Я коротко изложу свою концепцию типов, она вызовет протест у одних мастеров, у которых сложилась иная картина типов, другие же скажут:«ничего нового, все давно известно». Но не спешите господа. Хаос в соционике будет остановлен, когда под ней возникнет твердая основа, база психофизиологии и математики.
А пока в галерее типов рядом В. Познер и Ю. Гагарин, как представители одного типа, это значит, что Гагарин мог бы научиться брать непростые интервью, как вальяжный аристократ Познер, хорошо чувствующий людей. Гагарин прекрасно управлялся со сложной техникой. Не менее поразительное соседство у Б. Окуджавы и Евгения Леонова.
Эти примеры случайны, первое, что попалось на глаза, и нет никакого желания делать обзор нелепостей соционики. Начнем с математики.
Две группы, два аффинных пространства.
С математикой проще, основные структуры, которые опираются на две разные группы из 16 элементов это таблица умножения в некоммутативной группе отношений и таблица признаков Рейнина вместе с малыми группами в коммутативном случае. Связи между двумя группами корректно изложены в работе А. Косякова, однако, ее прочитают только математики, причем только те, кто искушен в теории групп. Для остальных учителей и учеников указанные группы и таблицы вызывают гипнотическое уважение и убежденность в том, что соционика – наука. Однако, потребуется серьезная педагогическая деятельность, чтобы отделить конструкции, возникающие в некоммутативной группе, все эти кольца прогресса и пр., от простого, ясного, симметричного коммутативного случая, где 16 типов приобретают структуру аффинного четырехмерного пространства над полем из 2-х элементов, группа отношений между типами, откорректированная в работе Рейнина для коммутативного случая, становится группой сдвигов на аффинном пространстве, выбрав отмеченную точку, какой-нибудь тип, обычно, Дон-Кихот, получаем линейное пространство. Двойственное к нему - пространство (или группа, как хотите) признаков Рейнина. Если исключить тождественное отношение, то 15 оставшихся образуют 3-х мерное проективное пространство, у которого есть несколько наглядных геометрических образов.
Например, модель с использованием тетраэдра. (A Geometrical Picture Book. Burkard Polster):
Этот чертеж дает стереоизображение
Также продемонстрируем Miracle Octad Generator (MOG). Последний объект должен поразить воображение гуманитариев тем, что простые структуры в психологии типов (35 малых групп) используются в современной математике в работах, которые привели к классификации конечных групп.
Упомянутое проективное пространство состоит из 15 точек, содержит 35 одномерных подпространств (линий), на каждой по 3 точки, через каждую точку проходит 7 линий; 15 двумерных (гиперплоскостей), по 7 точек, через каждую линию проходят 3 гиперплоскости, гиперплоскости соответствуют 15-ти признакам Рейнина, линии – тридцати пяти малым группам.
Разбиение 15-ти точек на 5 непересекающихся линий называется спред. Каждая пара непересекающихся линий образует 2 спреда. Всего различных спредов – 56.
Спреду соответствует двумерное аффинное пространство над полем из 4-х элементов, это еще одна структура на множестве изначальных 16 типов. Каждое такое 2-мерное пространство содержит 5 малых групп, попарное пересечение которых дает все 16 типов. Пара непересекающихся линий - не что иное, как 2 малые группы, каждая такая группа содержит 4 четверки, их пересечение дает 16 типов. Только такие 2 малые группы, где пересечение четверок дает 16 типов, соответствуют непересекающимся (скрещенным) линиям указанного проективного пространства. Скрещенных пар - 280, каждая линия лежит в 8 разных спредах.
Приведем пример, Гуленко, Объединение темперамента и установки. Установки на вид деятельности иногда называют прфессиональные клубы (малая группа - четыре клуба). Четыре темперамента Гуленко иногда называют - малая группа - Букет (букет болезней):
Еще один пример - Объединение темперамента и квадры. В обоих примерах возникают двумерные аффинные пространства, причем по два разных, в каждом 5 малых групп. Двумерная и четырехмерная структуры формально сводятся друг к другу.
Дихотомии.
Некоторые из приведенных структур могут составить фундамент психологии, так как бинарные оппозиции (дихотомии) не придуманы, не навязаны соционикой, а лежат в основе конструкции мозга. Иногда прямо говорят - два мозга (Левый мозг, правый мозг. Спрингер, Дейч). Многие утверждали, что подобное разделение и есть дихотомия «статика – динамика» в соционике. Я с этим соглашусь, однако, сначала необходимо рассказать, как мы будем действовать, какие у нас цели и как это соотносится с тем, что делают другие.
Мне представляется, что в большинстве школ соционика рассматривается как набор формальных структур, освященных авторитетом классиков, аспекты, функции, типы, модель, признаки, малые группы и пр. Параллельно с почтительным рассказом об этих библейских сущностях они наполняются словесным содержанием и смыслом. Уже на этом этапе толкования смыслы разных авторов расходятся, дальше ставится цель, так называемое "правильное типирование". Здесь у каждого автора и возникает своя галерея типов. Когда будем говорить о сознании левополушарных, вернемся к этой теме.
Наша цель - использовать в качестве базовых - реальные дихотомии мозга, чтобы смысл, который вкладывается в их описание был в конце концов расшифрован физиологами. Одна дихотомия указана. Еще одна - сенсорика-интуиция появится чуть позже, ее мы увяжем с двумя потоками зрительной информации - вентральным и дорзальным. Кроме того, мы по-своему будем интерпретировать два кольца - сознательное и бессознательное модели А.
Третья дихотомия. Темпераменты по Гуленко.
Возвращаемся к статике и динамике. Мы помним, что упомянутая дихотомия и еще две: экстраверсия - интроверсия и ирра - рациональность - ненулевые элементы группы, любые две определяют третью. Описание этих дихотомий и их смысл (то есть их соотнесение с реальностью) сильно затуманены неоднозначной лексикой используемых тестов. Так, Экстра-Интроверсия часто связывается с замкнутостью, открытостью, иногда с мистическим движением энергии наружу, внутрь, и т.д., при этом живые люди находят в себе по описаниям черты противоположных полюсов. Столь же куцыми являются описания право - левополушарного человека, они столь же туманны и неоднозначны. Обычно они сводятся к академику Павлову, который предложил разделение на мыслителей и художников, первые - левые, вторые - правые. Есть в учебниках и варианты: логические - интуитивные, рациональные - эмоциональные и т.д. Часто говорят о способах переработки информации, левое имеет дело с последовательной, суксессивной информацией, правое - обрабатывает информацию параллельно, симультанно.
Как бы то ни было, 8 типов каждого полушария, распадаются на 2 группы разного темперамента (по Гуленко). Оказывается при этом, что экстраверты правого изрядно отличаются от левополушарных, то же верно для интровертов, и неуместны простые однотипные описания связанной с этим дихотомии. Дихотомии Экстра - Интроверсия и Рац - Иррациональность получат свое формальное определение, когда физиология предложит способ отличить правополушарных от левополушарных.
Самое простое, что приходит в голову и нуждается в проверке: та психическая функция, которая под воздействием внутренних импульсов - потребностей - мотивов, или внешних стимулов всегда включается в работу первой, определяет темперамент (по Гуленко), а также то, какое полушарие является управляющим, ведущим или доминирующим.
Позже мы укажем, где в полушариях уместно искать интуицию и сенсорику. Четвертая дихотомия, логика и эмоции - остается описательной, несмотря на активность специалистов по эмоциональному интеллекту.
Восприятие и действие. Два полушария, их цели и задачи.
Сохраняя в целом структуру, связи, описания функций соционики, мы все же будем менять, корректировать их смысл и деформировать устоявшиеся понятия. Для начала цитируем Джексона по книге Спрингер и Дейч: «Если в дальнейшем, — писал он в 1865 г., — на основе большего опыта будет доказано, что способность экспрессии локализована в одном полушарии, то возникновение вопроса о том, не может ли восприятие — соответствующая экспрессии противоположность — находиться в другом, не будет абсурдом».
Мы считаем, что именно так, для одновременного решения двух прямо противоположных задач, которые мешают друг другу, для восприятия и действия, существуют два полушария, а богатейший опыт и наблюдения соционики позволяют уточнить картину.
В правом полушарии при этом появляется цель, а восприятие оказывается способом ее достижения. Правое полушарие это активное восприятие и создание картины мира. Левое полушарие это мир знаков и деятельность. Левое полушарие действует, влияя на внешний мир, изменяя его, опираясь на необходимую для этого информацию, которая пришла частью из правого полушария, отражая реальность, частью из врожденного архива архетипов, рефлексов и инстинктов и зафиксирована в компактном, двуликом мире знаков и следов ощущений левого полушария.
Обычно соционические функции располагают на двух противоположных гранях куба, в вершинах функции, направленные ребра - стрелочки, это типы. Верхняя плоскость - статика, правое полушарие, нижняя - левое. Положим куб набок и все функции попадут в нужное полушарие. Однотипные функции разного цвета связаны попарно через мозолистое тело и постоянно обмениваются информацией, переводя разные виды информации друг в друга.
Разные полушария можно рассматривать автономно, независимо друг от друга. При этом в каждом полушарии имеется своя экстравертная составляющая, которая, в свою очередь, имеет два лица, две стороны. Так, экстравертная составляющая левого полушария (она является рациональной, в нее входят и логика, и эмоция) состоит в реализации и осуществлении программ, состоящих из последовательных шагов, как врожденных, или инстинктивных, так и вновь созданных, такие программы можно назвать деятельностью. Примером является речь. В речи сплетены логически выстроенные знаки языка и эмоциональная выразительность экстравертного потока эмоций. Пропорции логики и этики будут резко отличаться у представителей разных клубов. Деятельность, которую осуществляет левое полушарие, это воздействие на внешний мир.
Правополушарные экстраверты.
Активное восприятие, которое осуществляет правое полушарие можно назвать контактным взаимодействием с внешним миром. (Используя такую терминологию нам удается отделить деятельность, то есть активное, экстравертное воздействие на внешний мир левого полушария от активного, экстравертного восприятия правого полушария при взаимодействии с внешним миром.)
Иррациональные экстравертные (черные) функции правого полушария - интуиция и сенсорика - это контакт с внешним миром, контактное взаимодействие.
Сенсорика (в правом) - силовой, тактильный контакт, воздействие на окружение, захват, силовое сопротивление захвату, включение в свою контролируемую территорию, подчинение и пр.
Интуиция (в правом) - восприятие, не пассивное, а активное, с использованием провокаций, палкой пошевелить, что там впереди, чтобы оно проявилось, увидеть, прислушаться, пощупать, понюхать, потрогать, сканирование информации. Сверлящие, холодные, недобрые глаза - этот признак часто встречается у правополушарных экстравертов, это готовность слушать только то, что тебя интересует, то, на что ты настроен, перебивать, не слышать собеседника. Ксения Собчак, Юлия Снигирь, Александр Абдулов, Юрий Колокольников (Гексли). Дон-Кихоты - А. Гордон, Алексей Семихатов, ведущий научных телепередач, Ирина Хакамада, Алла Демидова. Жуков - Кирилл Лавров, Андрей Панин, Брюс Уиллис. Наполеон - Жириновский, Никита Михалков, А. Пугачева, Лариса Гузеева, балерина Волочкова, Людмила Гурченко.
Цель правого полушария - создание картины мира, интровертные (белые) функции - логика и этика это одновременно функции оценки поступающей из внешнего мира информации и аналог экрана (возможно, двух экранов, логика и этика), где эта информация представлена. Этот экран и есть сознание человека.
Для правополушарных речь, как и любая другая деятельность - бессознательный или просто плохо управляемый процесс.
Сознание левополушарных.
У левополушарных, деятельность которых сопровождается одновременной, через мозолистое тело корректировкой содержания правополушарного экрана, сознание оторвано от их деятельности, отстает и представляет ее в неполном, иногда искаженном виде. Поэтому они часто в своем творчестве далеки от действительности, склонны к мистике, эзотерике и религиозны. Среди них - большинство художников, поэтов, математиков, и так называемых креативных личностей. Их часто раздражает само понятие реальность, так же, как правополушарным не нравится креативность, оторванная от действительности.
То что было сказано о сознании в правом полушарии прекрасно иллюстрируется цитатой из Юнга, которого, не без оснований, относят то к Джеку, то к Бальзаку (левополушарным динамикам). Юнг писал: "Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем" Здесь Юнг говорит о том, как проявляется интуиция в левом полушарии, восприятие в правом поставляет информацию в левое, где она превращается в понятия и слова.
Все предшествующие неосторожные спекуляции лишь обозначение темы и потребуют уточнения и изменения. Продолжим в том же ключе, отдавая дань традициям в соционике.
Правополушарные интроверты.
Правополушарные интроверты, их 4 типа, они рациональны, могут слушать собеседника, не перебивая, в отличие от правополушарных экстравертов. Но их глаза не светятся сочувствием к собеседнику и готовностью к немедленным действиям и участию. В глазах холод и безучастность, при этом их белая логика и этика уже сформировали свое отношение, дали оценку, скорректировали экран сознания, спланировали свою деятельность, оставаясь настороже к возможным изменениям ситуации. Этот стиль поведения отражает, во-первых, работу первой рациональной интровертной и второй экстравертной психических функций, а во-вторых, соответствует хорошо известному распределению эмоций, в правом - отрицательные, это на самом деле - внимание, настороженность и активность в восприятии, в левом – положительные.
Разницу в сознании правополушарных интровертов и экстравертов хорошо иллюстрируют слова Сталина "Есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств сильнее логики намерений". Видим, какая функция является первой, какая - второй для типа Максим. Кого только не записывают в этот тип, мы еще не говорили о разнице между интуицией и сенсорикой, поэтому ограничимся такими именами: Александр Лукашенко, Саддам Хуссейн, Светлана Аллилуева, дочь вождя и жена императора Николая второго.
Драйзер - Александр Балуев, Котенев Анатолий (Секретный фарватер), Сергей Бондарчук, Станислав Говорухин, Ахмад Кадыров, Рамзан Кадыров, Роберт де Ниро.
Достоевский - Смоктуновский, Солоницын, Олег Янковский, Егор Бероев.
Робеспьер - Вячеслав Молотов, Лев Толстой, Борис Акунин, Виктор Таланов, Дмитрий Галковский. Владимир Рыжков, Ленин, Платон.
Интуиция и сенсорика.
Интуиция и сенсорика по-разному проявляют себя в разных полушариях, в соционике также существует разделение на белое - черное. Об активном восприятии в правом полушарии говорилось выше. В левом полушарии воспринятая информация упаковывается в понятия, знаки, слова. При этом интуиция и сенсорика разделены на два потока информации. Мы надеемся, что наши наблюдения о различном поведении право - левополушарных типов помогут уточнить механизм объединения вентрального и дорзального потоков, первый мы связываем с интуицией, он идет через висок, где, как известно, во всяком случае для левого полушария, формируются и хранятся понятия и слова. Второй, независимый от первого, дорзальный поток информации проходит через теменную область, которая отвечает за координацию, схему тела, пространственные отношения, образы и пр.
В известных нам современных работах нейрофизиологов (И. Г. Силькис) изучается механизм объединения этих двух раздельных потоков информации (прежде всего, зрительной) . Один поток, как уже упоминалось - дорзальный, это пространственная информация, второй поток - вентральный, информация об объекте. Пространственная и непространственная информация поступают независимо друг от друга в гиппокамп, где формируется нейронное отображение ассоциаций "объект - место". Часто говорят, что информация дорзального потока отвечает на вопрос "где", а функция вентрального потока это "что" функция. Гиппокамп с прилегающими структурами новой коры рассматривается не только как модуль, обеспечивающий связь внешних стимулов с долговременной памятью, но и как часть континуума областей мозга, участвующих в восприятии. (И. Г. Силькис, Жвнд, 2011, том 61, №1, стр.5).
Как взаимодействуют, как различаются правый и левый гиппокампы, - об этом почти нет фактов, тема не изучена. Можно предположить, что правый гиппокамп участвует в восприятии, как часть правого полушария, а левый принимает участие в формировании из образов правого понятий и знаков, в частности, слов и языка.
Разница между интуитивным и сенсорным психотипами может определяться на уровне физиологии тем, какая информация - вентрального или дорзального потоков является базовой при их объединении в ассоциацию "объект - место". В силу каких причин один поток становится базовым, предстоит выяснить. Возможно, скорости проведения импульсов разные, просто это самое простое объяснение, принцип "Бритвы Оккама". На эту тему мы встречали упоминание (Жвнд, 2009, том 59, №6, стр.649) о латентных периодах ответов на зрительные стимулы в коре макак, в дорзальном потоке сигналы распространяются быстрее и поступают в гиппокамп с временным сдвигом 20 мс. Такие же 20 мс. возникли в работах Костандова, но там они связаны с более коротким временем восприятия поступающей информации правым полушарием по сравнению с левым, в этот раз у людей.
Дихотомия сенсорика - интуиция в соционике описательная, по разному истолковывается, поэтому не совпадают галереи типов. Например, иногда ее сводят к дихотомии сильный - быстрый. У нас скорее сильный - слабый.
В нашем представлении интуитивный - работает с понятиями и словами, ярлыками понятий. Сенсорный с объектами реальной действительности. Оттого у интуитивного - тело рыхлое или слабое, как правило, не достает координации и силы, а сенсорный - всегда спортивен, подтянут, он может быть и резиновым и толстым, но в схватке равных победит интуита. Он воин, самурай, идет до конца, и т. д. Оговоримся, что все сейчас сказанное снова дань традициям соционики и обозначение тенденции - интуитивные могут быть подтянутыми и накаченными, а сенсорики - слабыми.
Клубы. Примеры для левого полушария.
Когда мы приводили примеры типов правого полушария мы разделили их на 2 группы разного темперамента. В левом полушарии мы разделим их на 4 клуба, по 2 зеркальных типа в каждой из 4 сфер человеческой деятельности. Но сначала отметим то общее, что отличает их от правополушарных психотипов. Практически все исследователи межполушарной асимметрии сходятся в том, что
"деятельность каждого полушария сопряжена с определенной гаммой эмоциональных состояний: левого — с положительной гаммой, правого — с отрицательной. Объяснить этот неожиданный факт крайне трудно." (Цитата из лекций В. Деглина).
Тем не менее, мы пользуемся таким сомнительным признаком, и первое, что определяет для нас левополушарного человека, это приветливые, добрые и заинтересованные, расположенные к общению глаза.
В каждом клубе добавятся свои поведенческие признаки, а клуб, в нашем понимании это прежде всего способность добиться успеха в одной из 4-х сфер (способность, не обязательно проявленная и реализованная).
Два клуба, завязанных на эмоциональность:
Заботливые, семейные социалы. Способны на мощный эмоциональный напор - поток. Артисты, певцы.
Гюго: Лолита Милявская, Мария Аронова, Ал. Пороховщиков, Э. Виторган, Марк Розовский, Райхельгауз, Максим Суханов, Евгений Евстигнеев, Жерар Депардье, Александр Проханов, Гейдар Джемаль, Леонид Брежнев.
Дюма: Александр Олешко, Владимир Соловьев, Александр Цекало, Олег Табаков, Михаил Швыдкой, Марк Рудинштейн, Андрей Караулов.
Клуб артистов. Гамлет: Владимир Высоцкий, Дмитрий Нагиев, Аль Пачино, Бельмондо, Людмила Максакова, Лайма Вайкуле, Ксения Раппопорт, Алика Смехова, Вячеслав Тихонов (который Штирлиц).
Есенин: Евгений Стеблов, Олег Погудин.
Клуб бизнесменов, спортсменов, воинов:
Штирлиц: Александр Збруев, маршал Рокоссовский (существует фильм - сравнение право - левополушарных, Жуков - Рокоссовский), Шварцнеггер, космонавт Юрий Гагарин.
Габен: Владимир Меньшов, генерал Лебедь, Сергей Шойгу.
Клуб сайентистов:
Бальзаки: Владимир Путин, Андрей Максимов, Михаил Жванецкий, Анна Ахматова.
Следует заметить (имею в виду название клуба), что в наше время, когда открылась возможность быть богатым, среди тех, кто мог бы стать ученым, оказалось много смелых авантюристов. Способность работать с абстрактными сущностями, понятиями и знаками, вместе с комбинаторными способностями, позволили многим достичь успеха в финансах и бизнесе. Однако, умение удержать бизнес в своих руках - это сенсорика, и многие, как Борис Березовский, кончили плохо. Джек Абрамович, однако, сохранил и приумножил свой бизнес, вырос в провинции, она закалила и сделала осторожным.
Джек - самый креативный тип. Чаще всего встречается Улыбчивый Джек. Реже он молчит и смотрит в пол. Большая часть книг по философии, психологии, математике написана Джеком: Андрей Сахаров, Владимир Арнольд, Андрей Платонов, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Мандельштам, Солженицын, Марина Цветаева, Андрей Вознесенский. Иммануил Кант, Франц Кафка, Антон Чехов, Бергсон, Сартр, Ницше и Гитлер.
Трудно после таких фамилий переходить к современникам. Лучше вспомним композиторов, музыкантов: Тихон Хренников, Мстислав Ростропович, Людмила Пахмутова, Константин Щедрин, Шнитке, Эдуард Артемьев.
Если прочитать описание В. Деглина поведения людей с выключенным правым полушарием (после электросудорожного припадка), то мы увидим, что во многом оно напоминает поведение в жизни тревожного, но очень продуктивного в своей деятельности Джека, создающего теории, пишущего длинные книги или просто много перемещающегося по Свету. В соционике это В. Ермак, Г.А. Шульман, Семен Чурюмов. Таков герой Достоевского, который разматывает длинную нить повествования, его персонаж идет вдоль канала, потом поднимается по лестнице, вступает в длинную, тревожную беседу, снова движется. В творчестве писателя, в его персонажах часто отражен тип автора. Достоевский - Джек.
Толстой и Достоевский.
Толстой правополушарный Робеспьер, Достоевский - левополушарный Джек, оба рациональны. Я приведу письмо из своей частной переписки, где сравнил этих писателей. Но прежде замечу, что такова же следующая пара, создатель всевозможных систем - Платон и его ученик, развернувший во всех деталях длинные логические цепи своих учений - Аристотель.
Письмо.
Дата: 19 сентября 2010 г. 22:17
Тема: павлов карамазов толстой достоевский
Иван Павлов (еще молодой) размышляет в письмах своей невесте Серафиме Васильевне об одном из братьев романа Достоевского. Сам Достоевский типа Джек, он плетет длинные нити поведения своих героев, не вылезая из нор своих романов, которые все - клубки, связки, мотки из больших фрагментов поступков, монологов, диалогов. Каждый роман сверху - система нор. И герои его очень часто Джеки, как какой-нибудь князь Мышкин, деликатен, бубнит что-то ему одному понятное, в глазах других то ли гений, то ли больной. А Братья Карамазовские разные, во всяком случае так автор хотел, Алеша, тот что монах, тоже Джек, почти князь Мышкин, следы автора (который, напомню, Джек) в каждом, поэтому брат Иван, замышленный как Робеспьер (верхняя плоскость) привлек внимание Ивана Павлова (который сам - Робеспьер). Но следы Джека в Иване Карамазове мешают, вот Павлов и сердится:
< < Основа натуры или по крайней мере данного состояния Ивана Карамазова та же, что и моя. Очевидно, что это человек ума, ясного знания, враг всякого восторга, минутного увлечения, непосредственного поступка, вообще чувства. Ум, один ум все ниспроверг, все переделал> > .
Исписав на эту тему не одну страницу, Павлов сердился: < < ...плохо, черт подери! Что ни пишу, никогда не могу быть довольным. Поговорить бы!> >
Другое дело Толстой. Он тоже расскажет о поведении своих героев, но через описание общей картины, через состояние их внутреннего мира (у Достоевского внутренний мир сквозит в поведении героев). Недаром Бондарчук в фильме Война и Мир нашел адекватный мироощущению Толстого взгляд, снимая много сцен с вертолета. А у Достоевского (вспомним последние сериалы) герои все бегают, бегают, через одну нору пробегут, там другая.
Великая женщина Гиппенрейтер, великая прежде всего тем, что, всю жизнь, будучи профессором МГУ, написав книгу (докторская диссертация) Движения человеческого глаза в 1974 году, так вот, великая тем, что ничего не знала всю жизнь о ключах доступа в НЛП (видимо, считала это чепухой), знала, пожалуй, книжки то об НЛП она, конечно, читала даже в те далекие годы, пошла на старости лет, на пенсии, обучаться этому искусству. Не знаю, правда, чему научилась. Она - Джек, содержание нор, по которым бегает, описывает блестяще, но общую картину с вертолета, уже не расскажет, она для нее на втором месте. Но она настолько чуткая и проницательная, что в своем знаменитом учебнике для 1 курса по общей психологии, рассказывая о 2-х основных этапах, которые психология прошла как наука, посвящает им 2 главы. 1-я глава - Сознание, внутренний мир, душа, так поначалу развивалась психология, сопровождается огромными цитатами из Толстого. К концу 19 века, развиваясь в рамках самонаблюдения и интроспекции, психология зашла в тупик. 2-я глава - возникшая уже в 20-м веке психология поведения, стала экспериментальной наукой, которая следит за реакциями того, кто бегает, как белка в колесе или в норе. В книге этот взгляд сопровождается сплошными цитатами из Достоевского. Пол века физиологи (психологи) гоняли крыс по лабиринтам, тот же Павлов собак мучил, изучая их рефлексы. Но Павлов стремился к созданию общей картины (он сверху, статик, Робеспьер). Гиппенрейтер не противопоставляла Толстого и Достоевского. Она еще не знает, что они разных типов. Но ее чутье все поставило правильно на свои места: Толстой, статик, 1-я глава ее учебника, первый этап развития психологии, общий взгляд, самонаблюдение. Достоевский, динамик, 2-я глава, наука о поведении.
Два разных взгляда ограниченного человеческого сознания на мир. Только дополняя друг друга, они дают объективную картину. А каждый этап развития науки несет на себе отпечаток, след, тень того, кто был в тот период главным вьючным мулом.
Несколько слов об отношениях, дополнении, дуальности.
Наши наблюдения показывают, что для человека правополушарного все правополушарные будут вызывать со временем нарастающее непонимание, недовольство и отталкивание, а все левополушарные кажутся и являются приветливыми. Однако, с людьми из твоего клуба неизбежно соперничество, напряжение и конфликт. Уберем из рассмотрения 2 левополушарных типа твоего клуба. Оставшиеся 6 левополушарных типов дополняют либо по одной функции, либо по двум, среди них и дуальные отношения. С каждым из этих 6-ти типов возможны дружеские отношения, однако, для брака желательно дополнение по интуиции - сенсорике. Аналогичная картина для левополушарных.
Замечания о стиле автора этих строк.
Теперь можно посмотреть на тот способ создания текста, который я продемонстрировал (не намеренно) при написании этого материала. Мы видим, что я не вью длинную нить текста, а вытягиваю из себя небольшие ниточки, короткие шнурки (текст все равно остается последовательностью, "суксессивной" деятельностью) и перепрыгиваю с одного фрагмента на другой, чтобы показать всю картину, весь экран в моем правом полушарии, так оно работает. Правое заставляет левое плести нить повествования, затем в нужный момент совершает скачок на другую выбранную тему, левое, под его контролем, тянет очередную нить, пока не закончится сканирование всего экрана в правом. Так работает правое полушарие ИЛЭ при создании текста, очень мало текстов им создано, потому что механизм - затратный, не самый естественный, в отличие от левополушарного ЛИЭ, который завалил всех своими толстыми книгами, делает это легко, без устали и остановки. Как работает зеркальный моему типу ЛИИ пусть расскажут другие. Когда этот анализ будет грамотно проведен, постепенно станет понятно, как взаимодействуют полушария у четырех разных представителей одного клуба
(4 темперамента Гуленко), вот тогда умудренные в психофизиологии мастера смогут сопоставить разные измеренные характеристики 4 типов, объективно разделенных по поведению и способностям наблюдателями над типами. И возникнет под всем хаосом типов психофизиологическая база, которая будет базой и под всей психологией. Читайте лекции В. Деглина об унилатеральных припадках, химерах сознания и отрыве левого полушария от реальности. Спешите за Нобелевскими премиями, господа.