16 Авг 2006 12:41 dddvictor писав(ла): Зависит от цели. Давайте порассуждаем. Если мы хотим погасить негативное активное поведение ученика, то высмеивание поможет, если мнение окружающих для него очень важно (вообще оно важно для всех, разумеется, но в разной степени). Кому особенно важно мнение окружающих? Тем у кого БЭ функция болевая или суггестивная. Он предпочтет держаться от негативной оценки товарищей подальше или поменять её на позитивную, скорректировав свое поведение.
На самом деле вопрос Ваш очень интересен. Мне не хватает знания "матчасти", чтобы его достойно проанализировать. Но практика показывает действенность такого метода. Правда высмеивать надо аккуратно, не унижая достоинства человека.
Ох, ну у меня знаний "матчасти" еще меньше. У кого БЭ - болевая? Извините и помогите (ТИМы приведите, плз - Дон Кихот и Жуков?), а я попытаюсь сориентироваться. а ведь счастье где-то рядом...
Вот до меня лично, не доходит, как можно высмеивать человека, не унижая его достоинство? Я бы наверное здесь другое слово употребила. а ведь счастье где-то рядом...
16 Авг 2006 12:24 dddvictor писав(ла): Педагогика не только ТИМна со стороны учителя, но и со стороны ученика. Я имею в виду, что учитель учит так и тому, что соответствует его ТИМным особенностям. Но и ученик воспринимает не все подряд и не от любого. А только то, что ложится на его ТИМные принимающие каналы.
В описанном Labiri случае, получилось, что совет деятельной мести учителя попал на благодатную почву. Интересно, что стали бы Вы говорить, если бы в ответ на Ваше предложение парень сказал бы, что не желает мстить. Что хочет своей девушке только счастья, а из жизни хочет уйти потому, что любит, душа болит, и он не представляет себе существование отдельно от неё. Никакая месть ему не нужна! Какой следующий шаг психотерапии? В том то и профессионализм Психолога, что он должен найти путь к любому человеку, к разным ТИМам. Точно такой же талант должен иметь, в идеале, учитель в школе. Дети ведь все разные. Кого-то нужно хвалить, кого-то высмеивать, кого-то ругать, кого-то оставить в покое. В этом и проблема.
DВОМНОГОМ С ВАМИ СОГЛАСНА. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИНДИВИДУАЛЕН В ПРИНЦИПЕ, И ПРОСЧИТАТЬ НА 100%
НЕЛЗЯ НИКОГО. А ПЕДАГОГ КОТОРЫЙ ВСЕХ СПРИЖЁТ ПОД
ОДНУ ГРЕБЁНКУ-ПЛОХОЙ ПЕДАГОГ. А ТОТ КТО РАБОТАЕТ
ПО ПРИНЦИПУ"НРАВИТСЯ-НЕНРАВИТСЯ", ЕЩЁ ХУЖЕ-ЭТОТ НРАВИТСЯ, ЕМУ ПРОЩУ, ПОМОГУ, ПОДТЯНУ, А ДРУГОЙ НЕНРАВИТСЯ, ЕГО ЛИБО ГНОБИТЬ ПОЧЁМ ЗРЯ, ЛИБО В УПОР НЕВИДЕТЬ, ДУМАЕТЕ МАЛО ТАКИХ? К СОЖАЛЕНИЮ ПОЛНО, И НЕ ТОЛЬКО СЕЙЧАС, ЭТО И РАНЬШЕ БЫЛО.
И ЛОГИКА-НЕТ ТАЛАНТА, ХОТЬ В ПЕД, ХОТЬ В МЕД.
НАВЕРНОЕ ИМЕННО ПОЭТОМУ, ИЗ-ЗА ТАКОЙ "НЕПРАВДЫ",
Я НЕ ПОШЛА НИ ТУДА, НИ ТУДА. ХОТЯ ДАННЫЕ ЕСТЬ, И СКЛОННОСТЬ ИМЕЛАСЬ. СЕЙЧАС СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БЛИЗКАЯ, НО РАДУЕТ ЧТО ГЛАВНУЮ ЗАПОВЕДЬ ВРАЧА, ДА И ПЕДАГОГА-"НЕНАВРЕДИ!"МОГУ ВЫПОЛНЯТЬ, ДИАГНОЗЫ НЕ СТАВЛЮ, ПРИГОВОР НЕ ВЫНОШУ, И ВЫБОР ВСЕГДА ОСТАЁТЬСЯ ЗА КЛИЕНТОМ. Sigina
14 Авг 2006 19:06 Qyertir писав(ла): ...меня интересует проблема -- отношения к талантам (в том числе к "вундеркиндам").
Вундеркинды бывают всякие, но можно говорить о двух основных их типах:
1. вундеркинд "специализированный", когда уже в раннем детстве ярко проявляется талант в одной определённой области, скажем, у одного в математике (Эварист Галуа), у другого - в музыке (Моцарт), у третьего - в живописи (Надя Рушева). Увы, судьба таких вундеркиндов часто бывает печальна, многие рано умирают, другие, став взрослыми, теряют свой дар (или так кажется), страдают от невостребованности (вот была такая маленькая поэтесса Ника Ветрова...и где она теперь?)
2. вундеркинд "широкого профиля", просто очень способный ребёнок, опережающий в своём умственном (реже эмоциональном или физическом)развитии большинство ровесников. Из таких вундеркиндов чаще всего вырастают нормальные взрослые - если только не испортить их в детстве неадекватным отношением. Таким отношением считаю излишнее расхваливание и восхищение со стороны окружающих (особенно вредно для ребёнка-этика!), "эксплуатацию талантов" со стороны родителей, когда они, видя способности ребёнка, стремятся их "развивать" путём усиленных нагрузок и т.п.
Наверное, не будет нескромным признаться, что я сама являюсь в некотором роде бывшим "вундеркиндом широкого профиля", в детстве имела такую репутацию в нашей сельской местности, мне легко давалась учёба в школе(и не только по гуманитарным предметам), была к тому же очень любознательной, много читала, легко запоминала прочитанное, всё осмысливала по-своему. Ну и больше всего прославилась как "певица", взрослые часто просили меня спеть украинские народные песни, специально по вечерам собирались на улице послушать, многие слёзы утирали...
Мою маму всё это беспокоило, хотя она, конечно, и гордилась моими успехами. Но вот она сделала всё для того, чтобы не отнять у меня детство - и я считаю это правильным. Специально дома со мной родители не "занимались", даже читать не хотели учить до школы (я "конспиративным порядком" у двоюродного брата на чердаке научилась, добрый год с книжками от старших пряталась ), несмотря на все мои просьбы мама не стала и немецкому меня учить до четвёртого класса, аргументируя это так: если ты сейчас всему научишься, что тогда будешь на занятиях в школе делать? Не отказались только учить меня фортепианной игре, и то достаточно поздно начали, мне уже 11 лет было (до этого в нашей местности не было учителя). Усердное чтение и многочасовое музицирование не поощрялись, мама старалась, чтобы я побольше времени проводила на свежем воздухе, в играх с ровесниками, вообще, чтобы я не была "изолирована от общества". Хвалили меня родители крайне редко и сдержанно - ещё и объясняли, что частые похвалы со стороны других взрослых относятся не к моим заслугам, за природные способности хвалить не стоит. Ну и хотя мне несколько раз предлагали "перепрыгнуть через класс", чтобы я смогла раньше окончить школу, мама этому решительно воспротивилась. Резонно: вряд ли 15-летний студент хорошо себя чувствует в окружении старших ребят. И. о. Максима (по умственной склонности)
16 Авг 2006 13:20 Dubravka писав(ла): Наверное, не будет нескромным признаться, что я сама являюсь в некотором роде бывшим "вундеркиндом широкого профиля", в детстве имела такую репутацию в нашей сельской местности, мне легко давалась учёба в школе(и не только по гуманитарным предметам), была к тому же очень любознательной, много читала, легко запоминала прочитанное, всё осмысливала по-своему. Ну и больше всего прославилась как "певица", взрослые часто просили меня спеть украинские народные песни, специально по вечерам собирались на улице послушать, многие слёзы утирали...
А меня как раз "перехвалили". Я тоже была ребенком с, так сказать, ранним развитием - читать начала в два года, в три рассказывала наизусть стихотворение "О рассеянном с улицы Бассейной", вообще стихи учила "с лету". Слышала версию, что раннее развитие таких детей связано с повышенным внутричерепным давлением и повышенным же уровнем тревожности. Мой отец-Макс пытался из меня сделать классического вундеркинда, отдавал в разные кружки-школы, слава Богу, мама-Достик противилась, плюс слабое здоровье не позволяло, очень быстро переутомлялась. Чем я только ни занималась - все бросала через некоторое время.
Все закончилось тем, что, просидев в школе первые четыре года, "плюя в потолок" и получая одни пятерки, я очень быстро "сдала", и полное отсутствие усидчивости и прилежания сказалось на оценках. Я так и продолжала учить только то, что мне нравилось, и списывать остальное. Да и в институте часто "выезжала" только за счет интуиции+иногда эмоций.
Сейчас могу сказать, что не обладаю глубокой эрудицией, но "по вершкам" могу говорить на любую тему. Возможно, это плохо, но в моей работе это и требуется (пресс-служба). Считаю, что многие мои ровесники, особенно логики, превосходят меня в знаниях и умениях. Виню в этом свою слабую волю, но ничего не могу с собой поделать Жить нужно непременно хорошо, выбирая то, что сердцу мило...
16 Авг 2006 14:34 April14 писав(ла): Виню в этом свою слабую волю, но ничего не могу с собой поделать
Волю можно воспитывать в любом возрасте, это ж наша активационная функция получается.
Моя мама именно старалась воспитывать во мне волю и настойчивость, у меня ведь тоже была склонность "прыгать по вершкам" и не оканчивать работу, когда терялся интерес к ней. Вот в таких случаях мама мягко, но настойчиво напоминала о необходимости окончания работы, "доведения до кондиции", хвалила, когда я что-нибудь делала "через не могу", это у неё и пословица такая была: "а ты сделай - через не могу!" А главное - у меня всегда был её пример перед глазами, она работала школьной учительницей и всегда была, что называется, "человеком принципа и долга".
Это, кстати, к вопросу "кто чему воспитывает". Когда мне исполнилось 9 лет, мама подарила мне "Кобзарь" Тараса Шевченко и подписала "с пожеланием, чтобы ты всегда была добрым и настойчивым человеком". Заметьте: на первом месте доброта! И это при том, что "Кобзарь" по праву считается одной из самых "бунтарских" книг всех времён и народов, на обложке той книги иллюстрация: восставшие крестьяне разрывают кандалы. Доброта в понимании ЛСИ - неравнодушие к бедам как своего ближнего, так и всего общества, деятельная помощь. И. о. Максима (по умственной склонности)
16 Авг 2006 14:45 Dubravka писав(ла): Волю можно воспитывать в любом возрасте, это ж наша активационная функция получается.
Конечно, я работаю над своей силой воли, но вот такая штука странная: если я слежу за тем, чтобы все было в порядке на работе, то перестаю убираться дома, если я начинаю усиленно учиться, то вся личная жизнь насмарку, и в конце концов довожу себя до нервного срыва - не получается у меня так, чтобы все везде гармонично и в меру.
А еще мне силу воли заменяют эмоции, энтузиазм: если я люблю кого-то или что-то, если мне интересно, если есть вдохновение - горы сверну!!! Сама потом удивляюсь, на что я способна в экстазе Жить нужно непременно хорошо, выбирая то, что сердцу мило...
Что думаю я по поводу вундеркиндов.
1. Проблема "специализированных вундеркиндов" довольно серьезна -- артистический дар может пропасть (одна подростковая ломка голоса чего стоит), но меня больше интересует проблема "вундеркиндов" со склонностями не к искусству, а к науке. И вот здесь получается тонкость -- такие "вундеркинды" обычно развиваются на умении быстро осваивать готовые решения ("репродуктивная деятельность"). Однако будет ли у них творческая, кре-ативная деятельность? Вопрос. Потому что бывали люди, быстро осваивавшие учебную программу... а потом сдувавшиеся, потому что подходили к проблемам, решения которых в принципе неизвестны.
2. Проблема "сберегания детства". Не знаю -- может, из-за того, что я в детстве учился в дурной школе (каждый год одного-двух арестовывали), мне кажется, что вот ТАКОЕ детство "беречь" не следует (в школьные времена меня родители упрекали за неумение ладить с коллективом, но поступил в университет -- проблема пропала!).
3. Проблема "неумеренных комплиментов". Кому как. Бываает, что человек "задыхается" от прямо обратного -- недостатка внимания. Lutar e vencer!
Еще можно человека "захвалить". И тогда - пиши пропало. А, собственно, что значит "детство". Я считаю, что детей нужно "грузить" по плоной. А зачем тратить время на дворовые компании и ничегонеделание? Это не очень умный, но расхожий стереотип "у вундеркиндов НЕТ ДЕТСТВА". Глупо. Просто, может быть, вундеркиндов и не нужно ломать, а предоставить их увлечениям и не "напирать" на них с "коллективом"? Wilwarin Undomiel
Ну что касается "дворовых компаний" -- помню, что для меня они не значили ровно ничего. А по поводу "захваливания"... хм. Не знаю. Возможно, у меня все время был перекос в обратную сторону, потому я недооцениваю. Мне кажется, надо: 1) разрешать делать то, что нравится (естественно, если это не дурно) 2) культивировать системы типа ФМШ (не знаю, есть ли что такое в гуманитарных науках и искусстве). Lutar e vencer!
Мне кажется, лучше уж "перелюбить", чем "недолюбить", ведь "любовью нельзя испортить" (Сент-Экзюпери). Пусть уж лучше ребенок будет не самый умный, но счастливый и со здоровой психикой. Жить нужно непременно хорошо, выбирая то, что сердцу мило...
16 Авг 2006 15:46 Qyertir писав(ла): Или не самый адаптированный .
Пусть так. Всему можно научиться в этой жизни, кроме умения быть счастливым и умения любить. Я вижу, что некоторые люди просто катастрофически не умеют радоваться жизни и быть счастливыми! Это ведь так ужасно! Благодаря моей семье даже в самую страшную и горестную минуту я чувствую поддержку из прошлого, какую-то опору, какую-то тепую и солнечную мысль глубоко в подсознании: "Все будет хорошо! Счастье существует, оно реально, оно было и будет еще, ведь ты помнишь?" Где-то осталась территория добра, и туда можно спрятаться, оттуда можно черпать энергию, она навсегда со мной. "Все мы родом из детства" (опять любимый Сент-Экзюпери)
Поэтому мне кажется что... детям не надо создавать лишних проблем, они еще успеют намучиться, пусть радуются, пока маленькие... Жить нужно непременно хорошо, выбирая то, что сердцу мило...
April14, вы очень заблуждаетесь.
Qyertir, верно говорит, на счёт адаптации. У наших знакомых, ребёнку ни в чём не отказывали, и он просто идиотничал, когда у телевизора сидели и смотрели фильм, мать отец и сестра со своей семьёй, и этот мальчик на самой развязке, перед окончанием фильма переключал на рекламу, и сидел наблюдал как все в шоке, начинали ругаться. Сестра просила включить, её ребёнок, так же орал. Муж сестры, и папа мальчика, выжидали рассеянно, а мать говорила, не приставайте к ребёнку, (дошкольнику). Пусть делает, что хочет. Он привык командовать, зная, что мать заступится. Но на улице и в школе начались проблемы, никто ему не уступал, да к тому же дразнили и били, он начинал задыхаться от безисходности. И уже голова трясётся.
Общество не станет адаптировать, просто задолбят. Надо предвидеть, кое что.
По поводу Вундеркиндов, действительно интересная мысль высказанная Qyertir, если ребёнок умеет пользоваться тем, чем его научили, но сможет ли он сам придумывать и изобретать? что нибудь новое?
16 Авг 2006 18:34 Labiri писав(ла): April14, вы очень заблуждаетесь.
Qyertir, верно говорит, на счёт адаптации. У наших знакомых, ребёнку ни в чём не отказывали, и он просто идиотничал, когда у телевизора сидели и смотрели фильм, мать отец и сестра со своей семьёй, и этот мальчик на самой развязке, перед окончанием фильма переключал на рекламу, и сидел наблюдал как все в шоке, начинали ругаться. Сестра просила включить, её ребёнок, так же орал. Муж сестры, и папа мальчика, выжидали рассеянно, а мать говорила, не приставайте к ребёнку, (дошкольнику). Пусть делает, что хочет. Он привык командовать, зная, что мать заступится. Но на улице и в школе начались проблемы, никто ему не уступал, да к тому же дразнили и били, он начинал задыхаться от безисходности. И уже голова трясётся.
Общество не станет адаптировать, просто задолбят. Надо предвидеть, кое что.
Извини Лен но поведение этого мальчика как раз и говорит о том что его не любили а баловали просто потакали его слабостям и его не научили любить - если бы он любил маму и папу то не стал бы их так обижать и огорчать выключая телевизор, а может он ревновал их к телевизору или ему не хватало где-то их внимания, ласки и любви. Ведь не в чём не отказывать ребёнку ещё не значит искренней любви. Лучше уж дать побольше внимания и ласки, побольше с ним общаться чем забрасывать подарками и игрушками. - Человеку свойственно ошибаться... - издалека начал командир воинской части разговор с женой сапера...
Адаптированность -- понятие растяжимое. Здесь сталкиваются две крайности.
1. Человек должен выработать сопротивляемость трудностям, поэтому ни от чего его "спасать" нельзя. Некоторые даже выдумывают "подставные" трудности. И риск -- сломаться.
2. Восторг от любого поступка (не только таланта) -- и человек становится капризным, ленивым и т.д.
Просто у нас "сваливаются" в крайности, а мне кажется, хорошее решение -- именно в "естественных" трудностях (т.е. если у человека есть талант -- активировать его на сложные вещи, тогда самолюбование будет сведено к минимуму). Lutar e vencer!
Согласна. Есть любовь, а есть влюбленность в собственного ребенка. И влюбленностью, к сожалению, могут страдать именно дуальные родители. Поэтому, мне кажется, качество воспитания не связано с дуальностью в семье. Jul
16 Авг 2006 15:09 Qyertir писав(ла): Что думаю я по поводу вундеркиндов.
...меня больше интересует проблема "вундеркиндов" со склонностями не к искусству, а к науке. И вот здесь получается тонкость -- такие "вундеркинды" обычно развиваются на умении быстро осваивать готовые решения ("репродуктивная деятельность"). Однако будет ли у них творческая, кре-ативная деятельность? Вопрос. Потому что бывали люди, быстро осваивавшие учебную программу... а потом сдувавшиеся, потому что подходили к проблемам, решения которых в принципе неизвестны.
Вот потому мне и кажется, что не стоит таких детей сходу нагружать по школьной программе, нужно оставить простор для собственного творчества.
Если у ребёнка есть способности к науке - но нет склонности к творчеству, то так и получится, как вы описываете. А если кроме одарённости в наличии также и творческая жилка, и интерес - то ребёнок сам займётся, пускай даже "изобретением велосипеда", но научится при этом самостоятельно мыслить.
Пример из истории: Блэз Паскаль был именно таким вундеркиндом, одарённым математически. Его отец не хотел обучать сына в раннем возрасте точным наукам, но мальчик настойчиво допытывался, чем занимается геометрия, отец рассказал ему только самые общие положения о фигурах и т.п. И вот через несколько месяцев он случайно обнаружил, что мальчик самостоятельно додумался до основ евклидовой геометрии и уже доказывал сложные теоремы - при этом даже не зная элементарной терминологии, как названий фигур.
В общем, с логиками=интуитами так и нужно.
И хвалить их можно больше, чем этиков, особенно интровертным интуитивным логикам это не настолько повредит.
А насчёт компаний...компания нужна именно для профилактики изоляции. Другое дело, что компания должна быть "качественная", прежде всего в плане этики - возможно, в некоторых случаях общество взрослых действительно полезнее. Вот только у таких детей потом могут наблюдаться эмоциональные проблемы. И. о. Максима (по умственной склонности)
16 Авг 2006 15:56 April14 писав(ла): Пусть так. Всему можно научиться в этой жизни, кроме умения быть счастливым и умения любить. Я вижу, что некоторые люди просто катастрофически не умеют радоваться жизни и быть счастливыми! Это ведь так ужасно! Благодаря моей семье даже в самую страшную и горестную минуту я чувствую поддержку из прошлого, какую-то опору, какую-то тепую и солнечную мысль глубоко в подсознании: "Все будет хорошо! Счастье существует, оно реально, оно было и будет еще, ведь ты помнишь?" Где-то осталась территория добра, и туда можно спрятаться, оттуда можно черпать энергию, она навсегда со мной. "Все мы родом из детства" (опять любимый Сент-Экзюпери)
Поэтому мне кажется что... детям не надо создавать лишних проблем, они еще успеют намучиться, пусть радуются, пока маленькие...
Совершенно согласен! Приятно слышать такое разумное мнение. Рад за Ваших детей!
Большинство уроков, преподаваемых родителями детям, призваны не научить их правильно ("адаптивно") вести себя в обществе, а имеют целью попытку самих родителей разрешить свои внутренние психологические проблемы, тянущиеся из их, родительского, детства. Для обучения адаптации в обществе ребенку достаточно просто видеть пример такой адаптации со стороны родителей. Если, конечно пример, достаточно положителен с его точки зрения. К счастью, или к несчастью, пример родителей всегда положителен для детей. Даже явно негативный. Так уж устроена природа.
Кроме того, обучая чему то ребенка неплохо бы поинтересоваться, а нужно ли это самому ребенку? Или это опять нереализованные желания его родителей? Меня не научили играть на пианино, так я своего научу хоть тресни! И ведь трескаются, бедняги.
С точки зрения соционики нет ни одного тима, которому была бы противопоказана любовь родителей, да и любовь вообще. А вот силовое воспитание многие ТИМы вполне может привести на грань нервного срыва. Так что любить можно без ограничений, а воспитывать с оглядкой на знание психологии и соционики.
16 Авг 2006 18:34 Labiri писав(ла): April14, вы очень заблуждаетесь.
Qyertir, верно говорит, на счёт адаптации. У наших знакомых, ребёнку ни в чём не отказывали, и он просто идиотничал, когда у телевизора сидели и смотрели фильм, мать отец и сестра со своей семьёй, и этот мальчик на самой развязке, перед окончанием фильма переключал на рекламу, и сидел наблюдал как все в шоке, начинали ругаться. Сестра просила включить, её ребёнок, так же орал. Муж сестры, и папа мальчика, выжидали рассеянно, а мать говорила, не приставайте к ребёнку, (дошкольнику). Пусть делает, что хочет. Он привык командовать, зная, что мать заступится. Но на улице и в школе начались проблемы, никто ему не уступал, да к тому же дразнили и били, он начинал задыхаться от безисходности. И уже голова трясётся.
Общество не станет адаптировать, просто задолбят. Надо предвидеть, кое что.
С моей точки зрения фраза "не приставай" в любом лице любого числа говорит о равнодушии к объекту. А никак не о любви. Не надо быть семи психологических пядей во лбу, чтобы понять, что переключение программы - демонстративная попытка привлечь к себе внимание. Как видно из примера - безуспешная.
Именно отсутствие внимание, как признака любви и защищенности привело к тем печальным последствиям в общении со сверстниками. Детская компания хорошо чувствует неуверенность и играет на ней. Как не раз уже говорилось в разных темах на форуме, уверенный в себе человек с сильной ЧС не будет демонстративно командовать. Он найдет другие пути достижения цели. А вот человек, который не чувствует за собой тыла, идет напролом, и естественно может собрать шишки. Желание покомандовать сверстниками - вполне может быть гиперкомпенсацией полного вакуума и забитости в семье. Равнодушие далеко не всегда равносильно вседозволенности.