескольких уровней: Эго, СуперЭго, Ид, СуперИд. Один слой психики накладывается на другой и создает неповторимый облик индивидуальности. Человек - это вселенная, которая содержит в себе все аспекты, но в разных соотношениях. Этот человек ЛИИ, и он может действовать или с уровня эго, или с уровня суперэго, или с уровня витального блока.
Вихревое мышление
Вселенная – это калейдоскоп возможностей. Множественная реальность Карлоса Кастанеды. Альтернативные пути развития в постмодернизме. Человек вмещает в себя все. В любое мгновение можно использовать любую из возможностей. Восприятие зависит от способности переключать сознание. Можно групировать элементы вселенной в любой последовательности, получая неповторимый узор реальности. Но сама вселенная – это нечто болшее, это "праздник, который всегда с собой".
Логическая конструкция: и то, и это.
Приблизительный ход рассуждений: каждый соционический тип содержит в себе все 16 типов, но в разных соотношениях, в разных ситуациях он может вести себя по разному, все дело в умении и гибкости мышления. Этот человек ЛИИ, но иногда он может вести себя как ЛСИ, ЭИИ и даже ЭСЭ.
Если сравнить все четыре формы, то можно прийти к выводу, что они движутся от большего детерминизма, монизма, последовательности, к большей свободе, множественности, хаотичности. Как не странно, но иррационалы тоже могут быть последовательными, а рационалы хаотичными. И практика это подтверждает.
А вопрос о гениальности я считаю некорректным, так как каждое мышление гениально по-своему. De profundis
1 відвідувач подякували Luchia за цей допис
ЛИИ: "Может быть пойду, а может быть не пойду. Я подумаю."
ЭСЭ: "Я пойду... (через некоторое время). Я не пойду, так как у меня другие планы.".
По-моему этот диалог показывает детерминированность причинно-следственного мышления, многовариантность голографического и спонтанную изменчиость вихревого. К сожалению представитель диалектического мышления в этом разговоре не участвовал. De profundis
Из за синергетического мышления как то четко рационализм у себя не вижу.
Решения спонтанные, импульсивные. Четкой логической цепочки нет, ощущение что информация накручивается и потом как буд то понимание приходит.Ощущение озарения, интуиции.
Очень часто ночью приходят мысли Итого. Думала днем, решение не нашла, собрала кучу инфы, и ночью озарение, как у Менделеева:-)
Как Гуленко говорит 'мысли роятся". Именно так, я не думаю об одном и том же, одна мысль бежит за другой, обгоняет ее, потом выпрыгивает еще одна... Иногда ЛИИ не всегда успевает переключаться, я могу за несколько минут поднять совершенно разные вопросы, ему кажется что они не связаны, но вот как то они там возникают эти разные мысли.
В режиме многозадачности и быстрого реагирования не сложно. Мысли быстро бегут и выстреливают.
Очень быстрое принятие решения, слету, пока другие притормаживают я уже приняла решение и действую, особенно в критических ситуациях.
Я поэтому у себя вижу ЧИ хорошую, но вот может это не ЧИ , а именно способность мышления вытаскивать быстрое решение из той кучи инфы, что лежит у меня в голове. Причем цепочку мыслей иногда очень тяжело отследить. Это может быть Итого и ответ почему с аргументаций , но без большого детализирования, типа из 1 будет 2, потом 3 , поэтому 4.
Все это я думаю именно из за синергетического мышления.
И чем больше инфы по какому то вопросу, опыта, тем качественнее и быстрее решение. 1 відвідувач подякували Snowwhite за цей допис