Постоянно сталкиваюсь с путаницей понятий по дихотомии экстраверсия - интроверсия. В общем, решила несколько месяцев назад написать статью на тему Размещу ее и здесь - надеюсь кому-то поможет разобраться.
Экстраверсия и интроверсия. Проблема разночтений.
Одной из основных проблем для новичков в соционике, является вопрос определения экстраверсии/интроверсии. Дело в том, что существует несколько определений этой дихотомии в разных психологических концепциях. В популярной психологии чаще всего используется трактовка Айзенка (психологические тесты, определяющие экстраверсию/интроверсию и темперамент связаны с его типологией), в то время как Соционика базируется на типологии и терминологии Юнга.
Стоит прежде всего разобраться, в чем же собственно состоит разница между Соционической и популярной психологической версией этой дихотомии.
1. Соционическое определение вертности.
Понятие экстраверсии-интроверсии, введенное Юнгом, согласно первоначальному определению, проявляется в направленности либидо человека на внешний, или на внутренний мир.
"Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру."
"Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение."
Позже Юнг пересмотрел свои первоначальные взгляды. Он вводит понятие "психологических функций" , которые раньше он включал в понятия экстраверсии-интроверсии (мышление, чувство, ощущение, интуиция), и говорит об экстраверсии и интроверсии доминантной функции.
Согласно этой трактовке, в психике человека доминирует одна из функций - экстравертированное или интровертированное ощущение, мышление, чувство или интуиция, в то время как другие играют роль вспомогательных или вытесняются в бессознательное.
Так же он вводит дополнительную дихотомию: рациональность (шизотимность) - иррациональность (циклотимность). К рациональным функциям относятся логика (мышление по Юнгу) и этика (чувства), а к иррациональным интуиция и сенсорика (ощущения).
Для интроверта доминантными будут:
1. Рациональные: структурная логика , этика отношений ;
2. Иррациональные: интуиция времени , сенсорика ощущений .
Основная разница между интровертами и экстравертами состоит в том, как воспринимается и обрабатывается информация.
Для интроверта характерно углубление интереса, расширение затруднено. Информация воспринимается "вглубь", перерабатывается, обрастает связями, при недостатке информации интроверт перерабатывает уже имеющиеся знания, трансформирует их, "уходит в себя". Он нацелен на сохранение энергии, настроен на внутренние ощущения.
Для экстраверта расширение интереса легче углубления, он воспринимает информацию "вширь", не всегда придавая значение взаимосвязям, при недостатке информации активно ищет ее во внешнем мире. Экстраверт легко расходует энергию, ориентирован на внешнюю ситуацию.
2. Экстраверсия-интроверсия в психологии.
Как было сказано выше, наиболее популярным является определение экстраверсии/интроверсии Айзенка, которое используется во многих типологиях.
Айзенк заимствовал терминологию Юнга (с этим и связана путаница понятий), но наполнил ее несколько иным содержанием.
Так , экстраверсия-интроверсия является комплексным свойством личности, генетически детерминированным, определяющим характер действий и поведения.
Типичный экстраверт по Айзенку склонен к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабелен, общителен, разговорчив), оптимистичен, импульсивен, беспечен, непостоянен, плохо переносит монотонность, имеет слабый контроль над эмоциями и чувствами.
Типичный интроверт спокоен, застенчив, склонен избегать социальных контактов (не коммуникабелен, не общителен), большое значение придает этическим нормам, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём , педантичен, держит свои чувства под строгим контролем.
Экстраверты так же характеризуются демонстративным поведением, броским, вызывающим внешним видом, они радушные хозяева, любят гостей, отзывчивы. Интроверты соответственно являются их противоположностью.
Экстраверсия и интроверсия в максимальных проявлениях встречается достаточно редко (так крайняя степень интроверсии - аутизм), большинство людей амбивертны (проявляют и те и другие черты по ситуации), или имеют большую степень выраженности одной из характеристик.
3. Разница понятий.
Прежде всего стоит отметить основное отличие двух концепций в понимании экстраверсии и интроверсии:
1. Соционическая трактовка говорит о взаимодействии субъекта и информации, способе ее обработки и направленности этого процесса.
2. Психологическая версия рассматривает экстраверсию/интроверсию прежде всего как внешнее поведенческое проявление и выражение индивидуальных черт личности, пассивность или активность действий .
Собственно, можно прийти к выводу, что понятие вертности рассматривается в данном случае совершенно с разных позиций, в чем-то противоположных.
Исходя из определений, интроверсия по Айзенку связана с соционической рациональностью, логикой и отчасти интроверсией, то время как экстраверсия коррелирует с соционической иррациональностью, этикой, и экстраверсией.
Из 16 ТИМ всего четыре могут в полной мере соответствовать этим характеристикам:
ЛСИ и ЛИИ - интроверты психологические и соционические.
СЭЭ и ИЭЭ - экстраверты при обоих подходах.
Остальные типы личности находятся в "промежуточных состояниях".
4. О сходствах и отличиях.
Согласно модели А, блок Эго представлен двумя функциями, противоположными по дихотомиям: экстраверсия/интроверсия и рациональность/иррациональность.
Через первую, программную функцию, человек воспринимает информацию наиболее полно и без искажений. Она определяет основные устремления человека.
Вторая, творческая, влияет на то, как и посредством чего человек будет реализовывать свою программную функцию. Это область новых, нестандартных решений. Творческая функция, хотя и слабее первой, порой более заметна, она подвижная, "говорящая".
Таким образом, психика человека находится в более или менее сбалансированном состоянии и не дает личности полностью уйти в себя, или же, напротив, целиком раствориться в среде; жить по жесткой схеме, регламентируя каждый шаг, или положиться исключительно на волю случая, не строя абсолютно никаких планов.
То есть, при нормальном функционировании информационного метаболизма типа личности, человек будет практически амбивертен (что соответствует практике в психологии)
Но как мы выяснили, разница между соционической и психологической трактовкой связана так же с дихотомией логика/этика.
Психологический экстраверт по определению направлен на взаимодействие с людьми, коммуникацию, установление социальных контактов. Для экстравертного логического типа личности это характерно лишь отчасти. Соционическая экстраверсия направлена на получение информации, а как легко понять, информация может поступать совершенно разными способами и не всегда через прямые контакты. Это не значит что логики не нацелены на общение, просто оно является не самоцелью, а лишь одним из способов расширения информационного потока. Именно поэтому экстравертные логики заводят новые знакомства с той же легкостью, с какой и прерывают контакты. Пока человек интересен по каким-то критериям - общение имеет смысл, в противном случае оно бесполезно. В то же время, при достаточном количестве информации, поступающей не через непосредственное общение (телевидение, книги, интернет и т.д.), логические экстравертные типы могут интровертироваться с психологической точки зрения. Расширение круга общения утрачивает в этом случае ценность. Но как только возникает потребность в новых знаниях, ощущениях, впечатлениях, эмоциях, идеях - количество знакомств и круг общения увеличивается.
Совершенно иначе обстоит дело с интровертными этическими типами личности. С психологической точки зрения они вполне могут восприниматься экстравертами. Этики нацелены на поддержание отношений, установление эмоциональных связей, создание настроения. Внимание этиков направлено на человека: они достаточно общительны в компании, эмоциональны, будут поддерживать уже сложившиеся связи. Но при этом интровертные этики вполне спокойно смогут довольствоваться достаточно узким кругом знакомств. При недостатке новой информации, они анализируют уже имеющуюся, выстраивают связи, приходят к новым решениям и идеям. Интровертному этику вполне под силу выстроить свой мирок и замкнуться в нем до тех пор, пока вновь не появится необходимость или возможность живого общения.
5. Что мы имеем в итоге.
После анализа обеих концепций вертности, становится очевидным, что практически невозможно определить соционическую дихотомию экстраверсия - интроверсия, руководствуясь исключительно поведенческими реакциями. Соционика описывает функционирование информационного метаболизма личности, то есть внутренние мотивации и процессы. Внешние проявления ТИМ при этом всегда вторичны и обусловлены. В то же время, соционика не противоположна психологии, это просто другой подход при взгляде на личность, а основная проблема состоит исключительно в схожей терминологии для описания разных состояний и процессов. 8 відвідувачів подякували Hel за цей допис
Справедливости ради замечу, что в нормальной (не "популярной")
психологии руководствоваться только поведенческими реакциями
при определении дихотомии интро-экстра (как и других разных и
всяких дихотомий) - это, в общем-то, дурной тон. Есть, конечно,
поведенцы-экстремисты, склонные вообще все выводы делать на
основе поведенческих реакций, но там свой мир и свои понятия,
иногда очень нетривиальные. Я лично думаю, что плодить
сущности - не лучший способ что-то прояснить.
17 Сен 2015 00:11 Charli_Tero писав(ла): Справедливости ради замечу, что в нормальной (не "популярной")
психологии руководствоваться только поведенческими реакциями
при определении дихотомии интро-экстра (как и других разных и
всяких дихотомий) - это, в общем-то, дурной тон. Есть, конечно,
поведенцы-экстремисты, склонные вообще все выводы делать на
основе поведенческих реакций, но там свой мир и свои понятия,
иногда очень нетривиальные. Я лично думаю, что плодить
сущности - не лучший способ что-то прояснить.
В статье приведены определения Айзенка. И понимание вертности в массовом сознании связано именно с ними. А так-то концепций много, кто бы спорил.
По моему скромному мнению, самое исчерпывающее и объемное раскрытие данной дихотомии дал Виктор Гуленко!! Приведу сильно сокращенный дословный текст из его работы "Менеджмент слаженной команды":
"Физический уровень
Экстравертный тип представляет собой систему, которая больше выдает энергии и информации, чем накапливает. Поэтому экстраверт отличается тем, что обычно затрачивает больше усилий, чем надо для достижения какого-то среднего результата.
Интровертный тип является системой, которая больше накапливает энергии и информации, чем выдает. Поэтому интроверт обычно прикладывает усилий меньше среднего для достижения фиксированного результата.
В силу того, что экстраверт склонен делать больше, чем надо, он нуждается в том, чтобы его сдерживали, притормаживали. Экстравертная интенсивность информационного обмена делает его плодовитым, но недолгоживущим.
Из-за того, что интроверт склонен делать меньше, чем надо, для достижения оптимального эффекта его нужно подталкивать, активизировать. Зато сдержанность делает интроверта экономным хозяином, бережно относящимся к своим ресурсам. Бурная, интенсивная жизнь на «всю катушку» — не для интроверта, так как при этом не остается никакого резерва сил, без которого он не мыслит себя.
Психологический уровень
Окружающих экстраверту легче понять, чем самого себя. Он как бы разъединен с самим собой, оценивает себя через других людей!!!
Интроверт же сам с собой слит(!!!), зато отделен четкой границей от внешнего мира. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интроверт в психологическом плане лучше защищен от вторжения извне, чем экстраверт, но ему гораздо труднее повлиять на кого-то как в положительном, так и в отрицательном плане.
Социальный уровень
Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Он всегда заметнее интроверта, имеет большее влияние на социальное развитие. Организации, руководимые экстравертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы.
Интроверт экспансию осуществляет плохо. Его тенденция развития — углубление и совершенствование уже имеющегося. Интроверт — это освоитель, а не покоритель. Он предпочитает избегать конкуренции, если это возможно. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало.
Интеллектуальный уровень
Экстраверт отличается от интроверта в интеллектуальном плане большими объемами обрабатываемой информации. Экстраверт всегда думает более масштабно: за одно и то же время он пропускает большее количество информации, то есть его интеллектуальная скорость выше, чем у интроверта.
Интроверт думает медленнее, скорость информационного обмена у него ниже. Познавательные интересы интроверта всегда более локальны и ограничены. Зато интроверт более детально прорабатывает информацию, его информационный продукт по этой причине всегда «приготовлен» с большим качеством.
Экстраверт согласно расширительной тенденции своих познавательных интересов имеет больше шансов совершить научный переворот, прославиться в истории. Дело в том, что самые крупные открытия совершаются всегда на стыке информационных областей; и чем шире спектр интересов индивида, тем вероятнее при всех прочих равных условиях, что он обнаружит новые закономерности. Это касается не только науки, но и любых отраслей деятельности.
Интровертные мысли и открытия труднее доходят до своих ценителей, так как они сложнее экстравертных, да и автору не под силу их экспансивно распространять. Кроме того, интроверты как узкие исследователи просто реже вторгаются в пограничные области, поэтому их шансы обнаружить нечто неожиданное тоже уменьшаются."
(с)
Считаю, что это одно из гениальнейших исследований на тему "Экстра-интроверсии". Если уж совсем разбирать до фундаментальных полочек, то необходимо читать самого Юнга его "Архетипы", но это под силу только ученым-психологам, которые настроены решительно покорить глубины мироздания соционики 3 відвідувача подякували joyguy86 за цей допис
19 Апр 2018 20:25 dreaming22 писав(ла): Сенсорным интровертам это не мешает Достоевский с первой эмоцией конечно не тот, как Гюго с 1Э, но все заметно)
В работе Гуленко рассмотрена исключительно одна дихотомия (объясняются научно-прикладным языком соционические проявления): экстра-интроверсия. Туда не примешиваются другие дихотомии на вроде сенсорики-интуции, а так же связь с другими типологиями в стиле а-ля типология Афанасьева. В этом и есть ценность этой работы. Еще раз, если сами захотите, перечитайте вдумчиво... Возможно, есть помимо Гуленко, более обстоятельные исследования (понятно, что отец-основатель этого всего К.Г. Юнг).
У Ермака(ЛИИ) неплохо сформулировано... но опять же Гуленко уже писал(!), что..."мысли интроверта сложнее экстравертных", а именно:
" - если в одном случае (К.Г. Юнг прав!): «движение интереса направлено на объект», т.е. исходным в субъект-объектном взаимодействии является понимание сущности объекта (намерений,
целей, соображений, ценностей), а результатом — некое отношение («интерес» к объекту) — экстраверсия.
- то в другом случае «центром всех интересов» (отношений!) может быть не только сам субъект, но и любой объект, на который субъект как бы переносит свой интерес — проявляет некоторое отношение, исходя из которого и строит субъект-объектные взаимодействия с сущностью собственной или объекта своего интереса —
интроверсия." (с) (Владимир Ермак)
Даже мне это немного сложновато понимать, хотя оба они робеспьеры казалось бы, но суть я улавливаю мыслей Ермака. У Гуленко проще выражено намного.
Я бы конечно разобрал интерпретации хотя бы от всех докторов философии в обл. соционики (а их аж 17 чел) определений интроверсии и экстраверсии, однако во-первых, я хоть и максим, но с 1Э . Во-вторых, у меня, увы, еще куча насущно-земных дел помимо соционического научного творчества - стезя кабинетного мыслителя (сопоставителя различных абстрактных моделей и систем) мне не светит, в отличие от инициальных дон-кихотов... А вот вы бы могли задаться такой целью будучи ЛИИ с 1Л - для вас это будет легкой познавательной детской забавой, если уже это не проделали . Потом надеюсь поделитесь соображениями насчет имманентной сущности дихотомии "экстра-интроверсия"... Звезда Вашингтона сияла над помпезными тираниями Петра Великого в России, Фридриха Великого в Пруссии и Наполеона Великого во Франции (с)
Большинство субъектов не являются номинально экстравертами или - интровертами, они де-факто - амбиверты и в зависимости от ситуации, самочувствия и массы других факторов могут проявлять себя как - интроверты, так и - экстраверты. И да - теория ТИМов, этот факт не учитывает.
Чтобы было нагляднее - привожу схемку: