12 Фев 2014 00:37 OK_2007 писав(ла): Я обсуждаю конкретно православное христианство, потому что не компетентна и не знаю глубоко каждую из христианский конфессий.
Мне, как говорил klyam-2, важно ехать, а не шашечки богословские беседы.
Одну ветвь православия Вам глубоко копать не интересно зато все ветви, включая секты, Вы намерены копать "в общем"
Вроде как тема заявлена "Тимы и вера в создателя", а не "Учение православной церкви".
У меня тоже нет особого желания беседовать на тему анализа Библии.
Я говорила лишь о принципиальной разнице научных аксиом и религиозных доктрин, и невозможности сравнивать одно с другим, потому как спор до этого шел именно по этому вопросу. Мифическое сознание не признает жесткой логики, а научное - не признает логических противоречий. ВСЕ!!!
Дальше была пара примеров. Из Библии, потому что большая часть присутствующих знакома именно с ней, а мифы древней Греции приводить бессмысленно, т.к. язычников тут вроде нет. За примеры зацепились, начались "проповеди", хотя я не просила мне толковать текст, а просто сказала что он противоречит сам себе во многих частях. Ну и что, если ветер в голове! Зато мысли всегда свежие!
1 відвідувач подякували Helena за цей допис
12 Фев 2014 04:33 Helena писав(ла): а мифы древней Греции приводить бессмысленно, т.к. язычников тут вроде нет.
Это как это , нет? Да тут половина -шников язычники
Еще известный бард писал(Дон, между прочим):
"Трудно веровать в единственного бога,
Прогневишься и тебя прогонит прочь,
На Олимпе же богов бессмертным много,
Кто-нибудь, да согласится нам помочь"
Так что Мифы Древней Греции тоже к месту. 1 відвідувач подякували Skeptik1 за цей допис
12 Фев 2014 05:33 Helena писав(ла): Дальше была пара примеров. Из Библии, потому что большая часть присутствующих знакома именно с ней, а мифы древней Греции приводить бессмысленно, т.к. язычников тут вроде нет.
Как это - нет? Я тут есть, например.
Если искать мировоззрение... скорее мироощущение, наиболее близкое моему, то это как раз... даже не греческая мифология, а классическая греческая драматургия, на ней основанная.
Между прочим, у эллинов, помимо уже поминавшейся жизнелюбивой семейки, было нечто вроде Единого - Рок, который властен и над людьми, и над богами. "Если тебе кажется, значит тебе не кажется" (Герман Льюис)
1 відвідувач подякували Argus за цей допис
12 Фев 2014 04:33 Helena писав(ла): Я говорила лишь о принципиальной разнице научных аксиом и религиозных доктрин, и невозможности сравнивать одно с другим, потому как спор до этого шел именно по этому вопросу. Мифическое сознание не признает жесткой логики, а научное - не признает логических противоречий. ВСЕ!!!
Хелена, понимаете, вы довольно категорично декларируете суждения, частью ошибочные, частью поверхностные.
К примеру о разнице подходов, на которой вы настаиваете, привожу определения научного, ненаучного, парадоксального мышлений. Интересно какое из нижеперечисленных свойств отличает, как вы выразились, научное и мифологическое мышления))))).
- Научное мышление объективирует (превращает в объект) то, чем оно занимается. Свои результаты оно фиксирует в понятиях (вторая сигнальная система) Ненаучное мышление есть отражение в сознании инстинктивного, чувственно-практического отношения к миру (первая сигнальная система), характеризуется не противопоставлением субъекта объекту, что является необходимым условием формирования понятий, а их отождествлением, что является необходимым условием понимания объекта на уровне чувства. Иначе - это противоположность рационального и чувственного отражения в смысле доминирования в отношении к миру одной из этих сторон. Но рациональное - это конечное отражение, так как выражается в знании. В то время как чувственное (инстинктивное) отражение в принципе бесконечно, но и бессознательно. Научное мышление связано с познанием, ненаучное мышление погружено в чувственно-практическую реальность отношений субъекта с внешней средой. Поэтому универсальное знание есть отражение (рационализация) в науке ненаучного знания как непосредственного, чувственного отражения реальности... (с)
- В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании).
Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции». (с)
- Противоре́ чие — отношение двух суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В формальной логике противоречие считается недопустимым согласно закону противоречия. Однако, как показали Кант (антиномии) и Гегель, противоречие есть необходимый этап и результат всякого реального мышления — познания. Если у Канта, и в метафизике вообще, логическое противоречие трактуется как феномен, появляющийся в мышлении в силу его несовершенства или его неправомерного использования (границы применимости), то у Гегеля, Маркса, в диалектике противоречие рассматривается как необходимая логическая форма, в которой осуществляется развитие мышления, познания вообще (см. диалектическое противоречие). Также, т.н. "взаимоисключающие параграфы" являются краеугольным камнем кащенизма, и прямо указывают на парадоксальность мышления, как следствие марксистского мышления диалектическими противоречиями.
Следует отличать отношение противоречия (контрадикторности) и отношение противоположности (контрарности). Отношение противоречия есть установление взаимоисключающего отношения. Например, как отношение «белое» и «не-белое». Отношение противоположности — это не взаимоисключающее отношение. Например, как отношение «белое» и «черное».(с) У меня чай крепче, чем ваша любовь (с)
11 Фев 2014 18:31 EvaGreenpeace писав(ла): Так что еврейский, и не только!, народ что-то знал, что-то успел забыть, что-то исказилось, а Бытие как бы расставило все по местам.
как вы думаете, какая часть верующих придерживается такого же мнения?
Какой вариант описания событий (ваш или тот, что предполагает новизну сведений, изложенных в Бытии) преобладает в Библии и других текстах, имеющих значение для верующих (толкования Библии, писания святых отцов и т.п.)? Вы безусловно компетентнее меня в этом вопросе и я полагаюсь на вашу оценку.
11 Фев 2014 19:15 klyam-2 писав(ла): Ну т.е. Книга Бытия напрямую полемизирует с шумерским эпосом.
просить показать (привести цитаты) то, что это именно полемика, я не буду. Ибо о любом несовпадении в текстах при желании можно заявить что оно было сделано с полемической целью. Давайте просто примем эту стратегию защиты и попробуем ее развить. Для начала озадачимся вопросом - зачем, с какой целью была развернута эта полемика?
Вот примерно так, Валера, можно было ехать с шашечками, но совершенно не знаю, когда мне этим заниматься.
участие в данном обсуждении добровольное. Слава, если есть время и желание принимать в нем участие - то велкам. А на нет и суда нет. Я оговорил выше, что у меня есть потребность в разминке моска. А перед кем-то другим в данный момент могут стоять вопросы другого рода. "Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать." Агата Кристи
2 відвідувача подякували c00ler_462 за цей допис
12 Фев 2014 13:25 Argus писав(ла): Как это - нет? Я тут есть, например.
Если искать мировоззрение... скорее мироощущение, наиболее близкое моему, то это как раз... даже не греческая мифология, а классическая греческая драматургия, на ней основанная.
Между прочим, у эллинов, помимо уже поминавшейся жизнелюбивой семейки, было нечто вроде Единого - Рок, который властен и над людьми, и над богами.
Аргус, но ведь совершенно одно дело принимать "мироощущение", а другое - верить в существование конкретных Богов, на конкретном Олимпе и в реальность мифов. Мироощущение европейца - смесь язычества и христианства, потому что большая часть философских учений имеет корни в этих системах. Если называть себя "язычником" только на основании этого мироощущения, то людей причисляющих себя к монотеизму стало бы в разы меньше, потому что языческие суеверия, приметы, ощущения "силы природы" и рока господствуют в умах не одной сотни людей.
А про образы, которые используются в искусстве и говорить странно. Их символическое звучание выражает порой целый слой чувств и идей. Но назвать человека язычником или христианином, или мусульманином и т.д. при использовании какого-то образа как-то язык не повернется. Ну и что, если ветер в голове! Зато мысли всегда свежие!
1 відвідувач подякували Helena за цей допис
EvaGreenpeace, спасибо за выборку терминов. Но цитатами можно обмениваться вечно.
Попробую еще раз, более развернуто.
Вы правы! Парадокс не исключен ни в системе мифа, ни в системе научного познания. Но как мне кажется, разница заключена в том, что мифологический парадокс не требует объяснений и подтверждений на практике. Если его невозможно объяснить каким-либо способом, он провозглашается "непознаваемым", "чудом" и т.д., в то время как научный парадокс является стимулом для устранения ошибочных построений, несовершенства теории и дальнейшего ее развития, корректировки, или изменения. То есть наука в этом плане не статична, а динамична. Мифологическое знание консервативно по сути.
Вы совершенно правильно разграничили религиозное сознание и научное. Одно иррационально по сути, а второе рационально. Одно ориентированно на внутреннее, эмоциональное, второе на внешнее, практическое. Ощущение истинности мифа не основано на фактах, его подтверждающих. Оно базируется на вере и эмоциональном сопереживании. В научном подходе такая "вера" невозможна. Для признания достоверности теории, она должна быть подтверждена эмпирически.
Поэтому НЕВОЗМОЖНО поставить знак равенства между религиозными догмами и научными аксиомами. Это 2 совершенно разные системы. С помощью алгебры нельзя понять что чувствует человек, как и с помощью самых сильных эмоций нельзя победить земное притяжение.
Это как бэ к тому, что иногда пытаются приравнять науку к вере, а веру свести к набору теорий. Миф - древнейшая структура, видимо необходимая, ибо донаучная и выполнявшая на каком-то этапе функции науки. Ну и что, если ветер в голове! Зато мысли всегда свежие!
12 Фев 2014 16:37 Helena писав(ла): Но как мне кажется, разница заключена в том, что мифологический парадокс не требует объяснений и подтверждений на практике. Если его невозможно объяснить каким-либо способом, он провозглашается "непознаваемым", "чудом" и т.д., в то время как научный парадокс является стимулом для устранения ошибочных построений, несовершенства теории и дальнейшего ее развития, корректировки, или изменения. То есть наука в этом плане не статична, а динамична. Мифологическое знание консервативно по сути.
Поэтому НЕВОЗМОЖНО поставить знак равенства между религиозными догмами и научными аксиомами..
Я не понимаю на основании чего вы делаете такие выводы Почему мифологическое знание консервативно? К статике может стремиться текст мифа, но не его интерпретация и не заложенные в нем смыслы, а также тот провокационный мыслительный процесс, который инициирован тканью мифа.
И как можно вообще сравнивать явления разного порядка, как-то - догму и аксиому?
То есть сравнение между научными догмами и религиозными догмами чисто теоретически имеет право быть, но то, что предлагаете вы лишено смысла))))): знак равенства невозможен даже между научными догмами и научными же аксиомами
12 Фев 2014 16:37 Helena писав(ла): Вы совершенно правильно разграничили религиозное сознание и научное.
Я даже не начинала разграничивать))))), тк, имхо, ненаучное и религиозное, религиозное и мифологическое не одно и то же. Думаю, надо как-то сужать терминологический диапазон, иначе мы обречены говорить о понятиях родственных, но все же разных.
12 Фев 2014 16:37 Helena писав(ла): Миф - древнейшая структура, видимо необходимая, ибо донаучная и выполнявшая на каком-то этапе функции науки.
Э-ээээ, вероятно мы по-разному воспринимаем местоположение мифа и научного знания по отношению друг другу. Судя по вашим словам, научное знание является своего рода прогрессивным продолжением мифологической культуры. А я считаю эти области параллельными друг другу.
Если упростить, а упростить уже давно пора))))), то можно провести аналогию с медициной и психологией. В первом случае изучается тело, во втором - психика, но в обоих - человек. Вы считаете возможным утверждать, что медицина как область знания превалирует над психологией, только лишь потому, что у врача есть танометр и рентгеновский аппарат, а у психолога только эмпатия и масса теоретического материала?
12 Фев 2014 15:21 c00ler_462 писав(ла): как вы думаете, какая часть верующих придерживается такого же мнения?
Я не знаю))))). В доступном мне обозрении - большинство, притом, что я лично знакома и с носителями другого взгляда. У меня чай крепче, чем ваша любовь (с)
12 Фев 2014 15:21 c00ler_462 писав(ла): Для начала озадачимся вопросом - зачем, с какой целью была развернута эта полемика?
Очевидно для того, чтобы, если покрасивше сказать, вывести евреев из плена языческого сознания в обетованную землю Единого Бога.
Все эти детские игрушки в песочнице магизма и политеизма надо прекращать, то-ли дело Единый Бог, ему даже светила не нужны для растений, он солнце и луну создаёт после них - и не морочьте голову, это обыкновенные светильники, никакие не божества. И вообще, для Бога всё делается без напряжений сил, захотел и стало так, так и вот так.
чё-то как-то не думается, погода меняется у нас, сорри) 1 відвідувач подякували klyam-2 за цей допис
12 Фев 2014 15:21 c00ler_462 писав(ла): Какой вариант описания событий (ваш или тот, что предполагает новизну сведений, изложенных в Бытии) преобладает в Библии и других текстах, имеющих значение для верующих (толкования Библии, писания святых отцов и т.п.)? Вы безусловно компетентнее меня в этом вопросе и я полагаюсь на вашу оценку.
Это надо спросить у британских ученых))))))), тк подсчитывать соотношение разных видов инфы мне в голову не приходило)))). Навскидку, они как-то уравновешены между собой, точнее ни одна из категорий текстов не преобладает настолько, чтобы считать ее ведущей. Но я только о Библии говорю, по преданиям надо у православных верующих справляться. У меня чай крепче, чем ваша любовь (с)
12 Фев 2014 18:14 EvaGreenpeace писав(ла): Я не понимаю на основании чего вы делаете такие выводы Почему мифологическое знание консервативно? К статике может стремиться текст мифа, но не его интерпретация и не заложенные в нем смыслы, а также тот провокационный мыслительный процесс, который инициирован тканью мифа.
И как можно вообще сравнивать явления разного порядка, как-то - догму и аксиому?
То есть сравнение между научными догмами и религиозными догмами чисто теоретически имеет право быть, но то, что предлагаете вы лишено смысла))))): знак равенства невозможен даже между научными догмами и научными же аксиомами
Наука базируется на аксиомах, а религия на догмах. Понятия родственные, но не идентичные конечно.
"ДОГМА - Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
АКСИОМА - Исходное положение какой-л. научной теории, принимаемое без доказательств.
АКСИОМА - очевидность, ясная по себе и бесспорная истина, не требующая доказательств, напр. целое всегда, больше части своей; основная истина, самоистина, ясноистина."
Наука не может строиться на догмах, иначе она закостенеет. Религия же не может строиться только на аксиомах, т.к. многие постулаты не очевидны.
То есть вопрос о том что лежит в основании подхода. Сравнивать "фундаменты" можно, но нельзя требовать от них одинаковых характеристик. Каждый для своего "здания", построенного в конкретной среде.
Естественно интерпретация мифа может быть достаточно активной и динамичной, если эта интерпретация не является основой какой-то конкретной конфессии. То есть динамика эта ограничена рамками основных положений. Если этих рамок не будет, то учение развалится, появятся вариации и противоречивые разночтения. Разве это не так? Возможны ли в рамках конкретной церкви выводы, противоречащие основным догматам? За это кажется от церкви отлучали в лучшем случае...
В науке такие противоречия возможны. Если новая гипотеза подтверждается и становится теорией, прежние аксиомы или отметаются или трансформируются.
12 Фев 2014 18:14 EvaGreenpeace писав(ла): Я даже не начинала разграничивать))))), тк, имхо, ненаучное и религиозное, религиозное и мифологическое не одно и то же. Думаю, надо как-то сужать терминологический диапазон, иначе мы обречены говорить о понятиях родственных, но все же разных
вы о более сложной организации религиозного сознания, по сравнению с мифологическим? Ну и что, если ветер в голове! Зато мысли всегда свежие!
12 Фев 2014 18:39 EvaGreenpeace писав(ла): Э-ээээ, вероятно мы по-разному воспринимаем местоположение мифа и научного знания по отношению друг другу. Судя по вашим словам, научное знание является своего рода прогрессивным продолжением мифологической культуры. А я считаю эти области параллельными друг другу.
Если упростить, а упростить уже давно пора))))), то можно провести аналогию с медициной и психологией. В первом случае изучается тело, во втором - психика, но в обоих - человек. Вы считаете возможным утверждать, что медицина как область знания превалирует над психологией, только лишь потому, что у врача есть танометр и рентгеновский аппарат, а у психолога только эмпатия и масса теоретического материала?
Видимо да)))) Я считаю, что миф - ранняя форма познания и объяснения закономерностей окружающей действительности. Оговорюсь: в начальной своей стадии. То есть мифы наиболее древние.
Более современная мифология скорее философское знание в том числе регулирующее коллективные социальные отношения. Конечно и психология тут как тут)))))
Настолько упрощать не стоит. Все что угодно можно свести к абсурду при желании.)))))) Ну и что, если ветер в голове! Зато мысли всегда свежие!
12 Фев 2014 17:43 klyam-2 писав(ла): Очевидно для того, чтобы, если покрасивше сказать, вывести евреев из плена языческого сознания в обетованную землю Единого Бога.
Все эти детские игрушки в песочнице магизма и политеизма надо прекращать, то-ли дело Единый Бог, ему даже светила не нужны для растений, он солнце и луну создаёт после них - и не морочьте голову, это обыкновенные светильники, никакие не божества. И вообще, для Бога всё делается без напряжений сил, захотел и стало так, так и вот так.
Чуть не забыл, конечно ВЗ книги - не ради одной полемики с язычниками, в среде которых варились евреи. Сдались им эти вавилоняне и пр. Божье Откровение просто так как таблетку не проглотишь, его излагать надо, излагать на языке языческих образов, которые известны евреям, а евреи были тогда кто? язычники. То есть здесь эта полемика - просто приём, один из приёмов, так сказать - " Вторая заявленная стратегия - это умаление ценности обсуждаемого контента путем выставления его в один ряд с абсурдными и не имеющими надежной доказательной базы тезисами."(С)
)))
Одного старого монаха спросили, как и почему он стал христианином, когда мир предлагает столько других религий. Он ответил:
- Я очень слабый человек. Если же мне будет трудно, конфуцианство скажет: "Да будет опыт впредь тебе наукой!". Индуизм скажет: "В следующем перевоплощении ты будешь счастливее!". Ислам скажет: "На все воля Аллаха!". А Христос говорит: "Возьми Мою руку!" "Да не спрячешь души беспокойное шило" (А. Башлачев)
2 відвідувача подякували Lucienne за цей допис
12 Фев 2014 17:39 EvaGreenpeace писав(ла): Я не знаю))))). В доступном мне обозрении - большинство, притом, что я лично знакома и с носителями другого взгляда.
оговорка "в доступном мне обозрении" позволяет вам не освещать неудобные для вас моменты. Такая вот внезапная потеря компетентности (и другие подобные приемы) и вынуждают меня, как вы выразились, играть в кошки-мышки.
Это надо спросить у британских ученых))))))), тк подсчитывать соотношение разных видов инфы мне в голову не приходило)))). Навскидку, они как-то уравновешены между собой, точнее ни одна из категорий текстов не преобладает настолько, чтобы считать ее ведущей. Но я только о Библии говорю, по преданиям надо у православных верующих справляться.
тут такая же ситуация. Осведомленность, которую вы демонстрируете по библейским вопросам, в этом вопросе исчезает.
Итак, из вашего сообщения надо понимать, что в Библии есть такие моменты, которые свидетельствуют о том, что часть библейских сюжетов была известна до Моисея. Вы можете привести несколько таких? Это ведь не должно составить особого труда, ведь их по вашей прикидочной оценке столько же, сколько и таких, что свидетельствуют о том, что эти сюжеты не были известны. "Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать." Агата Кристи
12 Фев 2014 19:44 c00ler_462 писав(ла): оговорка "в доступном мне обозрении" позволяет вам не освещать неудобные для вас моменты. Такая вот внезапная потеря компетентности (и другие подобные приемы) и вынуждают меня, как вы выразились, играть в кошки-мышки.
тут такая же ситуация. Осведомленность, которую вы демонстрируете по библейским вопросам, в этом вопросе исчезает.
Валера, вы это серьезно? Это ж софистика в чистом виде... С чего вы взяли, что мнение незнакомых людей мне неудобно? Оговорка всего лишь является данью то ли точности, то ли объективности, которую я пытаюсь сохранять.
Опять же, с чего бы мне обладать осведомленностью в статистических вопросах? Может вы мне еще вмените несовершенство переводов?
И каким образом мое незнание о чем думают все верующие проясняет обсуждаемые темы?
И вообще, причем здесь я? Вроде о мифах речь, не?
Ну, в самом деле, какой-то сюрр пошел. У меня чай крепче, чем ваша любовь (с)
12 Фев 2014 05:09 AxelBob писав(ла): Перескажу идею которую нашёл у Калинаускаса, это и касается и веры. Воспринимая себя и жизнь человек, как то думает, как то верит, как то чувствует - что до этой жизни не чего небыло и после не чего небудет то, нужно прожить её как можно дольше слаще удовлетворяя свои потребности. Это одна стратегия жизни.
Далее такой вариант, человек думает что до этой жизни не чего небыло но после, будут либо вечные мучения либо вечное блаженство, и нужно так прожить чтобы попасть в хорошое и избежать плохово. Как правило поверхносное понимание, приводит человека к торговле с Богом, - вот я типо соблюдал, терпел, пусти ка меня в рай. Я немного утрирую, но это вариант номер два.
И третий вариант, когда и до и после жизнь и была и будет, ну тогда вопрос зачем мне эта жизнь, что я хочу сделать в жизни тут конечно совсем другой коленкор.
Ну както так...
мне кажется, так оно и есть. Первый случай довольно распространен. Во втором случае люди ищут "утилитарное применение" Богу, но не Самого Бога.
в третьем случае люди ищут истину, смысл жизни, свое предназначение, в результате чего приходят к познанию Бога и Его воли. "Да не спрячешь души беспокойное шило" (А. Башлачев)
12 Фев 2014 19:44 c00ler_462 писав(ла): Итак, из вашего сообщения надо понимать, что в Библии есть такие моменты, которые свидетельствуют о том, что часть библейских сюжетов была известна до Моисея. Вы можете привести несколько таких? Это ведь не должно составить особого труда, ведь их по вашей прикидочной оценке столько же, сколько и таких, что свидетельствуют о том, что эти сюжеты не были известны.
Не, из моего сообщения следует, что есть много библейских сюжетов, которые параллельно"обыгрываются" в традиции других народов. Это касается всего корпуса священных книг . Например, существует масса мифов об умирающем и воскресающем Боге, ой, да большинство малопонятных текстов содержат аллюзии на известные современникам языческие культы или мифы. У меня чай крепче, чем ваша любовь (с)
А вообще по большому счёту - были сюжеты, не были сюжеты, до или после, всё это э-ру-н-да!
Почему? Да потому что главное смысл! Один человек берёт буквы алфавита и пишет на заборе ... слово, а другой берёт буквы алфавита и пишет Маленькие трагедии и Евгения Онегина. Один человек подбирает тусклый камень и сшибает с ветки воробья, другой из этого камня шлифует бриллиант.
Бросить подчиняться и кланяться тварям, стихиям и подчинить себя только Творцу, стать из сборища племён и родов народом Божьим - вот главное, вот великая цель. 2 відвідувача подякували klyam-2 за цей допис
Читаю интервью Даниила Гранина, интересное мнение увидела, хочу обсудить:
Даже неожиданную вещь сейчас скажу — хоть меня и считают атеистом, но истинная-то вера, думаю, живет как раз в уме атеиста. Верующий, как правило, просит — я не скажу, что его вера корыстна, но она во многом зависит от внешних обстоятельств. Атеист обращается к Богу только в крайние, предельные минуты, когда ничто больше не спасает; в последнем отчаянии.И эта вера мне симпатичнее, по-человечески понятнее, чем публичные покаяния или публичные мольбы.
Как вам? Предыдущую дискуссию, извините, ниасилила. Мне всё равно, что вы думаете обо мне. Меня радует, что вы научились думать1 відвідувач подякували BiJou за цей допис