Наконец вышла из печати наша (Рабочая группа по соционике СПб) книга по семантике информационных аспектов.
"Фокус-группа (резонансная группа) по аспекту сама проверяла лексику, и главенствующим принципом отбора был принцип «лучше меньше, да лучше». Другими словами, если у группы слово или словосочетание вызывало затруднение или споры, такая лексика не учитывалась в дальнейшей работе.
Несомненно, это исследование – еще один шаг к становлению соционики как научной дисциплины, где одним из критериев научности является воспроизводимость экспериментов. Для этого мы подробно описали методику и результаты нашей работы".
"Наиболее ценной частью нашей работы являются словари по каждому из восьми рассматриваемых информационных аспектов. В этих словарях отражена современная лексика носителей русского языка, проживающих в северо-западном регионе РФ. Мы постарались сохранить именно живую речь, что, надеемся, не останется без внимания.
Думается, данное издание позволит выйти на качественно иной уровень диагностики и верификации версий ТИМов тестируемых. Полученные словари позволяют анализировать любые тексты, письменную и устную речь, существенно упрощается автоматизированный (компьютерный) анализ и диагностика. Надеемся, это кардинально изменит практику определения ТИМа и позволит увеличить сходимость версий у социоников из разных соционических школ."
В Москве книга будет продаваться, как только я её получу машиной из Питера. Очевидно, это будет в следующую среду, 12 июля. 4 августа я её думаю привезти в Ростов. В Харьков отправлю до отъезда из Москвы в конце июля. У меня будет большой график поездки по югу России и по Украине на 2 месяца, книги будут с собой. В Киеве она будет продаваться во время конференции 16-22 сентября.
Изучение аспектов в широком смысле слова – область, куда практически «не ступала нога соционика», и над которой еще предстоит долго работать. Даже и с более-менее описанными в соционической литературе аспектами ситуация несколько парадоксальная. С одной стороны, содержание аспектов воспринимается как нечто общеизвестное, на нем строится определение типа. С другой стороны, между социониками есть масса разногласий, иногда мелких, иногда более существенных.
Во многих случаях содержание аспектов выведено из модели и ничем не проверено: предполагается, что должно быть так. При этом каждый автор, пишущий книгу по соционике, дает свое описание аспектов, но практически никто из них не ссылается на экспериментальные данные. Авторам известно крайне мало экспериментов по проверке и уточнению наполнения аспектов [17]. Данная работа частично восполняет этот пробел, оставленный нашими предшественниками.
Володя, книга вышла! Поздравляю! Теперь вопрос - где будет встреча с автором)? Куда подъезжать? Или об этом будет дополнительная информация? Все, кого я своими слабыми силами) привлекла к соционике, а такие есть - тоже ждут ее! Моих знаний объяснить аспекты не всегда получается, поэтому в качестве учебного пособия - очень ждем твою работу! Если заявки принимаются - мне штук пять бы экземпляров.
Представление книги будет на Зверинской 7/9, 23 июля (воскресенье) в 12 часов. Будут Мальская Екатерина Николаевна, Стоялова Милена Леонидовна и я. Около часа будет рассказ о нашей работе, а потом - слайды!
как я понимаю - вход свободный? Спасибо за информацию. И все же, вдруг количество книг будет ограничено - зарезервируйте, пожалуйста, если не сложно - мне пять штук. Если по каким-то причинам нельзя - то хоть одну!)
Важливо Особенности аспектного восприятия заключаются в разной степени осознания тех или иных объектов/явлений и выборе языковых средств для их описания. Явления, осознаваемые человеком, могут описываться эквивалентными по смыслу, но не по значению высказываниями из разных аспектов. Таким образом, семантические поля отдельных аспектов могут содержать как уникальные значения, так и перекрывающиеся.
Поясним на примерах. Язык «сенсорики ощущений» дает больше возможностей для описания телесных состояний и процессов. Семантическое поле этого аспекта включает в себя множество уникальных значений для их тонкого различения.
Однако эти же телесные процессы приблизительно могут быть описаны и на языке «логики систем» («геометрия» тела: «сыта выше крыши», «ноги мокрые по самую развилку»), и на языке «этики эмоций» (когда внутри что-то «ухает», «екает», «поднимается» и «ойкает»), и на интуитивном языке, метафорически («в голове туман»). В других случаях, используя язык интровертной сенсорики, язык телесности, можно описывать, например, географическую карту или движение планет вокруг Солнца.
Поэтому важно слушать не только то, о чем говорит человек, но и как и какими средствами он это делает. Таким образом, мы существенно расширяем себе возможности для диагностики. Не обязательно задавать прицельные вопросы о кастрюлях, о болезнях, о том, любит ли он фэнтези и как относится к туризму. Меньше риск принять личную историю за типологическую структуру. Можно задавать любые вопросы, разговаривать с человеком на любую интересующую его тему (хоть о политике, хоть о двоюродной тетке).
*растерянно* А что делать, если человек сначала думает и только потом говорит?
Я конечно понимаю, что подавляющее большинство людей предпочитает спонтанное говорение, когда слова подсознательно срываются с языка.
Но ведь встречаются еще порой наивные чукотские юноши, который используют язык для выражения мыслей.
В розницу для Москвы осталось только около 20 книг. Остальное разносится в магазины - Домкниг и Медкнига, а также я кидаю вперед себя в дорогу. Кто сейчас не подсуетится, рискует остаться без книги до октября, когда я вернусь из большой поездки.
Да, вот я тоже так думаю. Многие из нас подхватывают словечки друг от друга и в результате очень похожа у людей и лексика и жестикуляция. Особенно лексика.
Мы будем говорить исходя из того чем эти аспекты у нас нополнены (исходя из наполнения функции по аспекту). А вот в наполнении как раз у сенсорика может быть полный лексикон родителей-интуитов, а не пара фраз.
Не совсем понятно, как словарь может подтвердить ТИМ. Каковы критерии? Полнота использования словаря в неком тексте (а какова норма и может ли она быть)? Процентное соотношение по аспектам (значит ли это, что надо анализировать большой объем текстов на разные темы, а то ведь если речь шла про вкус картошки, там у всех будет БС в том или ином отношении)? Может, эээ-э, чувство этого самого резонанса надо отслеживать при прочтении работы? Или это внутренняя Ваша методика срого по полноценным фокус группам (ну, может, не внутренняя, а для практикующих соционических центров)?
С одной стороны - большой и фундаментальный труд. Авторы молодцы, что так постарались.
С другой - смахивает на монографию типа "Влияние лунного света на бараньи яйца". Конечно, полезно, но, видимо, для весьма узкого круга специалистов... (Остальным и без этого всё понятно).
Люди миллионы лет без неё жили, и ещё миллионы лет прожили бы.
Профессионалам от соционики хотелось бы, чтобы люди разуверились в своих природных способностях разбираться в людях, и за советом по каждому поводу бежали бы к ним на приём (или хотя бы раскупали книжки).
Непрофессионалам хотелось бы, чтобы соционические знания были более доступными (по языку, по способу подачи и по общечеловеческой понятности), чтобы они легко интегрировались в коллективное сознание.
Есть немало "народных" (читай - проверенных веками и бесплатных) способов выяснения отношений между различными типами людей, действуют они довольно неплохо (иначе не было бы счастливых людей и семей в истории человечества).
А что до уверенности - то интуиты часто бывают уверенны и в таких вещах, которые им формально не слишком понятны. На то и интуиция.
Из Вашего ответа следует, что Вы расматриваете соционику только как средство выяснения отношений между людьми, как способ разобраться в другом человеке. Но это же не совсем так. Если Вам так милы "народные" средства, то что Вы вообще делаете на подобного рода ресурсах?