Омана: 6% За підсумками голосування Краткие определения.
«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» (К. Г. Юнг).
Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение».
Мы понимаем экстраверсию/интроверсию как преимущественное направление интереса либо на внешний мир (объекты), либо на внутренний (отношения, образы).
Коллеги, вот иллюстрация: слова экстраверта и слова интроверта, при описании фотографий котят.
То, что помечено в тексте как "Экст" - экстраверсия и "Интр" - интроверсия - это не приговор, а пометка, что наблюдается проявление того или другого полюса.
Чтобы определиться с признаком, необходимо при достаточно продолжительном наблюдении собрать все проявления и определиться с преобладанием одного над другим.
В тексте были замечены и отмечены такие проявления Экст/Интр как:
внимание к объектам/отношениям,
употребление уменьшительных суффиксов,
то, что все объекты не разбираясь (не дифференцируя) "мажутся в один цвет",
то, что тоже делается с отношениями.
Экстраверт:
Первое фото.
Ой, кошка! (Экст) Есть эмоция, но не выражено отношение
Непонятно, то ли она защищается, то ли она радуется, то ли она напряглась как-то сильно. Что-то не то с кошкой. (Экст) - обсуждение свойств объекта, не выражено свое отношение.
Вообще не люблю животных. (Интр?) - скорее проявление ее слабости (одним махом ВСЕ животные записаны в нелюбимые)
Они какие-то агрессивные. Т.е. нет, они может и не агрессивные, но не предсказуемые. Никогда не знаешь, кинется она на тебя или нет! (Экст) - обсуждение свойств объекта, не выражено свое отношение.
Есть люди, которые очень любят зверей. (Экст) - о людях с их свойствами, не выражено свое отношение.
Я их не понимаю. Не знаю, с чем это связано.(Экст) - опять, не выражено свое отношение.
Второе фото.
Ну, это какая-то жалкая, не знаю, наверное, первая лучше была. (Интр?) - скорее проявление ее слабости, неуверенность в своем отношении
Какая-то только вылупившаяся, мокрая, ходить не научилась, глаза не раскрыла, какая-то беспомощная. (Экст) - обсуждение свойств объекта, не выражено свое отношение.
Можно умилиться конечно, но не хочется. (Экст) - "жестко, но справедливо" , если конечно не забыть, что это фото котенка.
Интроверт:
Третье фото.
Кошка сиамская, маленькая, пищит, чего-то хочет или есть или …Экст - обсуждение свойств объекта, не выражено свое отношение, Интр - использован уменьшительный суффикс
Ушки забавные такие черненькие. (Интр) - свое отношение, использованы уменьшительные суффиксы
У них еще язык такой яркий, у маленьких котят он такой яркий маленький и они пищат все так пискляво.(Экст?) - скорее как проявление как ее слабости (одним махом ВСЕМ котятам присвоены одинаковые свойства)
Смотрит прямо в глаза, точно чего-то хочет. Внимания и ласки.(Интр) - внимание к отношениям, они устанавливаются даже с фотографией
Четвертое фото:
Ой, какая лапочка!(Душевный стиль) - переданы эмоции и отношение. Четверка душевных - интраверты-этики. (Интр) - свое отношение, использованы уменьшительные суффиксы
А у этого все хорошо! Он уже ничего не хочет. Довольный, спит, его держат на руках. Ему тепло, хорошо. Этот точно сытый. Был бы голодный, был бы не такой. (Интр) - уверенность в своем понимании взаимоотношений котенка с миром
Этот, наверное, повзрослее чуть-чуть, (Экст?) - проявление ее как слабости (неуверенность в свойствах объекта, в возрасте котенка)
а может быть просто сытый. ](Экст)
Я тоже так хочу! Мой образ жизни сейчас примерно такой.(Интр) - ярко проявленное свое отношение к ситуации, переключение внимания на себя, свой мир, свой образ жизни
Слова записаны с диктофона без редакции. Кроме места с многоточием (там не было слышно слово).
Добрый день!) За название темы - отдельное спасибо: порадовало и подняло настроение)
Непосредственно к делу:
по своему наблюдению могу сказать, что действительно экстраверты больше ориентируются на мир вокруг них, и другие объекты гораздо важнее их внутренненей составляющей. Зачастую проблемы разобраться в себе и понять себя возникают именно у экстравертов, из-за направленности их вовне. Экстраверты гораздо реже выражают свое отношение к тем или иным предметам, событиям, отдавая предпочтение эмоциональной окраске и описанию этих самых предметов. Гораздо реже экстраверты употребляют в своей речи уменьшительные суффиксы. Это не значит, что они совершенно не употребляют их, но, если сравнивать с частотой использования их у интровертов, то разницу почувствовать можно. Учитывая, эти факторы, и беря во внимание количество "галочек"за экстравесрию, человека, описывающего первую картинку, с большей долей вероятности можно отнести его к экстравертам, а у второго человечка проявляется склонность к интроверсии.
HM,
1) уменьшительные суффиксы чаще используют интроверты;
2) если ВСЕМ каким-либо объектам не дифференцируя, как в этом примере, приписываются одинаковые свойства и очевидно, что человек не проверял их у ВСЕХ этих объектов и не сможет, если попросить, аргументировать проявленную категоричность, это говорит за слабость экстраверсии;
3) тоже с отношениями - если мы видим единое (тем более крайнее: люблю/не люблю) отношение к целому классу, ряду объектов - это повод усомниться в том, что человек - эксперт в понимании собственных отношений. Т.е. это проявление слабости интроверсии
Хм... А обязательно ли экстраверт проверяет свойства объектов? Экстраверт же живёт в мире объектов, постоянно переключаясь между ними, обращая внимания на новые. В таком режиме просто не хватит времени и сил детально углубляться в каждый объект и изучать его свойства. И мои наблюдения это только подтверждают - экстраверты не любят углубляться в детали, подробно изучать объекты, им в принципе бывает сложно сконцентрироваться.
Сдаётся мне, что понимание собственного отношения - это сильно многофакторный момент, и здесь вертность может играть не первую роль Это же зависит и от того, к кому/чему отношение обсуждается, и от личных психологических причин, и от той же ПЙ.
Guur, собственно это и есть пример (реальный) экстравертных и интровертных фраз по одному поводу.
Я в принципе не против провести еще один подобный эксперимент. Собственно, даже готов его провести на тех же фото. Сейчас как раз у нас на модуле учатся сенсорики-этики интроверт и экстраверт. Если будет время, я им дам такое задание. И тогда результаты размещу здесь.
Тексты, представленные выше, были записаны со слов двух интуитов-этиков.
Извините, HM, что я выделил слово в Вашем тексте.
Чтобы снять эти вопросы, я в описании темы специально вставил фразу:
"У каждого человека есть механизмы и интроверсии, и экстраверсии. Тип определяется по перевесу".
Т.е. речь о том, что "ОБЯЗАТЕЛЬНО, ВСЕГДА, НИКОГДА и даже 100 процентно" в соционике не имеют смысла, мы имеем дело с человеком, а не моделью.
HM, по моему вы очень много всего смешали, того что не имеет отношения к экстраверсии/интроверсии:
- детально - это относится к сенсорике
- углубляться - это скорее относится к соционическому клубу исследователей.
Попробуйте сказать Дон Кихоту, что он не любит изучать объекты, углубляться в их свойства, особенно связанные с потенциалом, скрытыми возможностями, и что на этом он с трудом концентрируется.
Отношение у интроверта проявляется ярче, чем у экстраверта, что собственно я и показал на приведенном примере.
А психологические причины, ПЙ, личный опыт, текущее физическое и эмоциональное состояние человека (и я могу этот список продолжить) - все это присутствует и наблюдается, так же как присутствуют и наблюдаются соционические проявления
По моим наблюдениям, обилие уменьшительных суффиксов более характерно для ЧЭ в Эго либо просто ЧЭ в ценностях.
Менее всего склонны употреблять уменьшительные суффиксы представители ТИМов с болевой и фоновой ЧЭ.
Именно они часто рассказывают, как их коробят фразы типа: "Пусик, готов ли гусик?"
Это проявление аристократии. Именно аристократы на основании знакомства с одним объектом берут на себя смелость судить о свойствах всей группы, к которой объект принадлежит.
Вера, я думаю, уже неплохо, что мы сошлись на том, что это проявление скорее типологических, чем индивидуальных свойств человека.
Здесь я с Вами согласен, Вера. Оба участника примера - аристократы.
В приведенном примере я специально не стал отмечать проявления других признаков, чтобы сфокусироваться именно на Экст/Интр.
При реальной диагностике я напротив данных фраз
"У них еще язык такой яркий, у маленьких котят он такой яркий маленький и они пищат все так пискляво"
"Вообще не люблю животных"
поставил бы галочки и за Экстр/Интр и за проявление аристократии. (В одной фразе могут быть проявлены сразу несколько признаков).
Я обращаю Ваше внимание на то, о чем "берут на себя смелость судить о свойствах всей группы" интроверты, а о чем экстраверты.
Тема употребления уменьшительный суффиксов весьма обширна. Соглашусь с двумя предыщущими авторами постов, относительно того, что это вероятнее всего проявление типологическое, и по своему опыту, действительно, чаще встречающееся у тех, у кого ЧЭ в ценностях. Подобные употребления иногда могут свидетельстволвать о сильной этике, либо говорить о запросе на нее. Но не могу отрицать и того, что в качестве определение признака интроверсии, уменьшительные суффиксы тоже играют значительную роль. Например, тип ЛСИ. Вряд ли люди подобного ТИМа будут бросаться уменьшительно-ласкательными словами в незнакомой обстановке и на диагностике, но при близком общении от них можно услышать, обращение к своей машине типа " мой тушканчик" (марка машины Hyundai Tuscan), или к телефону (телефоник мой, ну работай же). Это можно отнести и за интроверсию, и за то, что ЧЭ в ценностях, находится в суггестивной функции.
Слова подобного типа приходилось слышать и от ЛСЭ. Там ситуация состояла в том, что человек переходил на сюсюканье в попытках завязать знакомство с понравившимся объектом, то есть говорил по-своему детскому блоку, но с БЭ, употребляя "Ути бозе.." и т.д.
Вспомнился еще один отличительный признак интроверсии: это приписывания неодушевленным объектам свойств живых объектов. То есть коммуникация с телефоном, машиной, утюгом, столом, принтером, и т.д.
По нашим наблюдениям, и из теории это тоже следует: экстраверты больше внимания уделяют объективным свойствам, интроверты субъективным, поэтому "приписывания неодушевленным объектам свойств живых объектов" больше свойственно интровертам.
Одушевленный-неодушевленный предмет - это свойство объекта. Поэтому экстраверт более объективен в этой оценке. Интроверты, опираясь на отношения, чаще додумывают свойства объекта: "Я на его месте..."
Чаще пытаются переделать его свойства (в случае людей-объектов - перевоспитать): "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!"
Экстраверт дает объектные оценки. Объективные оценки дает логик.
Давайте обратимся к первоисточникам.
Это определения Юнга.
«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту»
Суть - объектный взгляд на мир.
Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит вторичное значение».
Суть - субъектный взгляд на мир.
"Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях."
"Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво".
Суть - субъективно.
Вы сейчас подменяете понятия объектный - объективный и субъектный - субъективный. Хотя они относятся к разным дихотомиям.
Этики живут в субъективной реальности, наполненной главным образом людьми, отношениями, чувствами. И проецируют это восприятие на неодушевленный мир, наделяя предметы чувствами.
А логики живут в объективной реальности, наполненной фактами и закономерностями. И проецируют это восприятие и мир субъективных переживаний, пытаясь применить к нему приемы аналитики.
Экстраверты живут в реальности, наполненной главным образом объектами с их свойствами, неподдающимися трансформации. И не проецируют свое отношение к объектам неодушевленного мира, не наделяют предметы чувствами и свойствами им не свойственными.
А интроверты живут в реальности, наполненной отношениями. "Суть - субъектный взгляд на мир". И проецируют на объекты свое восприятие и свои субъективные переживания, в том числе пытаясь наделить предметы чувствами.
Вася человек приятный, душевный, уважаемый, деликатный, позитивный.
И эта оценка поддается трансфорамции в зависимости от того, кто оценивает. На то она и субъективная.
Поспорьте по этому поводу с Юнгом.
В реальности, наполненной связями, которые могут иметь субъективную природу, и тогда мы называем это отношениями, а могу иметь объективную природу.