Омана: 2% За підсумками голосування В данной статье, речь пойдет о том, как проявляется признак «аристократия/демократия», на социальном уровне.
Социальный вровень коммуникации отличается далекой дистанцией и поверхностной коммуникацией и носит формальный характер. Формальность его сопряжена с тем, что он регулируется общественными нормами, традициями, внутри групповым поведением и т.д.
Разделения коммуникативного пространства на четыре, независимых друг от друга уровня, было предложено Виктором Гуленко. Так же Гуленко, в своих работах, пишет о том, что уровне взаимоисключают друг друга. К примеру, исключают друг друга социальный и психологический уровни. На социальном уровне мы заботиться о группе людей, а на индивидуальном об отдельном человеке. У макросоциума и микросоциума совершенно разные интересы.
И между тем, несмотря на то, что демократ чувствует себя более комфортно на психологическом уровне, а аристократ на социальном и те и другие, живя в обществе, вынуждены взаимодействовать на всех уровнях.
Тех, кого отдает социальному уровню, мы будем называть коллективистами, а тех, кто отдает предпочтение психологическому индивидуалистами.
В статье я более детально раскрою значение этих понятий и покажу взаимосвязь коллективизма с аристократией и индивидуализма с демократией.
I. «индивидуализм - коллективизм»: кросс-культурные различия.
Дихотомия «индивидуализм - коллективизм» больше относится к социологии, чем к психологии. Так же этот термин широко используется в кросс-культурной психологии и этологии человека. Суть его сводится к идее биполярности человеческой истории: история движется между двумя полюсами, одним из которых является коллективистское общество, другим - индивидуалистское общество. В индустриальную эпоху коллективизм и индивидуализм вступают между собою в непримиримую то "горячую", то "холодную" войну. Если бы в будущем один из этих типов общества был полностью вытеснен другим, это говорило бы в известном смысле о конце истории.
Если дихотомию «индивидуализм - коллективизм» рассматривать на глобальном уровне, то суть ее может служить для нас наглядным примером феномена сменяемости квадр.
Формы коллективизма и индивидуализма меняются от эпохи к эпохе, отдельные общества дрейфуют от коллективизма к индивидуализму и наоборот, но две крайние точки, между которыми разворачивается история, остаются почти неизменными по своей глубинной сути.
Между тем, можно выявить много параллелей с ценностными аспектами биполярных квадр аристократов и демократов. Дихотомия «индивидуализм - коллективизм» хорошо отражает проявления признака аристократия/демократия, на социальном уровне.
Радикальный коллективизм находит свое яркое отражение в коммунистическом режиме, в то время как индивидуализм тяготеет к капиталистическому обществу.
Под коллективизмом принято понимать, такую социальную систему, которая стремится с помощью любых средств радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицает во имя этой цели автономию индивида.
Коллективизму противостоит индивидуализм, не намеренный решительно перестраивать общество ради какой-то универсальной, обязательной для всех цели и допускающий в широких пределах независимость индивидов.
При индивидуализме каждый человек предоставлен самому себе, его личная деятельность достигает максимума, деятельность же государства в отношении каждого человека минимальна. При коллективизме, наоборот, самыми мелкими действиями человека распоряжается государство, т.е., вещественная организация; отдельный человек не имеет никакой инициативы, все его действия в жизни предсказуемы.
Коллективизм и индивидуализм не только хорошо различимы, но и в определенном смысле измеримы. Коллективизм - такая установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на интересы группы и учитывает их в первую очередь при принятии решений. Индивидуализм - такая установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на личные интересы и учитывает их в первую очередь при принятии решений.
Эти два полюса не являются взаимоисключающими, речь идет лишь о преобладании одного или другого.
II. Соотношение индивидуальных/групповых целей Коллективист в большей степени зависит от той группы людей, с которой себя отождествляет.
Ему сложнее поменять место работы. Труднее даются переезды в другой город. При этом большое значение имеет фактор того, по каким причинам аристократ отождествляет себя с группой.
Среди социотипов Бета-квадры отождествление происходит за счет того, что индивид занимает в группе хорошее положение. Чем выше он поднимается по карьерной лестнице в данной компании, тем сложнее ему поменять место работы. Социотип из Бета-квадры в большей степени отождествляет себя с ингруппой*. Ингруппа становится не просто средством достижения целей. Ингруппа начинает восприниматься как его собственность, как часть его самого. Социотипы из Бета-квадры стараются стать главными в своем деле. И для этого им нужны другие люди. Коллектив Бете нужен для того, чтобы повелевать и властвовать
Среди социотипов Дельта-квадры отождествление происходит за счет того, что индивид чувствует себя нужным и необходимым членом команды. Чем чаще к нему обращаются за советом или за помощью, тем сложнее ему поменять место работы. Группа диктует цели для индивида. Источник целей для индивида – ингруппа. Социотипы Дельта-квадры стараются быть нужными и полезными в деле. Быть нужными для кого-то. Коллектив им нужен для того, чтобы реализовывать свою потребность в том, чтоб стать для него полезным и необходимым.
Индивидуалист в меньшей степени зависит от группы людей. Он способен находиться в нескольких группах одновременно.
Он формирует много ингрупп для реализации собственных целей. Источник целей для индивида – он сам.
Цели индивидуалистов подчинены их личным интересам.
В Альфа-квадре – это веселые компании, интересные разговоры, приятное времяпрепровождение.
Чем больше у Альфы сформировано ингрупп, тем интереснее им живется. Сначала с одними пообщались, потом с другими. Третьим можно рассказать о том, что узнали от первых двух. Происходит постоянный обмен информацией, обмен мнениями. К тому же это сулит и дополнительные бонусы. Когда приходишь в гости, тебя там угощают не только информацией, не только возможностью подискутировать или поспорить, но и едой и заботой.
В Гамма-квадре, индивиды образовывают гораздо меньше ингрупп и совершенно для других целей. Если первая ходит в гости, то третья предпочитает встречаться на нейтральной территории. Если первая ищет информацию, то третья ищет материальные ресурсы. Если первая хочет подзарядиться эмоциями и повеселиться, то третья хочет завязать отношения для пользы дела. Ингруппа* - группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе.
Аутгруппа - группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".
III. «Привязанность» к группе Коллективисты сильно привязаны только к одной группе. Участие в группе обязательно.
У коллективиста группа людей имеет приоритет над конкретным человеком. Коллективист больше тянется к группе и старается собрать людей вместе. В приоритете общая сплоченность.
Бета дорожит возможность общаться с руководителями.
Дельта дорожит возможностью общаться с единомышленниками. Индивидуалисты сильно не привязаны ни к одной группе. Участие в группах добровольное.
У индивидуалиста конкретный человек имеет приоритет над группой. Индивидуалист больше тянется к конкретному человеку в группе и старается вывести его из группы, чтобы поговорить с ним лично. В приоритете личные отношения.
Альфа дорожит своей самостоятельностью и независимостью.
Гамма дорожит возможностью выделиться и отличиться.
IV. Аутгруппы Для коллективиста, все кто не в ингруппе – в аутгруппе. Поведение по отношению к ингруппе (конформизм) и аутгруппе (избавиться) сильно различается.
У коллективистов наблюдается политика двойных стандартов. Например, у них честность и забота о членах своего клана вполне может сочетаться жесткой эксплуатацией и обманом людей из внешнего мира.
В Бета-квадре люди делятся на друзей и врагов. Вследствие вытесненного аспекта этики отношений в Бете принято подозревать всех, кто не с нами. «Кто не с нами тот против нас». Все конкуренты – враги! Врагов нужно давить, вытеснять из системы. Врагами считаются также те, кто не слушается, не выполняет приказов, не считается с положением, кто нарушает субординацию. «Либо ты в моей команде и слушаешь, что я тебе говорю, либо ты мой враг, которого я накажу!»
В Дельта-квадре люди делятся на своих и чужих. Свои - это не просто люди своего круга. Свои – это люди своего духа, надежд и устремлений. Чужие – это вся та серость, которая не способна самостоятельно мыслить. От чужаков уходят. Чужакам закрывают доступ к ресурсам. Чужаков призирают и постоянно насмехаются над ними.
Для индивидуалиста, не-участники ингрупп не обязательно в аутгруппе. Отношение к игруппе и аутгруппе не очень различаются.
Для индивидуалиста нехарактерна существенная разница в оценке членов группы «своих», в которую входит индивид, и членов группы, внешней по отношению к индивиду. Они примерно одинаково (одинаково вежливо или одинаково невежливо) относятся и к своим, и к чужакам.
В Альфа-квадре каждый человек на пути - это потенциальный друг! Он может быть и вовсе ортогональным по отношению к нам, ничего страшного! Другой взгляд на вещи это новые возможности. А вдруг этот взгляд окажется лучше, достойнее? Нужно обязательно сравнить. За одну встречу отношение к собеседнику может несколько раз поменяться от супердруга до злейшего врага и обратно.
Секреты в Альфе подолгу не хранятся, так же, как и любая другая информация. Но безопаснее о своем секрете рассказать малознакомому человеку, чем тому, с кем постоянно встречаешься. Впрочем, «по секрету всему свету». Если в одной компании Альфиец получил секрет от другой, то это уже не просто секрет, это особо ценная информация, которую необходимо передать другой компании, дабы у неё разузнать, что она думает по этому поводу и узнать её отношение к тем людям, которые рассказали про них такое!
В Гамма-квадре далеко не каждый, кто встречается на пути, может стать потенциальным деловым партнером. Гамма-квадра в некотором роде находится в оппозиции по отношению к любым группам. Больнее всего, когда подставляет человек своего круга. В Гамма-квадре мало кто вызывает диверсии и мало кого подпускают к себе на близкое расстояние. Не имеет особого значения, знают тебя десять лет или только один месяц. От каждого человека можно ждать подвоха, поэтому от каждого человека Гамма прячет свои секреты. Что Гаммиец рассказывает одному члену группы, то же самое другому члену группы будет рассказано совершенно иначе.
V. Влияние ингруппы на поведение Для коллективиста: широкое, глубокое и размытое.
То, что хотят все или большинство членов группы, само по себе становится чрезвычайно важным и значимым явлением.
Дельта считает, что раз так ингруппа в этом нуждаются, значит если им в этом помочь, то можно будет стать нужным для столько большого количества значимых для неё людей.
А в Бете само по себе такое явление массового характера уже может быть тождественно образованию ингруппы. Ведь если все хотят, но никто не решается сделать, значит, можно стать во главе, возглавить данную группу и подчинить её своим целям.
Для индивидуалиста: Ограниченное, поверхностное и специфичное.
Когда все члены группы хотят что-то сделать, это не вдохновляет, потому что индивидуалист отталкивается от себя. Он меньше коллективиста отягощен понятиями обязательств и долга. Он живет по своим нуждам и потребностям. И не всегда считает целесообразным строго учитывать потребности группы. И не всегда склонен брать на себя общественные обязательства.
Не имеет особого значения, сколько людей в этом заинтересовано. Главное, заинтересован ли во всем этом индивидуалист. Индивидуалист склонен заявлять, что у него свои собственные представления о тех или иных процессах или явлениях.
Индивидуалист живет не как принято в том или ином контексте, а как он считает уместным и целесообразным.
VI. Нормы и санкции У коллективиста: Если ясны, подталкивают к конформности; если не ясны – подталкивают к нонконформности
Коллективисты в большей степени склонны подстраиваться под ситуацию, чем изменять её. Они сосредоточены на традициях и нормах.
Нормы, правила, регламенты, положения – все это нужно для того, чтобы команда двигалась согласованно и чтобы каждый член команды выполнял отведенные на его роль задачи.
Бете чрезвычайно важно знать, какое место в команде индивид будет занимать.
Для того, чтобы Бете включиться в работу, нужно, чтобы индивида наделили полномочиями и обозначили его положение. Кому он подчиняется, кто ему подчиняется. Какие у него есть полномочия. Что он может делать, а что не входит в сферу его полномочий.
Дельтийцу чрезвычайно важно знать то, что от него хотят получить. Чем конкретнее запрос, тем комфортнее работать. Также Дельтийцу чрезвычайно важно знать то, насколько значима для команды цель, которую перед ним поставили.
Для того, чтобы Дельте включиться в работу, нужно наделить её соответствующими ресурсами. Предоставить все необходимое для работы и желательно не отвлекать.
У индивидуалиста: Больше самостоятельности (сохранение «внутренних» норм в разных группах).
Индивидуалисты в большей степени склонны скорее изменять ситуацию, чем приспосабливаться к ней.
Индивидуалисты сосредоточены на достижении личных целей или на гедонизме.
Альфиец склонен делать то, что ему хочется. Как правило, нормы и правила вступают в конфронтацию с их личными желаниями. За счет ценностного аспекта интуиции возможностей, Альфа неуютно чувствует себя в рамках принятых кем-то другим норм и правил. Она может прекрасно понимать, что от неё хотят, но это не значит, что она это будет разделять. Чем больше она узнает о нормах и правилах, тем сильнее она раздражается этой ограниченностью.
Гаммиец склонен делать то, что ему выгодно. Какими бы его не наделили санкциями и полномочиями, он все равно будет видеть в этом ограничение его деловой активности.
VII. Понятие нормального человека Для коллективиста нормальный человек тот, кто:
- уделяет внимание
- доброжелательно относится
- талантлив
- востребован
- уважает
- всегда выслушает мнение
- «не мешает»
- думает не только о себе
Для индивидуалиста нормальный человек тот, кто:
- имеет чувство собственного достоинства
- интеллектуально развит
- деловит
- обладает самоуважением
- не потерял свое Я
- самодостаточен
- живет в гармонии с самим собой
Также следует отметить, что для центральных квадр наиболее значимыми для жизни людей оказываются материальный достаток, власть и авторитет, в карьере они видят смысл жизни. А для периферийных квадр главной ценностью является сам человек, его близкое окружение, для них характерна значимость отношений между людьми. В Альфа-квадре сначала говорят, что у нормального человека должно быть любимое дело/увлечение/хобби, а потом хорошая семья. А в Дельте наоборот. При этом сам перевес не столь значителен и зависит от многих других факторов.
В центральных квадрах также присутствуют ценности периферийных квадр, но в большей степени выражена склонность к материальной в Бете («находится на хорошем счету», «имеет вес в обществе», «способен купить себе все, что хочет»), и к нравственной в Гамме («честный», «справедливый», «живет по совести»). Но следует подчеркнуть, что поскольку третья квадра индивидуалисты, то их нормы морали могут отличаться от норм принятых в обществе. Т.е., он, в первую очередь, честный, справедливый и совестливый по отношению к самому себе.
VIII. Друзья Коллективизм: Дружеские отношения близкие, часто пожизненные, придается важный смысл. Редко появляются новые. Выглядят более замкнутыми, но друзья более «интимные».
Коллективисты предпочитают поддерживать многочисленные привязанности, которые сформировались в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников по группе. Но в целом для «коллективиста» число таких сообществ, членом которых он является, обычно оказывается меньшим, чем у «индивидуалиста». Члены индивидуалистических культур склонны ощущать себя в группе отдельными, независимыми, автономными личностями.
Индивидуализм: Друзья=приятели, неблизкие связи. Новые появляются часто и легко. Выглядят более социальными, но менее близки друг другу. Одиночество
Индивидуалисты склонны формировать свои дружеские отношения исходя из взаимных симпатий, интересов, признания личностной идентичности (но число значимых и доверенных друзей, с которыми можно «отвести душу», при этом небольшое). В индивидуалистических культурах вполне допускается плюрализм* - а иногда даже приветствуется конфронтация точек зрения внутри группы ради повышения ее развития и повышения ее конкурентоспособности – здесь человек может быть под свою собственную ответственность членом самых разнообразных сообществ (в т.ч., и с противоречивыми влияниями, между которыми он сам выбирает себе приоритеты).
Слово плюрализм*, произошло от латинского слова pluralis, т.е., множественный.
Активность индивидуума, его потребность в том, чтобы отстоять свои интересы, терпимость к мнению окружающих – все это проявляется в плюрализме.
Плюрализм возникает тогда, когда в каких- либо деятельностиобщении проявляется много мнений, вариантов оценок, ориентаций.
Системы общества, которые базируются на плюрализме, характеризуются тем, что в них происходят столкновения разных взглядов, мнений, политических убеждений. Здесь критикуют не только сверху, но и снизу. Совместное существование разных людей, с различными мнениями, возможность высказывания своих мыслей, без боязни преследований.
С политической точки зрения - это такой тип сложившегося общества в государстве, в котором власть распределяется между большим количеством групп, постоянно имеющих между собой активное взаимодействие, например, конфликты, сотрудничество и соперничество. Политический плюрализм также можно отнести и к институтам, которые обеспечивают возможность самого явления широкого разделения власти. Если рассматривать плюрализм с точки зрения политической философии, он будет являть собой точку зрения, согласно которой разнообразие необходимо, поскольку оно ведёт к демократическому строю.
В идеальном значении, плюрализм – это распределение власти среди множества групп, разных по характеру и типу.
IХ. Сравнение и равенство. Коллективизм тяготеет к сходству и равенству внутри ингруппы.
У коллективистов во многом консервативная (механистическая) форма восприятия.
Коллективизм направлен на сохранение традиций и норм.
Коллективисты, в массе своей, мало отличаются друг от друга. Являясь членами одного и того же коллектива, они похожи друг на друга, поскольку испытывают одинаковые чувства, придерживаются одинаковых ценностей, одно и то же признают авторитетным и незыблемым. Ингруппа отличается большой сплоченностью, потому что индивиды ее не дифференцированы.
В Бета-квадре равенство носит массовый характер. Это армия или корпорация, где люди ходят в очень похожей одежде, придерживаются одной и той же идеологии, одного и того же корпоративного или социального поведения. При этом основная задача ингруппы выделиться среди остальных группы подобного типа. Сходство Беты больше проявляется на уровне поведения и окружения.
В Дельта-квадре равенство внутреннее, оно более скрыто. Поскольку Дельта в большей степени относится к закрытому обществу, то при всей внешней непохожести внутри ингруппы наблюдаются самые большие сходства. Сходства Дельты больше проявляются на уровне убеждений и ценностей.
Индивидуализм тяготеет к различиям и сравнения внутри ингруппы.
У индивидуалистов во многом новаторская (оригинальная) форма восприятия.
В ингруппе индивидуалистов индивиды не подобны друг другу, они различаются, и в определенной мере именно потому, что они различны, достигается согласие.
Индивидуалист очерчивает четкую границу между собой и другими. Ему неприятно осознавать, что он точно такой же, как и другие. И он старается постоянно замечать и подчеркивать эти различия. По сути, для индивидуалиста каждый человек заметно отличается от других.
В Альфа-квадре стараются по-разному трактовать одно и то же явление, уверяя всех в том, что то, о чем они говорят, это вообще совершенно что-то отличное от всего остального. Шаблонность мышления осуждается.
В Гамма-квадре принято по-разному подходить к решению тех или иных задач. Представьте себе десять фирм, торгующих одной и той же маркой автомобиля. При этом каждая утверждает, что только у них есть то, чего нет у ни у кого другого. И несмотря на то, что в целом у них в салонах одно и то же, все же акцент делается на различиях.
X. Механизмы социального контроля В большей степени – стыд.
Стыд всегда связан с наличием другого человека или группы людей. И чем значимее для индивида эти люди, тем сильнее проявляется чувство стыда. Попадая в унизительную ситуацию, индивид чувствует себя опозоренным, обесчещенным.
При переживании стыда все сознание человека сфокусировано на положении, в котором он оказался. Человеку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек.
В Бета-квадре чувство стыда, как правило, трансформируется в форму гнева, направленного на осуждающего другого, поскольку именно он был сопричастен к ситуации, вызвавшей стыд, а следовательно, и он несет хотя бы частично ответственность за острое переживание стыда. По сути это защитная реакция, так как, направляя гнев вовне, стыдящийся пытается восстановить ощущение владения ситуацией.
Если же гнев направляется на самого индивида, то он испытывает стремление сжаться, сделаться маленьким, незаметным, «провалиться сквозь землю».
Что в свою очередь так же отражает «комплекс шестерки» и связанное с ним ощущение того, что человека «опустили».
В Дельта-квадре чувство стыда, как правило, трансформируется в форму презрения к самому себе и отражает комплекс «подрезанных крыльев». В эти моменты индивид особо остро чувствует отчужденность и презрение по отношению к самому себе. Он чувствует себя никчемностью, неудачником, бесполезным человеком.
В большей степени – вина.
Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести».
Вина тесно связана с ответственностью. Индивид несет ответственность за то, что он сделал. Но в отличие от обвинителей в суде, задающих вопросы, здесь индивид сам себе судья, он сам себя наказывает, сам себя милует. Он сам принимает и выносит решение по поводу собственной жизни. Неверный поступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не вообще, а только в связи с осознанием своего поражения, своей несостоятельности, неуместности этого поступка, только тогда возникает вина.
Связь вины с нравственным аспектом существования человека или с ответом на вопрос: «что сделал человек из себя», - подчеркивает индивидуальную сторону ответственности за вину. Вина может быть только личной, индивидуальной.
При прочих равных условиях, при переживании стыда индивиды реагируют уходом от контактов, а испытывая вину - стремятся исправить положение и выйти из него с честью. Социотипы Альфа-квадры в меньшей степени склонны осознавать вину, вследствие того, что аспект этики отношений вытеснен из сознания. Но если индивид осознает свою неправоту, то он, как правило, испытывает потребность в том, чтобы об этом рассказать другому. Социотипы Гамма-квадры в большей степени способны осознавать вину, но в меньшей степени способны к тому, чтобы в открытую в этом признаться. Даже хорошо осознавая, что неправ, индивид не стремится к тому, чтобы рассказать об этом.
XI. Ресурсы, которыми обмениваются Коллективисты: Любовь, статус, услуги.
У коллективистов, как правило, достаточно ресурсов, потому что одна группа обеспечивает индивида большинством благ – это подталкивает к общению с одними и теми же людьми.
Коллективисты: стремление к обособленности.
Коллективисты чувствуют себя дискомфортно в ситуации соперничества. Они нацелены на долговременные отношения и не стремятся делать бизнес с первой встречи, предпочитая установить сначала добрые межличностные отношения.
Индивидуалисты: Деньги, информация, товары.
У индивидуалистов ресурсов либо очень мало, либо очень много. Группа (каждая из множества) обеспечивает лишь небольшую часть благ – это подталкивает к большей «социальности» поведения.
Индивидуалисты тяготеют к всеобщности.
Индивидуалисты в случае видения интересных перспектив более склонны к быстрому началу нового партнерства, а соревновательность они воспринимают как условие жизни.
Список использованной литературы:
1. Аушра Аугустинавичюте. Социон. Издательство: Черная белка.
2. Юнг К. Г. О современных мифах. М., 1994.
3. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «я». По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1991.
4. Триандис Г. С. Культура и социальное поведение; Учебное пособие (пер. Соснина В. А.)
Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды:
5. Виктор Гуленко. Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.
Рейтинг: 5.8, Голосів: 15.
5 відвідувачів подякували dear-enman за цей допис 3 відвідувача не погодилися із цим дописом
Спасибо за увлекательную статью!
Очень рада, что в соционике появляются новые исследования на тему наполнения признаков. Сама очень часто на интуитивном уровне замечала многое из того, что описано в статье. Но вы так все здорово оформили, что, пожалуй, мне и добавить нечего.
И все же внесу ещё несколько штрихов в большую работу.
Я заметила такую интересную особенность, что коллективисты не склонны "выносить сор из избы", но такая апелляция к внешнему общественному мнению вполне допустима для индивидуалистов. Что вы думаете по этому поводу?
Также интересно рассмотреть этот признак с позиции реакции на конфликты.
В случае конфликта влияния различных групп люди из коллективистских культур предпочитают сохранять отношения по вертикали, а из индивидуалистических — по горизонтали.
Т.е. когда возникает конфликтная ситуация, аристократ придерживается субординации в рамках своего положения, а индивидуалист больше склонен переходить на личности.
Не могу пока очертить границу между тем, как это проявляется в разных квадрах. Возможно, вам есть что добавить на этот счет?
**Я заметила такую интересную особенность, что коллективисты не склонны "выносить сор из избы", но такая апелляция к внешнему общественному мнению вполне допустима для индивидуалистов. Что вы думаете по этому поводу?
Это психологический уровень проявления признака.
Ещё исторически так сложилось, что у аристократов честь рода была важнее чьих-то мнений.
Было недопустимо кому-то рассказывать о том, что происходит внутри семьи.
А у демократов, к которым относилась советская интеллигенция, было не зазорно рассказывать и про коллег, и про друзей, и про родных.
Если говорить фактически, то сплетничать и жаловаться могут в любой квадре. Другой вопрос в том, кому жалуются и при каких обстоятельствах.
В Альфа квадре, где ценностные аспекты ЧИ и ЧЭ, БЛ и БС, жалуются на то, что их не понимают.
Жалуются эмоционально. Цель жалобы – получить заботу и услышать от собеседника, что Альфиец хороший и добрый человек и с ним поступают жестоко.
В Бета квадре, где ценностные аспекты ЧС и ЧЭ, БЛ и БИ, жалуются на то, что их не уважают.
Также жалуются эмоционально, но не всем, а только строго доверенным лицам. Как правило, у Бета квадры есть такое доверенное лицо, которому обо всем на свете докладывается. А другие могу даже и не догадываться о том, что происходит. В Бета квадре более внимательно относятся к тому, кому и какую информацию они рассказывают.
В Гамма квадре, где ценностные аспекты ЧС и ЧЛ, БЭ и БИ, скорее не жалуются, а передают информацию, ожидая не столь эмоциональной поддержки, а сколь конкретных советов и реальных действий. Да и происходит это не столь часто из-за их закрытости.
В Дельта квадре, где ценностные аспекты ЧЛ и ЧИ, БЭ и БС, больше морали читают и дают советы, чем делается. Сама жалоба, как правило, начинается не с того, что кто-то такой сякой. Она начинается с того, что вам говорят о том, кто-что сделал не так, и как он должен был поступить, что бы в его действиях было рациональное зерно. Многие слышат в этом назидательное нравоучение и вообще слабо понимают, как на это реагировать.
**Также интересно рассмотреть этот признак с позиции реакции на конфликты.
В случае конфликта влияния различных групп люди из коллективистских культур предпочитают сохранять отношения по вертикали, а из индивидуалистических — по горизонтали.
Т.е. когда возникает конфликтная ситуация, аристократ придерживается субординации в рамках своего положения, а индивидуалист больше склонен переходить на личности.
Не могу пока очертить границу между тем, как это проявляется в разных квадрах. Возможно, вам есть что добавить на этот счет?
Очень много зависит от контекста ситуация и от степени вовлеченности в конфликт.
Пример: Если мы приходим на чужую территорию с целью забрать оборудование, которое находится на территории.
То коллективист будет стараться решить вопрос исходя из его полномочий.
Он спросит о том, кто отдал такое распоряжение, на каком уровне находиться человек
И свяжется с ним для того, чтобы разрешить ситуацию.
Т.е. первый вопрос, который задает коллективист – кто отдал распоряжение?!
Индивидуалист в этой ситуации, скорее всего, будет строить горизонтальную коммуникацию.
Он будет разбираться непосредственно с теми людьми, которые зашли на территорию.
При возникновении конфликтов в коллективе:
Альфа начинает искать единомышленников. Сплачивать вокруг себя людей идеологически. Распускать слухи, подтасовывать факты.
Бета начинает искать поддержку у вышестоящего руководства. Может начать нападать, отстаивая свои права и полномочия.
Гамма старается лично выяснить отношения с глазу на глаз. По возможности отведет в сторону для того, чтобы лично обсудить и выяснить, что к чему.
Дельта сначала попробует сохранить нейтралитет. Будет надеяться на то, что ситуация и без того прозрачна, и совершенно для всех очевидно, кто прав, а кто виноват. Будет надеяться на то,
что все само собой разрешится.
Да, про бету в самую точку.
Была у меня ситуация на работе:
Я занимаюсь продажами и в телефонном разговоре столкнулась с управляющим ТСЖ, который был крайне недоволен работой монтажников, также он обещал удалить оборудование самостоятельно.
Первым делом, я выяснила, с кем я разговариваю (точнее он сам представился длинным списком регалий и полным ФИО), потом я сама представилась, кто я и что я, и как я могу повлиять на ситуацию, то есть обещала передать информацию начальству о случившемся событии.
Я записала его ФИО, контактный номер и на следующий день отправила информацию начальнику, который разрешил ситуацию в лучшем виде, все были довольны.
И ещё хочу с вами разобраться вот в какой ситуации.
В Бета квадре твердость позиции означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а в Гамма квадре, как мне кажется, означает: «Я могу делать то, что мне надо».
Вам есть, что добавить к этому?
**В Бета квадре твердость позиции означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а в Гамма квадре, как мне кажется, означает: «Я могу делать то, что мне надо».
Вам есть, что добавить к этому?
В обществе Бета кадры, как правило, успех человека связан с командной работой, и чаще объясняется помощью других людей, а в обществе Гамма квадры приписывается способностям личности. Неудача, в свою очередь, в Бета квадре трактуется как следствие лени, а в Гамма квадре - как результат неудачных обстоятельств.
В обществе Дельта квадры успех человека, в большинстве своем, тоже строится на командном взаимодействии, но акцент остается за творческим дарованием Дельтийца.
В поведении и работе четвертой квадры больше личного фактора, чем коллективного.
В первой квадре успех так же сильно связан с личностью, но в отличии от гаммы, в работе Альфийца действительно много личного. Пожалуй, у них получаются самые индивидуальные и оригинальные работы из всего социона.
Принимая ответственное решение:
Альфа старается сделать так, чтобы его принял кто-то другой.
Бета просто делает свой выбор. Потому что, если у него есть полномочия выбирать, то что бы он ни выбрал, он будет прав!
Гамма идет на риск. Гамме нравится рисковать.
Дельта стараетесь учесть мнение людей более опытных и сведущих. 1 відвідувач подякували dear-enman за цей допис
Спасибо! Очень интересная точка зрения.
Ещё хотела бы раскрыть тему статуса и регалий.
Как мне кажется, в ситуациях неравного статуса коллективисты чувствуют себя вполне комфортно. Для них нормально как самому показывать уважение вышестоящему лицу, так и чувствовать себя «большим начальником» при общении с подчиненными. Коллективист воспринимает многочисленность сопровождения участника встречи как высокий статус персоны – так что индивидуалист, придя на встречу без свиты или команды, рискует оказаться в глазах коллективиста «социально незначимой персоной». А «индивидуалисты» не любят начальственного поведения и предпочитают горизонтальные, равные отношения.
Тут думаю, вся тонкость в том, что одни более уютно себя чувствуют, когда они четко осознают свою позицию. А другие менее довольны, при прочих равных, своей позицией.
Что вы думаете обо всем этом?
**Что вы думаете обо всем этом?
Если рассматривать в общем, то статус и положения играет большую роль для аристократа.
Поэтому, многое зависит от статуса аристократа. Если его статус не высок, если он находиться на рядовых позициях, то он будет волноваться при встречи с вышестоящем лицом, а демократ наоборот, будет менее взволнован. С другой стороны, при изменении ситуации, будет, меняться и положение вещей, в кардинально противоположную сторону.
Аристократ будет все больше и больше обретать уверенности и контроля над ситуацией, а демократ может начать беспокоится.
Это связанно с тем, что чем выше должность, тем больше обязанностей и тем выше иерархический уровень, в который попадает человек.
Если рассматривать частные случаи, то ситуация будет складываться примерно так:
В Альфа квадре, не придают особого значения статусу человека. Могут возникать проблемы с субординацией.
В Бета квадре соблюдают субординацию и придают большое значение положению человека.
В Гамма квадре положение учитывается, но кардинально не влияет на отношение к человеку. Поведение будет зависеть от ситуации.
В Дельта квадре не придают особого значения положению собеседника, зато очень кичатся своим положением и всячески стараются его подчернить.
Спасибо Вам, dear-enman, за интересную и умную статью!
Читала - и возникло стойкое ощущение, что в написанном очень много важного. И соответствует истине.
13 Апр 2011 15:04 dear-enman писав(ла): У коллективистов наблюдается политика двойных стандартов. Например, у них честность и забота о членах своего клана вполне может сочетаться жесткой эксплуатацией и обманом людей из внешнего мира.
Связано с признаком коллективизма или нет, но, на мой взгляд, отвратительное свойство. К тому же часто очень непонятно, как одни люди попадают в клан "своих", а другие не попадают.
Наблюдала у одного Штирлица: громкие сетования о том, какая бедная и несчастная его сестра N (Драйзер), как у нее болят руки, организовал среди родственников сбор денег ей на новую стиральную машину в подарок на день рождения (вложив своих личных 2500 р.) А другой своей сестре M.(Гюго) Штирлиц никогда не сочувствует, почему-то не замечает, что она не менее больна, чем сестра N., и у нее такая же старая советская стиральная машина, и в том же году на день рождения подарил M....чехол для мобильного за 150 руб. Причем эта сестра всегда к нему была ближе с детства, и относилась лучше, а с ДрайзеромШтирлиц пару лет был во враждебных отношениях, потом долго (несколько лет) - в натянутых отношениях и сблизился только в последние годы.
Причины, по которым человек одну сестру жалеет и заботится, а к другой выказывает равнодушие и совершенно не заботится, - непонятны. Не знаю, есть ли здесь соционическое, но мне показалось, ситуация может служить примером "политики "двойных стандартов", описанной в статье.
13 Апр 2011 15:04 dear-enman писав(ла): В Альфа-квадре сначала говорят, что у нормального человека должно быть любимое дело/увлечение/хобби, а потом хорошая семья. А в Дельте наоборот. При этом сам перевес не столь значителен и зависит от многих других факторов.
О да, наблюдала такую ситуацию. Две женщины - ЭСЭ и ЛСЭ (друг другу свахи)- никак не могут друг друга понять: Гюго говорит, что, в первую очередь, важно получить образование, стать ученым человеком, добиться многого в научной сфере, стать хорошим специалистом, а замужество никуда не убежит. Штирлиц удивляется - как это так? Ведь главное же - личная жизнь, отношения с противоположным полом, создание семьи, а учеба и карьера - вещи второстепенные. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. (Альберт Эйнштейн)
На мой - тоже.
Статья - весьма сомнительная попытка "прицепить" к соционике свойства, никоим образом к ней не относящиеся.
В Дельта-квадре чувство стыда, как правило, трансформируется в форму презрения к самому себе и отражает комплекс «подрезанных крыльев». В эти моменты индивид особо остро чувствует отчужденность и презрение по отношению к самому себе. Он чувствует себя никчемностью, неудачником, бесполезным человеком.
Тьфу! Если МНЕ хочется - сбудется! 2 відвідувача подякували luano за цей допис
Омана: 2% За підсумками голосування ella_da и Вам спасибо за отзыв.
**Связано с признаком коллективизма или нет, но, на мой взгляд, отвратительное свойство. К тому же часто очень непонятно, как одни люди попадают в клан "своих", а другие не попадают.
Но Вы же понимаете, что у каждого свои недостатки.
К примеру, среди индивидуалистов есть политика «не нашим, не вашим». И выражается она в том, что желание поспорить порой настолько сильное, что даже если о чем-то говорит человек своего круга, который индивидуалисту близок и знаком, то индивидуалист может жестко его простебать, выставив посмешищем.
Конечно, мы сейчас говорим об очень тонкой границе, которая отделяет человека (хочется написать преданного, но я понимаю, что это не ваши ценности) мыслящего от неудовлетворенного тролля.
Пока как-то так получается. Что если говорить о личном, то бестактность, грубость и беспринципность я в большей степени встречал среди индивидуалистов.
К примеру, в виртуальной среде я замечаю ненависть и призрения к тому, что я делаю, как раз у индивидуалистов. Чем-то я их очень сильно задеваю. Я даже догадываюсь чем, но мне не хочется сейчас об этом говорить тут.
Если говорить конкретно о Штирлицах, то вы попробуйте для себя понять, что они очень легко манипулируются мнением со стороны.
Возможно, ему кто-то рассказал что-то нелицеприятное про сестру, которую он недолюбливает. Возможно, даже не умышленно, кто-то бросил несколько фраз, которые оказали на него влияние. Вся слабость Штирлица в том, что принимая информацию, которая касается этики отношений, ему крайне сложно её анализировать, а если речь идет о временной рамке, то это просто удар на поражение.
**О да, наблюдала такую ситуацию. Две женщины - ЭСЭ и ЛСЭ (друг другу свахи)- никак не могут друг друга понять: Гюго говорит, что, в первую очередь, важно получить образование, стать ученым человеком, добиться многого в научной сфере, стать хорошим специалистом, а замужество никуда не убежит. Штирлиц удивляется - как это так? Ведь главное же - личная жизнь, отношения с противоположным полом, создание семьи, а учеба и карьера - вещи второстепенные.
Да, это так. И тому есть очень простое объяснение.
Для аристократов очень важным является понятие места. Место - это и положение, и роль, и социальный статус. И если Бета сама себе определяет места, то Дельте место определяют другие.
Поэтому у Дельты такие нормативные ценности. Семья, дом, здоровье и так далее.
Т.е. некто сказал, что у нормального человека должна быть семья, девушка должна к такому-то сроку обязательно выйти замуж и, выйдя замуж, она должна нарожать детей. Потому что это нормально!
Дельта - это нормы социума.
А Штирлиц, возглавляя Дельту, соблюдает все эти принципы и нормативы. И для него совершенно недопустимо, что бы было как-то иначе.
К сожалению, на него сложно повлиять, потому что структурная логика находится у него в зоне игнорирования. Он просто знает о том, как это должно быть. Знание это не его. И когда мы ему говорим: понимаешь, но я не хочу жить так, как все! И у меня другие ценности! И другие интересы.
Для него человек, который говорит все это, воспринимается как угроза! Он пытается разрушить его ценности, и от него нужно держаться подальше.
И для того, что бы понять его, вам нужно попробовать самой встать на его место.
Ведь это не сложно, правда? Представьте, какое мнение вы сложите о человеке, который вам скажет:
«ella_da, знаешь, что не понимаю и не принимаю я больше всего? Весь этот ученый сброд. Всех этих самовлюбленных индюков, которые протирают свои штаны, сидя в научных лаборатория.
Всю эту вшивую интеллигенция. А эти дамочки, с умным видом объясняющие вам, как жить, а сами при этом не имеющие ничего за спиной. Это же позор. В 40 лет, не имея ни детей, ни мужа, да чему они могут научить?» Ну и так далее, в том же ключе.
Но, как мне кажется, глубина любой личной проблемы напрямую связана с нашим личным участием или не участием в ней. Чем больше времени мы игнорируем и откладываем какой-то вопрос, тем напряженнее и запутаннее становится ситуация. 2 відвідувача не погодилися із цим дописом
15 Апр 2011 20:09 dear-enman писав(ла): luano, Vera_Novikova.
Я непременно учту ваши замечания.
Спасибо, что уделили внимание моему труду.
Да, я верю, что Вы много трудились и очень устали.
Но, к сожалению, это не является мерилом ценности результата Если МНЕ хочется - сбудется! 1 відвідувач подякували luano за цей допис
Vera_Novikova, luano.
Согласно правилам данного форума, запрещено публиковать сообщения, содержащие клевету, лживую информацию, искажение фактов или информацию, которая может ввести в заблуждение других пользователей.
Поэтому, большая к Вам просьба.
Аргументируйте пожалуйста Вашу позицию.
16 Апр 2011 10:22 dear-enman писав(ла):
Согласно правилам данного форума, запрещено публиковать сообщения, содержащие клевету, лживую информацию, искажение фактов или информацию, которая может ввести в заблуждение других пользователей.
Кстати, спасибо, что напомнили. Это правило прямо касается вашей статьи. И поэтому ей место на легком форуме. 2 відвідувача подякували Vera_Novikova за цей допис
15 Апр 2011 00:05 luano писав(ла): На мой - тоже.
Статья - весьма сомнительная попытка "прицепить" к соционике свойства, никоим образом к ней не относящиеся. Тьфу!
Вот зря Вы так.
Я думаю, что автор сам уже испытывает чувство стыда за написанное, а как следствие - свою ненужность и никчемность. "досужие мысли досужего человека."Дж. Кл. Джером.
Занимательная статья. Объемная. Немного не хватает структурированности. Для "научности" не хватает конкретных сносок, чтобы можно было оперировать фактами. Поэтому критики так легко и опустили весь труд.