Для психологов, психотерапевтов, руководителей кадровых служб, специалистов по профориентации, школьников, студентов и их родителей. Для всех, интересующихся соционикой и саморазвитием.
«Выиграет та страна, в которой
национальной идеей будет
«Наш гражданин – активный долгожитель»
Хорошая идея
От авторов
Работая над этим материалом, мы опирались на свой тридцатилетний опыт в практической консультационной и терапевтической деятельности. В.Д. Саратовкин с 1986 года рассматривал типологические явления с точки зрения инструктора по альпинизму и бизнес–консультанта. Главным образом, он изучал социальный уровень поведения человека с привлечением соционики через системный взгляд на внутреннее состояние человека «снаружи». О.В. Христо, как практический психолог, психотерапевт и семейный консультант, основное внимание уделил динамике внутреннего состояния людей через взгляд «изнутри».
Цель данной статьи побудить в читателе актуальную потребность в творческом поиске новых решений своих жизненных задач. Мы постарались проиллюстрировать возможности практической соционики как системной модели энергоинформационного метаболизма, позволяющей находить индивидуальные формы обратной связи. Понимание соционических различий минимизирует возможность «неудачи», при диагностике состояния человека и помогает в поиске направлений для исцеления и развития личности.
Мы благодарим:
Владимира Целовахина, который в 1986 году ознакомил одного из нас с первой рукописью Аушры;
Светлану Накрохину за своевременное предложение покинуть промышленное предприятие ради работы с людьми в 1990-м году;
Виктора Гуленко и Авессалома Подводного за содержательные беседы во время их пребывания в Новосибирске.
Наталью Якушину и Владимира Тыщенко за моральную и методическую поддержку.
Виктора Саенко за демонстрацию героизма и настойчивости при пропаганде соционики.
Акцентуация – особенность характера в пределах клинической нормы (в других источниках — личности как формы и способы общения с обществом), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего проявляется избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Акцентуация рабочая – доминирование однообразной работы, определяемое интегральным произведением напряженности на время работы.
Манипуляция – скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнять нужные манипулятору действия безвозмездно. Мотивация – воздействие, побуждающее человека сделать больше или раньше, чем от него ожидают и, при этом, повышающее его самооценку.
Отклонение (Девиантное поведение) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых и наиболее распространённых норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на творчество и на достижение социально приемлемых целей.
Управление – открытое взаимодействие с человеком с целью достижения обоюдной выгоды.
Энергоинформационная модель человека – образ многоуровневой биосистемы, построенный по принципу сложения уровня из подуровней, который, в свою очередь, является частью надуровня.
Энергосберегающие (ведущие) функции – это 1, 2, (-1) и (-2) функции модели А.
Энергозатратные (ведомые) функции – это 3, 4, (-3) и (-4) функции модели А.
Таблица 1 Социотипы и их обозначения
Аббревиатуры
Псевдоним типа
Названия типов
ИЛИ
Бальзак
Критик
ИЛЭ
Дон-Кихот
Искатель
ИЭИ
Есенин
Лирик
ИЭЭ
Гексли
Советчик
ЛИИ
Робеспьер
Аналитик
ЛИЭ
Джек Лондон
Предприниматель
ЛСИ
Максим Горький
Инспектор
ЛСЭ
Штирлиц
Администратор
СЛИ
Габен
Мастер
СЛЭ
Жуков
Лидер
СЭИ
Дюма
Посредник
СЭЭ
Наполеон
Политик
ЭИИ
Достоевский
Гуманист
ЭИЭ
Гамлет
Наставник
ЭСИ
Драйзер
Хранитель
ЭСЭ
Гюго
Энтузиаст
Введение
«Следуйте той воле и тому пути, которые опыт подтверждает, как… подлинное выражение вашей собственной индивидуальности»
Карл Густав Юнг
В жизни нам периодически встречаются люди «со странностями» и мы зачастую теряемся, не зная, с чем имеем дело и не понимая всех тонкостей. Обычно первая реакция увидеть в этом отклонении патологию и по возможности ее «выправить». Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. [5]
Человек несимметричен. У него постоянно что-то в избытке и чего-то не хватает. В этом залог вечного двигателя жизни, творчества и развития. Симметрия своего рода аналог смерти. Когда все уравновешено, прекращается движение и наступает покой... вечный покой. Ведь в жизни левое не является зеркальной копией правого, также и в человеке чего-то всегда больше: мужского или женского. В противном случае это опять же патология, которая именуется гермафродитизмом.
Отклонение какой-либо черты характера от нормы, максимума кривой нормального распределения Гаусса, принято называть акцентуацией. Этот термин ввел К. Леонгард [8]. «Речь идет именно о крайностях нормы, а не о зачатках патологии, «предпсихопатии» по М. Трамеру [15]. Эта крайность усиливает акцентуацию отдельных черт» [7]. При таком подходе не надо ничего менять, но активно и непреклонно вырабатывать новые эффективные навыки. Если же отклонение чересчур сильное и начинает принимать болезненные формы, это можно диагностировать как психопатию и своевременно лечить.
Каковы основные идеи данной работы? Выявив деструктивное отклонение у личности известного социотипа, эффективными будут шаги:
пытаться работать с этой же функцией,
привести целительные аргументы, ключевые слова других, ведущих функций собственного типа клиента,
привлечь сеть социальной поддержки из лиц ближайшего окружения (что пока мало распространено в нашей психотерапевтической практике).
Это сигналы корректирующей мотивации от внутренних и внешних дуалов, активаторов, для которых корректируемая функция клиента является одной из ведущих. При этом на каждом шагу реализуется принцип бритвы Оккама: «Не вводи новых сущностей без необходимости», т.е. не мяукай в пространство, а найди и используй ближайший ресурс, реально влияющий на ситуацию».
Рейтинг: 8.67, Голосів: 3.
2 відвідувача подякували OlegKhristo за цей допис
«Руководить – значит не мешать людям, хорошо работать»
Петр Капица.
Определенную помощь в классификации различных вариантов акцентуаций социотипов оказывает классический труд Э. Шострома «Анти-Карнеги или человек – манипулятор» [16]. В нем имеется описание восьми вариантов манипулятивного поведения человека. Если заменить термин «манипуляция» на слово «ролевое управление», можно получить восемь типов управления окружающим миром в зависимости от акцентирования социотипа на той или иной функции. Безусловно, схожесть проявлений акцентуации социотипа по какой-либо функции с описанными вариантами людей – манипуляторов довольно условна, но полезна. Она представляет собой еще один взгляд на процессы, происходящие в человеке и в микросоциуме. Это неплохой диагностический инструмент для более объемного и многогранного представления наблюдаемых психологических динамик.
Рассмотрим связь 8 типов манипуляторов по Э. Шострому с 8-ю акцентуациями на функциях социотипов. Соционические функции как социальные роли согласно занимаемым местам в структуре социотипа, выглядят так:
Таблица 2 Функции и роли
№№ функций
Функции [15]
Социальные роли
Групповые роли
1.
Программная
Лидер
Ведущий
2.
Творческая
Творец
Обособляющийся
3.
Нормативная
Пробующий
Ведомый
4.
Болевая
Замирающий
Ведомый
(-4).
Активационная
Активируемый
Ведомый
(-3).
Внушаемая
Внушаемый
Ведомый
(-2).
Демонстративная
Исполнитель
Сотрудничающий
(-1).
Наблюдательная
Эксперт
Сотрудничающий
Как будет выглядеть ролевое поведение социотипа через активацию той или иной функции и как это соотносится с представлениями Э. Шострома о типах манипуляций и конструктивными, благоприятными вариантами ролей? Какие аргументы эффективны для конструктивной корректировки направлений развития их носителей?
Сублимация – метод управления ведущими функциями ментального блока
Универсальным приемом корректировки манипуляции на 1 и 2 функциях служит переосмысление, актуализация тех же функций самим клиентом. Выявление смысла каждого дискомфортного состояния и сублимация, перевод его на действие «в мирных целях» позволяет человеку сосредоточиться на пути естественного личностного развития в пространстве осознанных возможностей. Мы приведем ключевые слова, которые были наиболее эффективными в нашей практике.
ДИКТАТОР – ЛИДЕР
«Права на лидерство и успех даны тебе от рождения».
Роберт Шарма.
При манипуляции по первой, базовой, функции человек склонен доминировать над другими. В этом случае он практически абсолютно уверен в своих силах и обладает более полной информацией о себе и окружающем мире. По Шострому этот тип – ДИКТАТОР. Безусловно, он преувеличивает свои силы, приказывает, старается быть авторитетом — короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Но будучи зацикленным на том, чтобы удержать свое лидерство, слабо ориентируется в альтернативах и оценке эффективности действий. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги. Это классический случай "Собаки сверху" по Ф. Перлзу [11]. Метафорой первой функции можно назвать образ ноги человека, на которую он опирается и движется к цели, а если надо, и попирает. В благоприятном варианте социотип проявляет качества ЛИДЕРА. В нашем случае под лидерством мы понимаем человека, способного привлечь людей из окружения и, в то же время, настроенного на групповой результат. Своей природной уверенностью он воздействует на суггестивную, успокаивающую функцию дуала, расслабляя его, и тем самым накапливает энергию. Каждый из социотипов несет задатки своего типа лидерства – ситуативного, неформального. Мы выделили типы лидерства шестнадцати социотипов из наборов ключевых слов первой функции каждого.
Таблица 3 Ключевые слова из лидерских миссий социотипов
Социотип
Лидер
ИЛИ
Философии
ИЛЭ
Фантазий
ИЭИ
Мечты
ИЭЭ
Перспективности
ЛИИ
Осмысления
ЛИЭ
Поступков
ЛСИ
Упорядочения
ЛСЭ
Реализации
СЛИ
Уюта
СЛЭ
Прорывов
СЭИ
Удовольствия
СЭЭ
Мобилизации
ЭИИ
Духа
ЭИЭ
Харизмы
ЭСИ
Морали
ЭСЭ
Эмоций
Используя приведенные ключевые слова, раскрывая в беседе содержание миссии человека как представителя его социотипа, мы стабильно получали повышение у клиентов уверенности в себе, осознания своего предназначения, привлекательного для других.
ХУЛИГАН – НАПОРИСТЫЙ
«Едва ли есть высшее из
наслаждений, как наслаждение творить».
Н. Гоголь
При манипуляции по второй, творческой функции человек чаще рискует, экспериментирует, ломает сложившиеся стереотипы и делает это весьма уверенно. Это своего рода «рычаг» воздействия на окружающую среду [2].
В классификации Шострома этому варианту в большей степени соответствует тип ХУЛИГАН. В неблагоприятном случае он увеличивает агрессию, жестокость и недоброжелательность, то есть «управляет» с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая Баба («Пила»). Его слабость в том, что он не завершает начатое, а также в низкой настойчивости и непоследовательности. Благоприятный аспект даст НАПОРИСТОГО. Напористость будет воздействовать на (-4), активационную функцию дуала, и питать его энергией. Вторая функция имеет образ руки, которой человек творит, а если надо, боксирует. Пространство для творчества выглядит так:
Таблица 4 Ключевые слова из лидерских миссий социотипов
Социотип
Творец
ИЛИ
Методик
ИЛЭ
Идей
ИЭИ
Оптимизма
ИЭЭ
Доверия
ЛИИ
Возможности
ЛИЭ
Шанса
ЛСИ
Стимулов
ЛСЭ
Добротностей
СЛИ
Эффективности
СЛЭ
Целеполагания
СЭИ
Дружелюбий
СЭЭ
Связей
ЭИИ
Призваний
ЭИЭ
Предсказаний
ЭСИ
Трудолюбия
ЭСЭ
Праздников
Беседуя вокруг темы творческой области проявления человека как социотипа, мы создаем вместе с ним образ пространства, где он чувствует себя самодостаточным и свободным для риска.
Дополнение и самодополнение – метод управления ведомыми функциями ментального блока
Если манипуляции на ведущих функциях социотипа корректируется сублимацией, переориентацией на «мирное русло» типальных миссий, то проблемы ведомых функций решаются методом самодополнения, т.е. перенаправления деструктивной энергии в творческое русло, используя при этом аргументы – фразы от ведущих функций типа. При акцентуации на четвертой, самой энергозатратной функции, хорошо срабатывают аргументы самой энергосберегающей, первой функции. На помощь третьй функции приходят аргументы второй. Целителем может стать как сам клиент, так и партнер из ближайшего окружения. Во всяком случае, полезно привлекать на консультации этих партнеров для реализации дополняющих функций (членов семьи, друзей, коллег и др.)
СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ – ЗАБОТЛИВЫЙ
«В жизни нужно добросовестно играть
свою роль, но при этом не забывать,
что это всего-навсего роль».
Мишель де Монтень
Если акцент смещается на третью, «ролевую» функцию (активная адаптация), человек время от времени активно пытается соответствовать нормам общества, быть «не хуже, чем все». Он манипулирует нормами и принципами.
В некоторых случаях социотип стремится даже превзойти средний уровень, принятый в обществе. Его цель: продемонстрировать, что он «не лыком шит» и сойти «за своего». Здесь очень важно произвести благоприятное впечатление [2]. Этому варианту поведения у Шострома в наибольшей степени соответствует СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ с демонстрацией социально-одобряемого поведения. Он преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист.
В благоприятном варианте – это ЗАБОТЛИВЫЙ человек. Возможно понятие "Заботливый" не в полной мере соответствует нормативной 3-й функции, поскольку действия в этой области носят импульсный характер. Забота, скорее, показная и служит больше не для защиты партнера, а чтобы "быть принятым в обществе". Это запрос дуалу на получение совета: «А можно ли так себя вести?». Метафора третьей функции – ухо человека, которым он активно прислушивается к тонким сигналам, но болезненно воспринимает грохот.
Таблица 5 Корректировка при манипуляции на 3-й функции –
«Как надо пытаться» с подключением аргументов 2-й функции:
Социотип--
--Манипулирование--
--Мотивация ключевыми фразами
ИЛЭ
Конфликтность
Конфликт — это хорошо, если рассчитать последствия
СЭИ
Бесперспективность
Потерянная из виду цель удваивает энтузиазм в ее поиске
ЭСЭ
Суетливость
Вовремя подсуетиться – это выгодно!
ЛИИ
Отчуждение
Уход в себя дает возможность гусенице возвращаться в мир бабочкой
СЛЭ
Подтасовка
Грамотно просчитанная подтасовка – победа над ситуацией
ИЭИ
Бесхозяйственность
Светлая улыбка побуждает в нас радость при обмене последними рубашками
ЭИЭ
Запутанность
Запутанность хороша в перспективе: позволяет четче увидеть смысл
ЛСИ
Подозрительность
Осторожность – это первый шаг в выборе наиболее надежных путей продвижения к цели
СЭЭ
Зазнайство
Повышенная самооценка, распространенная на коллектив, позволяет достигать лучших результатов
ИЛИ
Не ухоженность
Игнорирование быта освобождает мозг для решения стратегических задач
ЛИЭ
Колючесть
Вовремя сказанная колкость мобилизует группу на точное и своевременное попадание в цель
ЭСИ
Искажение
Искажение повышает надежность зашиты по нескольким непредсказуемым направлениям
ЛСЭ
Вспыльчивость
Вспыльчивость – это один из добротных инструментов
ЭИИ
Догматичность
Догматы, перенятые из мировых культур, повышают качество жизни
ИЭЭ
Агрессивность
Агрессия – тренировочный барьер на пути к миру
СЛИ
Скепсис
Скепсис позволяет сосредоточится на самых эффективных действиях
ТРЯПКА – СОЧУВСТВУЮЩИЙ
«Каким бы сильным или черствым не был человек, в его жизни бывают периоды, когда и он становится легко ранимым, словно малое дитя».
Али Апшерони
При акцентуации на четвертой, болевой функции человек демонстрирует свою слабость, склонен жалеть себя и ныть. Он делает это с целью максимально защитить эту функцию и, возможно, получить от нее «дивиденды». По Шострому это ТРЯПКА. Он, обычно, жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий. Это классическая "Собака снизу" по Ф. Перлзу[11]. Он же отмечал, что в некоторых ситуациях происходит парадоксальная замена. Тряпка становится энергетическим вампиром, и занимает позицию «собаки сверху», бросает вызов партнеру от своего суперэго: «Да, я не гожусь, и оставьте меня в покое или обслуживайте меня!». По большому счету, эта роль свойственна всем энергозатратным функциям 3, 4, (-3) и (-4). Все наши химеры, страхи, сомнения, подозрения, зависимости сосредотачиваются именно в ϶ ; ᴛ ; их областях [2]. Четвертая функция очень "капризна". Через нее человек воспринимает только качественную информацию и в определенном виде. В благоприятном варианте – СОЧУВСТВУЮЩИЙ: «Да, милая, у меня еще хуже, давай пожалеем друг друга!». Задачи этой функции сродни наиболее чувствительному воспринимающему органу у человека – глазам. Их не рекомендуется ни бить (критиковать), ни гладить (демонстративно хвалить).
Таблица 6 Приемы самодополнения при корректировке манипуляции на 4-й функции
«Как надо спрятаться» с подключением мотивов 1-й функции
Социотип
Манипулирование
Мотивация ключевыми фразами
ИЛЭ
Я отвергаемый
Выбираю одну наиболее перспективную идею и вовремя презентую ее
СЭИ
Я непредприимчивый
Нахожу наиболее комфортный путь достижения цели
ЭСЭ
Я распыляющийся
Выделяю главное в каждом деле и заражаю других энтузиазмом.
ЛИИ
Я безвольный
Передаю самые сильные решения для реализации самым энергичным и пробивным
СЛЭ
Я грубый
Со мной можно быть уверенным: я найду место приложения силы для достижения цели
ИЭИ
Я не организованный
Делаю все с запасом времени
ЭИЭ
Я неудобный
Выбираю наиболее яркую эмоцию и передаю только ее.
ЛСИ
Я консервативный
Ввожу изменения для повышения надежности системы
СЭЭ
Я сумасбродный
Демонстрирую свою силу только в достойных этого ситуациях
ИЛИ
Я ворчливый
Подсказываю наиболее выигрышные варианты
ЛИЭ
Я непрактичный
Задаю ритм последовательность труда, отдыха, приема пищи
ЭСИ
Я недоверчивый
Сопоставляю, сравниваю, и только затем оцениваю.
ЛСЭ
Я недальновидный
Ищу наиболее эффективные процедуры и алгоритмы работы на сегодняшний день
ЭИИ
Я уступчивый
Выбираю верную дистанцию в отношениях как это искусство любви.
ИЭЭ
Я непоследовательный
Выбираю направление, открывающее самые широкие возможности и следую ему до конца.
СЛИ
Я скрытный
Моей мягкой улыбкой создаю комфорт в десятки раз больше, чем ожидалось.
Управление функциями витального блока
В данном разделе мы ограничимся кратким описанием феноменов Шострома. Работа с подсознанием требует специальной профессиональной подготовки, и здесь не рассматривается. Общий принцип здесь тот же. При манипуляции ведомыми функциями рекомендуется компенсация через акцентуацию ведущими функциями (рекомендуется наличие партнера – поставщика услуги). Манипуляционные ведущие функции сублимируются в конструктивные. Здесь человек нуждается в партнере – потребителе своей продукции.
КАЛЬКУЛЯТОР – ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
«Нет ничего более стимулирующего,
чем когда всё идёт не так, как надо»
Шерлок Холмс.
Акцентуация на минус четвертой, активационной, референтной, оценочной функции делает человека пассивным. Он долго «раскачивается», ждет стимулирования от окружающих. По этой функции человек очень внимателен к поступающей информации. Он оценивает ее на пригодность использования для активации своей работоспособности. У Шострома это КАЛЬКУЛЯТОР. Он преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Относясь к информации с максимальным скепсисом и недоверием, он обманывает, увиливает, старается перехитрить. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Шантажист. Здесь есть конструктивный контакт с творческой функцией дуала, который, не получив поддержки, спокойно генерирует новые варианты. Это тоже очень ранимая, «подростковая» функция нашей психики [2]. Аналог – метафора: вкусовой и обонятельный аппарат, фильтрующий пищу по вкусу и запаху. В благоприятном варианте это – ВНИМАТЕЛЬНЫЙ. Он демонстрирует доброжелательную внимательность и поддержку партнеру в этом плане. Например, ЭИИ (активируется сенсорикой ощущений) берет на себя роль «младшего помощника генерала» в бытовых вопросах. Для его дуала – ЛСЭ удобна роль прилежного студента курса «Новые возможности, которые подарила нам ситуация».
ПРИЛИПАЛА – ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ
«Желающим научиться чему-либо препятствует очень
нередко авторитет тех, кто учит.»
Цицерон
Акцентуация на минус третьей, внушаемой (суггестивной) функции будет проявляться в зависимом поведении. Человек ориентируется только на мнения авторитетов, стремится бездумно выполнять инструкции и избегает ответственности. По этому аспекту он готов воспринять максимальный объем многофакторной информации, "всеяден" [14], жаден до любой «пищи» и активно ее ищет. Здесь часто проявляется детская наивность и неразборчивость [14]. У Шострома такому типу соответствует ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятору. Он изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот, позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный. Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…». Метафора – все параллельно работающие каналы восприятия поступающей информации (аудиальной, визуальной, кинестетической). В благоприятном варианте – ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ. У дуала эта функция – первая, лидерская. Дуалу совсем нетрудно передавать энергию и информацию Признательному в режиме «Родитель» – «Ребенок» [1], не заботясь о ее окраске и убедительности. Например, ЛИИ успокаивается в теплой эмоциональной среде, которую ему дарит дуал ЭСЭ. Со своей стороны, ЭСЭ прекращает суетиться, получив успокаивающий сигнал от ЛИИ: «Все учтено могучим ураганом».
ЗАЩИТНИК – ВОДИТЕЛЬ
«Каждый человек несёт ответственность перед всеми
людьми за всех людей и за всё».
Ф.М.Достоевский
При акцентуации на минус второй, реализационной, демонстративной функции человек становится «конвейерным работником» и довольно активно выполняет рутинную работу в больших объемах особо не думая, не напрягаясь, «на автомате». Он настроен на процесс как таковой. В этом случае человек за короткое время способен создать переизбыток производимого продукта и у него возникает потребность щедро делиться с окружающими результатами своих усилий. Именно поэтому положительная оценка действий по минус второй функции ему так важна! По Шострому в этом случае мы получаем такого персонажа, как ЗАЩИТНИК. Противоположность Судье (см. ниже). Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и мешает тем, кого защищает, встать на ноги, и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заниматься собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный. Эта ситуация типична, например, для пары ребенок – мать-одиночка. Вплоть до «ребенка», дожившего до 60 лет. Сюда же отнесем жену – тягловую силу, которая «тащит мужа и сына по жизни». Метафора: желудочно-кишечный тракт, работающий на невидимом фронте.
В благоприятном варианте это ВОДИТЕЛЬ. Его назначение – "прикрывать" болевую функцию у дуала. Но, в то же время, оставлять партнеру пространство собственной свободы – ответственности. В каких проявлениях социотипы способны работать на износ, без ущерба для себя?
Социотип
Реализатор
ИЛИ
Педантичности
ИЛЭ
Авторской методики
ИЭИ
Доброжелательности
ИЭЭ
Вдохновения
ЛИИ
Пунктуальности
ЛИЭ
Начинаний
ЛСИ
Аккуратности
ЛСЭ
Выносливости
СЛИ
Расчетливости
СЛЭ
Экстремальности
СЭИ
Взаимности
СЭЭ
Азарта
ЭИИ
Размеренности
ЭИЭ
Оригинальности
ЭСИ
Элегантности
ЭСЭ
Настойчивости
Преобразовать стереотип ЗАЩИТНИКА в неутомимого ВОДИТЕЛЯ, пожалуй, самая сложная задача для консультанта. Она мало кому быстро удается, поскольку относится к культуре, уровню ценностному (см. ниже), т.е. мало изменяемому в течение не только одной жизни, но целых поколений рода. Одна из конструктивных метафор: мать и ребенок плывут в бурном житейском море. Мать–дьявол непрерывно поддерживает (материально) ребенка. Мать тонет (умирает от старости), и ребенок тонет вслед за ней. Мать–ангел плывет рядом, и говорит: «Я уверена в тебе. Ты выплывешь». Мать тонет, ребенок мощно гребет вперед.
СУДЬЯ – ВЫРАЗИТЕЛЬ
«Эксперт – это человек, который совершил все
возможные ошибки в очень узкой специализации».
Нильс Бор.
Наконец, рассмотрим акцентуацию в поведении на минус первой, консультационной, экспертной функции [14]. Она одновременно является и зоной пониженной реализованности социотипа, слабого восприятия (игнорирования) поступающей информации. Это создает человека – методиста, который может прекрасно понимать и давать советы другим, но самому что-то производить ему не хочется. Это функция эксперта. Человек тщательно собирает информацию, следит за соблюдением социальных и профессиональных норм [14]. В связи с этим данная функция одновременно является цензором и контролером самого себя [2]. У Шострома этой акцентуации соответствует СУДЬЯ. Он преувеличивает свою критичность. Никому не верит, всех обвиняет, полон негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель. Метафора: головной убор и мантия профессионала – учителя, тренера, коуча. В благоприятном варианте он – " ВЫРАЗИТЕЛЬ", т.е. работающий над смыслами. Задача функции – увидеть суть передаваемого сообщения, скрытую за маской «нормативности», которую дуал обычно использует, действуя по третьей функции.
Часть 2. Танец акцентуаций и потери от застревания.
«Знание – сила»
Ф. Бэкон
«Информация – власть»
Постулат века информатизации
Мы видим, что акцент на любой из восьми соционических функций полезен, а для профессиональной реализации жизненно необходим. Естественно, одновременно все функции не могут быть активизированными. Одна из них в определенный момент берет на себя солирующую роль. Поскольку, каждая из этих функций важна, в здоровом уравновешенном организме играется своего рода «мелодия», где соционические функции выступают нотами. При этом ноты должны звучать в определенной последовательности, чтобы не упустить из вида ни одну из них и не «застрять» на какой-то дольше положенного.
Рассмотрим систему качеств и ролей человека как многофакторной энерго-информационной сущности.
Таблица 7 Расположение признаков Юнга в иерархии системы тел человека
Целостность человека характеризуется тем, что сумма энергоинформационных пространств каждого уровня выровнена. Заполнение недостающей субстанции до «целого» символизирует обуздание деструктивных акцентуаций, т.е. процесс исцеления. Семи уровням, принятым в эзотерической модели, соответствуют восемь дихотомических признаков Юнга-Аугустинавичуте, где астральный уровень представлен двумя биологически обусловленными этиками – эмоций и отношений (по этим законам живет мир растений и животных).
В данной модели максимум энергии сосредоточен в физическом, нижнем мире. Так, чтобы получить каплю информации о свойствах самых малых частиц – бозонов, требуются гигантские энергии вплоть до десятка тераэлектронвольт в пучках Большого Адронного Коллайдера. Максимум информации – в электромагнитных, световых и гравитационных волнах всех мыслимых частот. Приведем два образа – символа такой системы.
Гекзаметр, Звезда Давида –
символ взаимодействия духа (информации) и материи (энергии)
Ель – символ дерева жизни
Ствол – это нейтральное состояние человека, а ветки – состояние отклонения в сторону акцентуаций. Основная идея: заполнить максимум объема своего жизненного дерева, не застревая ни в центре, ни на опасных кончиках веток.
Феномен застревания (зацепления) описал С. Лазарев в серии книг «Диагностика кармы» (см. сайт автора). Он показал, что находиться в уравновешенном состоянии долго не получается, как бы этого ни хотелось. Если человек застревает «около ноля», он становится «серостью». Но, в какой-то момент он начинает испытывать к чему-то повышенный интерес и смещается ближе к середине ветки. Если интересом дело не ограничивается, то он смещается еще дальше, и все больше «привязывается» к предмету интереса. При дальнейшем движении по ветке человек настолько сильно «зацепляется», застревает на предмете своей любви (страсти), что формируется раздражение, а, затем, даже ненависть к тем, кто по-другому относится к этой его ценности. Застревание на пределе, на кончике ветки чревато разрушительными последствиями. Для такого человека картина мира сужается до одной точки, которую он называет: «Моя точка зрения». При этом страдает реализация на других уровнях. Если застревание искажает восприятие реальности (а это часто проявляется в витальном подсознательном блоке, т.е. не осознается), то появляются «черные учителя», описанные А.Подводным [13].
Например, если безоглядно увлечься физическим развитием ради самого развития (яркий пример – спорт высоких достижений), ткани и суставы быстрее изнашиваются. Согласно статистике, хирурги, перегруженные операциями, живут в среднем меньше обычного человека. Черный учитель – «серый человек», который лишает всякой жизненной силы, изнуряет
Если употреблять много пищи или вести беспорядочную жизнь, наступает телесное и эмоциональное «ожирение». Черный учитель – «Змей», превращающий секс в похоть и убивающий жизнь иронией.
Перегрузка эмоциональной сферы чревата «выгоранием» интеллекта. Не зря среди врачей-психиатров ходит шутка: «Мы – психопатры». Черным учителем выступает «черный человек», окружающий виртуальными и реальными врагами и заражающий паранойей страха и ненависти.
Застревание на ментальном уровне (синдром всезнания) ограничивает способность к активной деятельности. Есть парадоксальный афоризм: «Многие знания рождают многие скорби». На роль черного учителя претендует «Желтый человек», подменяющий истину (то твердое и согласованное с социумом, что можно эффективно использовать) ложью (то пустое, что не может быть использовано).
Застревание на событийном, деятельностном уровне превращает человека в работозависимый автомат (работоголик – частый клиент психотерапевта). Черный учитель здесь – Торопыжка, не дающий человеку завершить начатое. Он подменяет созидательное суетой, что классифицируются как лень второго рода.
Застревание на ценностном уровне, например, на религии, формирует агрессивного сектанта, готового уничтожить «неверующего». Есть и бытовой аспект: Черный учитель – «Свинья эгоизма». Он сужает видение человека до масштабов собственного эго. Это формирует излишние, но социально наведенные потребности: «Умру, но приобрету то, что видел (а) у имярек». Характерная фраза ее жертвы: «Могу прожить без того, что необходимо, но не могу без лишнего».
Застревание на смысловом (миссионном) уровне, полностью отрывает человека от ценностей всех других уровней. В искаженном подсознательном мире здесь властвует «Дракон самоутверждения». Он подменяет высшее социальное «Я» низшим. Возникает болезненное желание славы, любви, почитания. Иньский вариант – презрение к «низкому». Дракон особо опасен тем, что, ненасытен. Агрессивно самоутверждаясь за чужой счет, он требует новых приношений. Именно этот феномен отмечается в пословице: «хочешь узнать человека, дай ему власть».
Запредельная профессиональная акцентуация приводит к профзаболеваниям. Отсюда возникает рекомендация: после «операции» не забыть «помыть руки», очиститься, полностью сменить роль, сбегать на другие целительные ветки дерева жизни. Пусть на работе я жесткий руководитель, но дома – уступчивая жена, нежная свекровь, нежный муж и отец.
Если взять библейские образы, то известные тезисы о смертных грехах извещают нас, что «грех — это то, что сокращает жизнь». Тезис: «мы рождены в грехе и живем грешниками» можно интерпретировать как «мы склонны повторять ошибки, даже после получения слабых, а, затем и более весомых сигналов об их последствиях». Подводный высказался жестче: «Удар судьбы в лоб говорит о том, что не возымели действия ее пинки в зад». Неверующие могут заменить слово «Творец» на слово «Природа». У альпинистов в ходу афоризм: «Природа не зла и не коварна. Но она безжалостно карает тех, кто нарушит ее законы».
Оптимальная рабочая акцентуация
«Между гением и безумным то сходство, что оба живут
в совершенно другом мире, чем все остальные люди».
А. Шопенгауэр.
Соционика дает нам в руки инструмент, с помощью которого мы можем увидеть «нормальность» в том, что «невооруженным глазом» восприняли бы как болезнь. Например, Н. Чюрленис, если оценивать его творчество и личностные особенности в сравнении со «средней нормой» может вызвать (и вызывал) желание лечить его в строгой изоляции от общества. Если же мы разглядим в нем проявление социотипа Искатель («Дон-Кихот»), то все то, что делал этот творец входит в понятие нормального отклонения или акцентуации. Существует даже такое высказывание, что гениальность и сумасшествие – две стороны одной медали. Однако, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Соционика позволяет различить эту тонкую, и зачастую едва уловимую грань. Я.И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. [2].
Соответственно, столь необходимая человеку для жизни акцентуация (как вариант рабочей нормы) какой-либо черты характера находится где-то между полюсами «Отсутствие отклонения» и «Психопатия». Возможно, некоторые гармонические соотношения дадут подсказку об идеальных пропорциях, имеющихся в человеке противоположных качеств, и, соответственно, идеальное сочетание их загруженности. Насколько нагружать свои энергосберегающие, главные производственные функции, а насколько давать им отдых «как смену деятельности», подключая адаптивные?
Нас больше интересуют не точные цифры, а скорее, области возможностей применения знаний об акцентуации характера человека на практике для определения стратегий и тактик содействия человеку в его саморазвитии и реализации потенциала.
В частности, понятие «золотое сечение» определяется как отношение суммы к большей ее части (62+38 )/62 = 100/62. Есть и другие гармоничные соотношения. Так, отношение суммы основания и высоты целительной пирамиды к ее основанию 100/61.
У Леонардо да Винчи существует канон: если сложить лист бумаги размером 42х58 вдвое, длина превращается в ширину, и пропорция остается прежней. Складываем исходные числа и делим на большее (58 + 42)/58 = 100/58. Существует закон Менделя 100/75, закон Парето 100/80. По данным исследований анкет кадрового агентства «СУПЕРКАДРЫ» (г. Новосибирск) у 5000 мужчин и 5000 женщин, мы выявили, что 85% мужчин относятся к логикам, 77% женщин – к этикам, т.е. соотношение в среднем 100/81. Нормальный интервал частоты сердцебиения человека (75 +/- 15) ударов в минуту.
Получилась общая картина. Можно отнести к «оптимальному» сочетание в человеке 60 – 80% основной роли и 20 – 40% дополняющей. Ближе всего к оптимуму находится цифра 75. Сигнал из законов биологии: идеальная загруженность главных производственных, энергосберегающих функций социотипа равна 75%. Реализацию себя в занятости только одной деятельностью ниже 60% и выше 90% можно отнести к отклонениям, требующим наблюдения либо вмешательства психолога, психотерапевта. В первом случае получаем мало результативное рассредоточение, демотивацию, низкую самооценку. Эти синдромы чреваты невротизмом, депрессией. Во втором случае имеем дело со сверхсосредоточением, зацикливанием, тем самым застреванием, эмоциональным выгоранием, а, в пределе, психопатией, агрессивной экспрессией. Заметим, что данные рекомендации не претендуют на абсолют. Всегда есть исключительные случаи. Но и судьбы высоко акцентуированных гениев подчиняются этому закону. Вспомним возраст преждевременного ухода из жизни высокоталантливых актеров, поэтов: 30 – 40 лет… В их времена гигиена труда не была в моде.
Наибольших успехов в своем развитии человек достигает, когда хорошо знает пределы своих возможностей, развивается нагрузкой в тренировочном режиме и время от времени, но непреклонно работает над расширением пределов. Главную производственную, профессиональную функцию (лидерскую, творческую, рутинную или экспертную) полезно нагружать на 75%. Например, накачивая мышцы, поднимать штангу весом 75% от текущего рекорда. Но время от времени тестировать себя, поднимая штангу предельного веса. К. Бутейко, автор методики поверхностного гипокислородного дыхания, рекомендует время от времени задерживать дыхание, измеряя комфортное время задержки. Нагружаться на 90-100% желательно под руководством опытного наставника и в условиях глубокой системной профилактики здоровья.
Борьба и войны за рабов, за территории, за деньги уходит в прошлое. Наступает время экономики знаний, экономики компетенций, экономики производства человека. Нам надо быть готовыми воспринять приход новых талантов – человеческого капитала будущего, социального и культурного капитала будущего. За ними будет такая же азартная охота (Head-Hunting), как сегодня за деньгами. Их ждет жизнь взахлеб, в азарте интереса. Их ждет активное долгожительство.
Соционика в психотерапии. Блоки – связки
«Что ищешь, то всегда найдешь!»
Перефразированная строка из песни
Мы обобщили опыт лечения клиентов от зависимостей и фобий. В соционической литературе (Филатова, Ворощенко), несколько раз пытались проследить взаимосвязь социотипа и широко известных сегодня акцентуаций личности, описанных Леонгардом, Личко и пр. По своей практике мы можем с уверенностью сказать, что такая связь есть, но она сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Ее природу еще следует тщательно изучить. Нашла подтверждение закономерность, что на формирование акцентуации или, при неблагоприятном развитии событий, психопатии заметно влияет динамический подтип социотипа. Идея подтипности была предложена В. Гуленко еще в 90-х годах прошлого века[4]. Надо заметить, что видение терминальности и инициальности в нашем представлении несколько отличается. У Гуленко терминальность проявляется в акценте на доводке начатого до конца и упорядочении. Инициальность (как противоположная способность) – настрой на легкое переключение и сопутствующая неупорядоченность в вещах и делах. То есть пара терминальность и инициальность в чем-то схожа с парой рациональность – иррациональность.
Терминальный подтип формируется вследствие акцентуации на первой, лидерской функции социотипа вне зависимости от ее рациональности/иррациональности. Лидерская функция составляет базу социотипа. Она наиболее надежна в своих проявлениях. В то же время, для терминального подтипа характерно замирание перед выбором альтернатив будущего. Здесь полезно подключение инициального дуала.
Инициальный подтип акцентуирован на второй, творческой функции. Такой человек может позволить себе быть непредсказуемым, ломать сложившиеся рамки и стереотипы, смело начинать новые, рискованные проекты, многие из которых могут успешно завершиться, если будут подхвачены терминальным дуалом.
В связки объединяются признаки, расположенные по горизонталям и вертикалям Юнговского квадрата:
К примеру, эпилептоидность как акцентуация характера (а в клиническом случае – возбудимая психопатия) чаще всего проявляется у ЛСИ и СЭЭ, но в разных вариантах. У инициального ЛСИ гипертрофируется блок-связка силовой сенсорики (энергосберегающая) и ролевой этики отношений (энергозатратная). У терминального СЭЭ активируется блок-связка лидерской силовой сенсорики и болевой белой логики. Именно такие условия формируют черты эпилептоида: агрессивность и, одновременно, «слащавость» (ролевая этика отношений у ЛСИ и творческая у СЭЭ).
Те же социотипы, но в других подтипах будут демонстрировать признаки совсем других акцентуаций. Например, ЛСИ терминальный с усиленной структурной логикой, если она «прикрывает» его патологически возбужденную неуверенность по интуиции возможностей будет отвечать характеристикам Педантичного типа, который во всем сомневается, перепроверяет все по нескольку десятков раз, и с огромным трудом принимает решения. Точно такое же поведение будет демонстрировать, и терминальный подтип ЛИИ с его тревожностью по поводу выбора любой альтернативы и стремлением довести имеющуюся систему до "идеала". В то же время инициальный подтип того же ЛИИ может проявлять себя по гипертимной акцентуации с характерным для нее повышенным настроением, самооценкой и подвижностью как физиологических, так и психических процессов. Очень похожим образом будет преподносить себя терминальный подтип ИЭЭ, порхающий как бабочка с цветка на цветок по своим многочисленным возможностям и демонстрирующий свои интеллектуальные способности. Совсем другая акцентуация обнаруживается у инициального подтипа ИЭЭ. Тут уже «возбуждена» его этика отношений вкупе с защищаемой ролевой силовой сенсорикой и, как результат, – акцентуация по тревожно-мнительному типу.
Классические «застревающие» социотипы – ЛСЭ и ЛИЭ с их прямолинейностью, уверенностью в своих действиях, агрессивных реакциях на возникающие препятствия, мешающие их скорейшему достижению цели, также имеют в своей основе терминальные подтипы. ЛСЭ застревает из-за страха перед непредвиденными обстоятельствами по своей болевой интуиции времени, а ЛИЭ из-за страха расслабиться в комфортных условиях.
Терминальные ИЭИ и ИЛИ будут демонстрировать черты акцентуации по «Неустойчивому» типу (по Личко), характеризующейся бездеятельным созерцанием, подверженностью внешним влияниям и слабому проявлению собственной воли. Инициальные же подтипы своими акцентуациями будут существенно отличаться. У ИЭИ начнет бурно развиваться демонстративная акцентуация с повышенной эмоциональностью, драматизмом и стремлением управлять окружающими при помощи своего настроения, но без серьезной аргументации. Инициальный ИЛИ начнет «застревать» в деталях дела, стремиться к бесконечной и бессистемной "шлифовке" материала и, как следствие, подвергаться периодическим негативным эмоциональным вспышкам.
Блок-связка интуиции возможностей с этикой отношений у терминального ИЛЭ даст лабильную акцентуацию. Та же связка у Драйзера уже создаст предпосылки для формирования психастенической, тревожно-мнительной психопатии.
Таким образом, на отдельных примерах видно, что на формирование акцентуации характера (а при неблагоприятном развитии ситуации и психопатии) влияет ведущая блок-связка социотипа, определяющая его подтипность. Одна и та же связка соционических акцентов будет формировать разные виды акцентуаций в зависимости от того, какая из функций является энергосберегающей, а какая энергозатратной.
Использование блок – связок для профилактики и лечения зависимостей
"Понимание другого начинается с понимания его заблуждений."
А. Подводный
«Порабощенность своими страстями – самое страшное рабство»
Сенека
Возможно, застревание является одним из основных механизмов формирования зависимостей, которых наша современность насчитывает уже немало. Наиболее значимые из них: наркомания, алкоголизм, игромания, переедание, табакокурение, интернет-зависимость, телезависимость (и вообще, пропагандозависимость), гипнозависимость, зависимость от родителей, супругов, начальников, кумиров, внешних обстоятельств и т.д.
В каждом случае «застревание» происходит на своем уровне. Довольно распространенная ошибка общества, а вместе с ним, и врачей, заключается в работе преимущественно на том уровне, на котором эта зависимость проявляется более ярко. Например, при массовой антинаркотической пропаганде угрожают смертью, многогодовой тюремной изоляцией. Эта аргументация оперирует сигналами с физического, телесного уровня. Антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда выбрала аргументом брезгливость, скабрезные шутки «ниже пояса» (уровень ощущений). Родители борются с интернет-зависимостью у своих детей требованием прекратить контакты (уровень отношений). Но потерянные часы часто находятся не под столбом с горящим фонарем. А где же?
Мы убедились, что весьма эффективна работа с использованием зеркальных блок – связок. Это пары уровней 1-8, 2-7, 3-6, 4-5, которые используются в режиме экстра – интровертного дополнения.
Таблица 9
Действительно, на помощь 8-му уровню ИЭИ (Т) поспешит СЛЭ с 1-го уровня (F). ИЛЭ (7) сработает в паре с СЭИ (2), ЛСЭ (6) – с ЭИИ (3), ЭСЭ (4) – с ЛИИ (5) и т.д. Важно учесть, что ответственность за окончательный результат лежит на более высоких уровнях, тонкими телами – интуитивными и логическими. Во всех случаях финальные литавры в симфонии победы над зависимостью – за 8-м, смысловым уровнем, где происходит переосмысление, перепрограммирование, квантовый переход без возвращения назад.
Например, наркомания – это «застревание» на интуиции времени, где происходит потеря смысла жизни и личность зацикливается только на своем Эго без всякой связи с другими уровнями собственной сущности и окружения. Табакозависимость – застревание на интуиции возможности, проблемах общения, соответствия культуре окружения. Алкоголизм – застревание на том же уровне – остром дефиците самоуважения и уважения со стороны социума. Недаром ключевыми фразами в среде алкоголиков звучат: «Ты меня уважаешь?», «Я тебя уважаю!», «Мы оба уважаемые люди!». Знание соционики позволяет психотерапевту подобрать «ключик», чтобы помочь человеку вырваться из плена зависимого образа жизни. На помощь приходит та самая целительная сила дуального воздействия. Важно, что такое воздействие по силам членам семьи при любом сочетании социотипов.
Как, к примеру, решается задача исцеления наркомана? Интуиция времени занимает верхний, атманический (смысловой) уровень иерархии «тонких тел» [12]. Зеркальным отражением этого уровня является физический, где «правит бал» силовая сенсорика. Именно она способна сдвинуть с «мертвой точки» и поддать «волшебного пенделя» застрявшей интуиции времени. Выражение: «Жалеть наркомана – значит убивать его» именно из этой области, и оно уже многократно доказывало свою действенность. Наркоман получает импульс к выздоровлению именно на физическом, максимально грубом уровне, когда зависимого человека просто-напросто начинают отталкивать от себя (выгоняют из дома, уходят сами, увеличивая ФИЗИЧЕСКУЮ дистанцию) те люди, которые, возможно, ранее выполняли со-зависимую роль. Это позволяет наркоману «нос к носу» столкнуться с суровой реальностью, от которой уже никак не убежишь и не скроешься. Некоторые психиатры применяют прием насильственного обездвиживания наркомана. А затем вновь проводится профессиональная работа на уровне жизненных смыслов и социальная реабилитация через воздействие мотивацию на энергосберегающие функции социотипа. Нередко человек меняет работу, пытаясь исправить ошибку в профориентации.
Алкоголизм проистекает из-за «застревания» на уровне ценностей (интуиции возможностей) где происходит фиксация на стремлении компенсировать ощущение неуважения мира к себе (часто носителем такого неуважения выступает собственная супруга). «Ты меня уважаешь?» – самая распространенная фраза у алкоголиков. «Зеркальным» образом страдает и эфирный уровень – сенсорика ощущений. Именно качественная сенсорная забота об алкоголике (а не нотации) как знак уважения и поощрения результатов действия (ноль критики качества!) способна повысить ценность собственной жизни зависимого человека, в особенности, если появляется опасность такой заботы лишиться.
При «зацикливании» на Событийном уровне (Деловая логика) возникает игромания, как эрзац деловой активности, не имеющей результата. Процесс ради процесса. Это создает среду виртуального общения без действенного выхода. Именно страх переживания настоящих эмоций и деградация навыков реальных отношений создает почву для зацикливания на игромании. Выход так же начинается с «Зеркала» – астрального уровня: человека вытаскивают в реальный мир, наполненный действительными событиями, проектами и побуждают учиться принимать настоящие эмоции и строить отношения с живыми людьми.
На уровне сенсорики ощущений формируется переедание, как зеркало ценностного уровня, где происходит «зацикливание» на сохранении своей безопасности от «нападок» внешнего мира. Тогда нужно начинать с поиска «вторичной выгоды» (ценности) избыточного веса. Будучи усиленной до значения сверхценности, тревога за «запас на случай голода» постепенно растворяется. Приняв себя таким, какой он есть, человек освобождается от тревог, начинает учиться культуре обращения с пищей на привлекательных примерах – образцах, как с самым «интимным моментом взаимоотношения человека с природой», заново обретает уважение к своему телу.
Курение также формируется на уровне сенсорики ощущений (эфирный уровень) и преодолевается через свое «зеркало» – интуицию возможностей, находящуюся на ценностном уровне. Стратегия уважения к своему телу, ненасильственных действий и поиск скрытых «вторичных выгод – ценностей», которыми, к слову сказать, чаще всего выступает общение в микрогруппах, является залогом к экологичному и гармоничному формированию здорового образа жизни.
Ориентация в акцентированных функциях может оказать неоценимую помощь при диагностике социотипа. К примеру, если мы видим человека «ноющего» по поводу своей «глупой, ничего не соображающей» головы, то, возможно, мы столкнулись с СЭЭ или ИЭЭ, активно использующими свою 4 функцию. Или, допустим, видим человека активно консультирующего окружающих по вопросам возможностей, которые они могут использовать, если не упустят свой шанс. Тогда, возможно, мы имеем дело с ИЭИ или ИЛИ, педалирующих на свою (-1) функцию. Типы манипуляторов (и актуализаторов) Э. Шострома дают нам прекрасное описание возможных проявлений этих акцентированных аспектов.
Зная природу соционических акцентуаций можно более грамотно и целенаправленно давать рекомендации по тактике и стратегии построения отношений с тем или иным социотипом, его социокоррекции (при необходимости) и поиска мощных ресурсов для развития и самоактуализации. 1 відвідувач подякували OlegKhristo за цей допис
На консультацию пришли родители с жалобами на неуправляемое агрессивное поведение их ребенка. Парень терроризировал более слабых детей в классе, часто вступал в драки. Никакие педагогические (и не только педагогические) меры эффекта не давали. Во время беседы с родителями мальчика выяснилось, что он относиться к социотипу СЭЭ, «Политик» для которого подобное поведение является акцентуацией по его лидерской функции – силовой сенсорике. В соответствии с принципом «зеркала» родителям предложили переосмыслить действия ребенка с той точки зрения, что парень развивает свою базовую функцию, что в принципе очень полезно. В будущем их ребенок способен стать «большим начальником» и успешно реализовать свой потенциал. Родителям порекомендовали обсудить с мальчиком позитивный смысл его поведения (интуиция времени). Мальчик впервые осознал, что, он оказывается не такой уж и «мальчиш-плохиш», а по большому счету является защитником своей семьи и друзей. После этого поведение ребенка изменилось и агрессии стало значительно меньше. Кроме того, родители продолжили развивать лидерскую функцию ребенка и поручили ему быть Начальником на важном посту: он должен был следить за наличием и состоянием продуктов в доме и отдавать своевременные распоряжения о закупке тех или иных «запасов».
Неудавшийся сварщик
На консультацию родители привели подростка с жалобами на то, что он прогуливает занятия в техникуме, часто не ночует дома, связался с подозрительной компанией. Подозревали, что он употребляет наркотики. После беседы с ребенком, выяснилось, что он в своем поведении проблемы не видит, учиться ему не интересно и вообще он не собирается жить долго, поскольку какой смысл в той жизни, к которой его готовят родители. По социотипу мальчик – ИЛИ, «Критик». В семье, и родители, и родственники рабочих специальностей и сына они также отправили учиться по специальности «Сварщик». Первое время парню было интересно, но спустя несколько месяцев интерес пропал. Это вполне понятно, поскольку работа сварщиком предполагает нагрузку на его ролевую функцию – сенсорику ощущений, по которой длительная деятельность носит изматывающий характер. Его всегда интересовали звезды и астрономия (что как нельзя лучше соответствует его лидерской функции – интуиции времени), но родители относились к его увлечению, как к баловству. После анализа ситуации было предложено серьезно рассмотреть вариант поступления в геодезическую академию, где был астрономический факультет. Это вселило в ребенка энтузиазм, он перестал тратить время попусту (лидерская интуиция времени) и, хоть и не с первой попытки, но поступил в этот ВУЗ. Разгульная жизнь закончилась.
Заключение
Знание соционики и закономерности акцентуаций на тех или иных функциях дает нам возможность более гибко и экологично способствовать развитию человека, ориентируя его в соответствии с его миссией и талантом, данным от рождения. У взрослых людей это значительно повышает качество жизни, а для ребенка (особенно в начальных классах школы) может сыграть судьбоносную роль. Играя мелодию «клавишами – акцентами» на тех или иных аспектах в соответствии с гармонизирующими принципами соотношений Инь и Ян в человеке, мы помогаем ему вырваться из плена или миновать ловушек – зависимостей, уродующих его жизнь. Помогаем сформировать здоровую, сбалансированную систему его собственного организма на достаточно проработанных уровнях для адекватного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Активно привлекаем к процессу исцеления ближайший социум – родственников и друзей.
Собственно, дело, за тем, чтобы преобразовать манипулятивные грани своей натуры в факторы самореализации – верхнего уровня пирамиды потребностей А. Маслоу. Это достигается априорным признанием права на существование любого аспекта бытия себя и мира, в каком бы виде эти проявления не возникали. Рассматривая любой внешний или внутренний сигнал как обратную связь, требующую точного и своевременного реагирования, мы попадаем в ситуацию выигрыша.
Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). – Екатеринбург: ЛИТУР, 1999.
2. Букалов А. Потенциал личности и загадки человеческих отношений. – М.:Черная белка. 2009. – 592 с. – (Библиотека SOCIONICA. Выпуск 11)
3. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений».— СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 (Акад. тип. Наука РАН).
4. Гуленко В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей.
5. Змановская Е. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.
6. Крегер.О., Тьюсон Д. Типы людей.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности.
8. Личко А. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М: Медпресс, 2001.
10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. – № 9.
11. Перлз Ф. Практикум по гештальт – терапии.
12. Подводный А. Каббалистическая астрология. Тонкие тела.
13. Подводный А. Возвращенный оккультизм или Повесть о тонкой семерке. 3-е издание, Часть 1, – Новосибирск, ИД «Манускрипт», 2007. – 236 стр.
14. Стратиевская В. Как сделать так, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.:Изд. Дом МСП, 1997.- 496 с.
15. Трамер М. Тест книжного каталога (Tramer M., 1953).
16. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек – манипулятор. 4 відвідувача подякували OlegKhristo за цей допис