А Вы все верно подметили! Верно, в том плане, что выделили те же тексты, что и я.
Если говорить о связи между отрывками, то кроме того, то она сама по себе является важным моментом
- Насколько я понимаю, купальня Силоам (Посланный) стала так называться, тк именно в этом месте был исцелен Нееман, которого Елисей послал омыться в Иордане. (иначе, почему этот текст представлен как параллельный?)
- Исцеление происходит на расстоянии, по вере тому, кто послал, с язычником, даром. Это созвучно теме Евангелия: спасение дается верой, даром, всем. (помните Христос сказал: много было вдов в Израиле, но к одной только из Сарепты Сидонской, язычнице, был послан Илия, и много было военначальников в Израиле, но только Нееман, сириец, исцелился)
Примечательна личность Елисея. Он был преемником Илии. Причем на нем было "больше" Святого Духа, чем на его учителе. А ведь Иудеи верили, что перед приходом Мессии, должен прийти Илия. То есть Мессия - это своего рода "новвый Елисей".
- следующий момент про реки. Вы тоже этот стих привели. Иордан был мелкой рекой по сравнению с другими ближневосточными реками. Но Бог показывает Нееману, что то, что малое Божие сильнее великого человеческого.
Мы знаем, что Израиль ожидал великого Мессию, и не готов был узнать его в Том, кто трости надломленной не переломит.
2. Исцеление слепых и хромлющих действительно было обещанием мессианского века!
Задумалась почему... Может, к мессианским чудесам относились те исцеления, которые были не под силу древней медецине? Ужасно интересно!!! Почему-то у меня в голове лепра и библейская проказа совмещались'). Просто я думала, что есть разные подвиды этого заболевания, соответственно и течение разной степени тяжести. Или, что было одно слово для разных, объединенных каким-то признаком, заболеваний.
А тут вон что оказалось
- Веры или почтения к Богу? Понты тут были явно не уместны. А может это был как раз способ эти понты поумерить
- А меня заклинило на проказе. Вот у Иова же точно проказа была? Вот он говорит: " А я верю, что Искупитель мой жив, Он в последний день восстановит распадающуюся плоть мою!" Точно не о псориазе речь.
Интересно, в ВЗ и НЗ есть разница в употреблении этого слова? Опять надо копать')
При сопоставлении этих текстов (исцеление Неемана и исцеление слепорождённого) мне примечательным показалось то, что слепорождённый сразу, не раздумывая, поспешил умыться в купальне Силоам, в то время как Нееман возмущается тем, что его послали омыться в Иордане. Он убеждён, что исцеление должно проходить по другому "сценарию". Что происходит в том и другом случае после исцеления?
Про слепорождённого читаем, что "...он пошёл и умылся, и пришёл зрячим". Ничего не сказано о том, благодарил ли он Иисуса, что он Ему говорил, как выражал свою благодарность.
Про Неемана читаем следующее: "И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего".
У Неемана в дороге было время придумать сценарий или он строил предположения на основе того, как поступил бы жрец сирийского верховного божества. В то время как для слепого происходящее было полной неожиданностью!
Кроме того, человек, который знал, что такое купальня Силоам, знал и историю с Нееманом. У еврея, благодаря ВЗ, более подготовленное сознание для таких знаковых аллюзий.
Я тут подумал, а нужна ли Богу благодарность по большому счёту? Людям-то она как правило нужна. Для Бога самая большая благодарность от человека это приближение к Его образу и подобию, а скажет ли он спасибо, в любой форме, не важно. Вот человек прозрел во всех смыслах, и хорошо. Вот был немощным, расслабленным - и встал и пошёл. Исполняй заповеди, не греши и будешь благ, и не надо реверансов. Вспомнил, что у какой-то народности есть обычай родственникам спасибо не говорить за сделанное добро. У нас даже есть отголосок такого обычая. На "спасибо" говорят "не за что". У узбеков))) тоже есть выражение, обозначающее примерно "спасибо слишком много за то малое, что я для тебя сделал"
Думаю, с Богом и человеком счет разный
Для мне благодарность, вернее благодарение - это основа молитвенной жизни
Некоторые любимые цитаты:
"Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, Господе нашем"
"Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения..."
" Радуйтесь всегда в Господе!... Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте желания ваши перед Богом"!
А вот когда благодарят меня, то да, кажется, что это лишнее!, тк любой разумный человек понимает, что мы все друг другу чем-то "обязаны" - это круговорот человеческого взаимодействия. И потом, если мы и имеем, чем поделиться, то все Его. Так что действительно - не за что!
Но других благодарить люблю страстно. У меня просто сердце поет от благодарности многим людим. И это не поэтика, действительно любое добро внутренней музыкой откликается!
А я считаю, что мы обязательно должны благодарить Бога за то, что Он совершает для нас. Размышляя о Его благословениях, чувствуя благодарность в сердце, выражать её словами.
Пс.117:1 "Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его".
Конечно! Он даже поклоняться Богу решил. А в виду того, что Клям про проказу написал, то заболевание Неемана напрямую с греховностью связано.
Возвращаясь к Иоанну. У расслабленного та же ситуация. И вот что интересно. Его он исцеляет со словами: иди и не греши, чтобы не случилось чего худшего, а слепого - никто не согрешил, ни он, не родители...
По поводу благодарности: не случайно, видимо, написана история о десяти прокажённых, из которых только один "возвратился, громким голосом прославляя Бога". Благодарить надо!
В истории с прокажёнными главный акцент, по-моему, сделан не на благодарности одного из десяти, а на том, что это был Самарянин, иноплеменник. Тут есть сожаление о том, что люди, иудеи, уже подготовленные, (как казалось бы), уходят, (как и положено), показаться священникам после исцеления, но уходят-то они не вперёд, ко Христу, а остаются, можно сказать, ветхозаветными людьми. Они-то верят, что исцелились по слову Учителя, человека от Бога, но не самого Бога-Христа. А иноплеменник поверил.
Вот смысл этого случая с благодарностью десяти.
Могу и ошибаться)
Клям, сори, я вчера навскидку ответила, и уже в ночи поймала мысль, что тему благодарности Вы с другой стороны подали
Формально, Богу действительно НИЧЕГО не нужно, но, думаю, в этом величие любви, когда кто-то свободный решается на риск быть "зависимым" от другого. В случае с Богом ситуация усугубляется тем, что Ему равных нет...
Тут вступает тема родительской любви. Что может дать малыш родителю, кроме благодарности, взаимной любви и послушания?
" Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову"...(Псалтирь, главу не помню)
Насчет прокаженных согласна. Хотя, скорее всего там есть еще слои. Например, после исцелений Христос нередко посылал исцеленного в храм принести жертву благодарности по закону Моисея.
Кроме того, все теофании сопровождаются ангелами, окружающими престол Божий, и приносящими Ему хвалу. Да и практически вся книга Псалтирь - это литания, которая была частью храмого служения
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Почему ученики отошли от него после этих слов, - подумал я? Отошедшие поняли, что им не дано от Бога? Поняли, что они не верят? Может Христос своими словами инициировал это их понимание?
Добрый вечер! Я, когда читаю эти строки, тоже всё время задумываюсь, почему отошли они. Хотела написать сюда в тему, потом почему-то постеснялась... И тут вдруг Вы пишите! Думаю, Софи, когда появится на форуме, объяснит. стих 60: Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
Ученики те, которые считали слова Иисуса странными, возможно, совсем перестали понимать, что Он говорит, и предпочли лучше отойти, чем ломать себе голову, чтобы понять, что Иисус хочет сказать. Вначале они пошли за Христом с энтузиазмом, возможно, увидев Его чудеса, а потом, когда то, что Он говорит, стало трудно для понимания, просто ушли. А может, ученики эти всё ждали, что Иисус, Мессия будет основывать своё земное царство и станет там царём, но этого не происходило, и ученикам просто надоело ждать. А слова Иисуса о Царстве Небесном они не могли понять и не хотели?
У меня вопрос возник по поводу отошедших учеников. "Многие ученики отошли..." А сколько их, интересно, было? Как много?
Также ещё вот что заинтересовало:
67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
После того, как многие из учеников отошли, Иисус обращается к Двенадцати. Т.е. получается, Он их противопоставляет остальным ученикам? Они ответили, что уверовали и познали, что Иисус - Христос, Сын Бога живого. Значит ли это, что те, отошедшие, не уверовали и этого не познали?
Параллельное место есть в Евангелие от Луки, гл. 9:
20. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем
Вот что интересно, здесь Иисус приказывает никому не говорить о том, за кого Его принимают ученики, а Евангелии от Иоанна такого нет...
Вот нашла, в Евангелии от Марка, гл. 8 - тоже запрещает говорить о Нём:
29. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
И в Евангелии от Матфея - запрещает:
16:16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты -- Христос, Сын Бога Живаго.
17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18. и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
20. Тогда (Иисус) запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
В трёх Евангелиях Иисус запрещает говорить ученикам, что они знают Нём, а у Иоанна - не запрещает. Интересно, почему?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Т.е. не было совершено такого тяжкого греха, за которое последовало столь тяжкое наказание. Неужели только для того, чтоб Иисус явил чудо этот человек был так искалечен? Это абсолютно не согласуется с концепцией, ведь Христос человеколюбец. Начал искать, оказалось, что перевод имеет несколько толкований. Вот цитата:
По мнению Иоанна Златоуста и Феофилакта, греческое слово iva (да, чтобы) нередко, в особенности же в Священном Писании, употребляется для обозначения не причины, а последствия; поэтому правильнее читать этот стих так: «не согрешил ни он, ни родители его; но, вследствие рождения его слепым, на нем явятся дела Божии». Такой перевод устраняет необходимость отвечать на вопрос о справедливости наказания слепотой с целью проявления на нем же силы Божиеи. Никто не виноват в том, что человек этот родился слепым; он родился слепым по причине, выяснение которой не представляло никакого в данном случае значения, но появление слепорожденного за стеной храмового двора в то именно время, когда Христос всенародно провозгласил Себя Вечносущим, послужило поводом Ему показать или напомнить народу Свое всемогущество.(с) Интересно, что Христос не совершает пафосных чудес, не двигает горы, не мечет огонь с небес. Его чудеса касаются непосредственно людей, исправления их телесной и духовной немощи, насыщения голодных и жаждущих, обыденных, часто, проблем, от которых даже простые люди отмахиваются, не говоря уж о царях и властителях.
Тем не менее, если считать, что в Библии важно всё, любая мелочь, мне этот факт представляется интересным. (извините за упрямство)Почему в трёх Евангелиях Иисус запрещает говорить ученикам, что они знают Нём, а у Иоанна - не запрещает?
Недавно услышала такие слова (про сенсорный мобильный телефон): "подумать только, ведь ещё 20 лет назад такая техника могла бы показаться просто чудом!"
И задумалась я... ведь и правда, то, что для нас сейчас вполне естественно (достижения научно-технического прогресса), то для живших раньше людей, увидев они это, было бы чудом. Интересно, что бы сказали древние, увидев, к примеру, операцию по лазерной коррекции зрения...?
Ладно, это так, лирическое отступление.
Да... обыденное вообще не замечается. И так было всегда. Для людей вполне естественно, что они могут ходить, видеть, слышать, что у них есть еда и одежда и т.п. Оценить наличие зрения может по достоинству, наверное, только прозревший слепорождённый... А вот, кстати, интересно, как потом его жизнь сложилась? Возможно, он через некоторое время привык к своему новому состоянию? И забыл, что был когда-то слепым...? Плохое забывается, а вот к хорошему быстро привыкаешь, и оно кажется таким естественным, как будто так всегда и было, и должно быть, и не может быть по-другому...
Ой, что-то меня понесло...