Исходя из Модели А видно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны.
Иначе говоря, человек не универсален - что-то у него получается лучше, а что-то ему не дано.
Однако, для нормальной жизни необходима реализация всех аспектов, а такое возможно только в дуальной паре.
Каждому человеку необходим дополняющий его партнер - дуал.
Дуальные отношения - наиболее комфортные. Их еще называют отношениями полного взаимного дополнения. Эти отношения являются самым главным открытием соционики. Это как раз то, о чем пишется в Библии: "Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему" (2 Быт. 18). В дуальном контакте партнеры органично дополняют друг друга, причем происходит это самым естественным образом: то, что для одного из дуалов - обычное дело, другого восхищает и принимается им с огромной благодарностью.
Впрочем, принимать дуала за "волшебную палочку-выручалочку", которая способна решить все проблемы, не стоит. Эти отношения становятся по настоящему гармоничными, только если дуалы к этому стремятся. И, в отличие от остальных видов отношений, это взаимное стремление дает наибольший эффект
На примере пары Штирлиц - Достоевский, рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в дуальных отношениях.
Главная функция Достоевского - этика отношений, представители этого типа прекрасно разбираются в отношениях между людьми, умеют приспособиться к эмоциям другого человека, сопереживать, снять эмоциональное напряжение, успокоить. У
Штирлица этика отношений является 5-й (внушаемой) функцией. Это означает, что он с удовольствием выслушивает мнение
Достоевского по этому поводу, а также с огромной благодарностью реагирует на его душевность и чуткость.
Аналогично, Достоевский нуждается в советах Штирлица
по аспекту деловой логики, а деловой подход
Штирлица к любой проблеме просто приводит Достоевского
в восторг.
В то же время, Достоевский никогда не давит на 4-ю (болевую) функцию
Штирлица - интуицию времени, действия по этому аспекту у
Достоевского происходят бессознательно: нужные решения принимаются им в нужный момент, но внимание на этом никогда не акцентируется. То же самое мы видим в отношении болевой функции
Достоевского - волевой сенсорики. У
Штирлица волевая сенсорика занимает 8-ю функцию, она проявляется бессознательно и поэтому не "давит" на болевую функцию
Достоевского.
В данном примере мы рассмотрели
взаимодействие только 2-х пар функций,
однако подобным образом можно проследить,
как взаимодействуют и остальные функции, в
общем, можно сказать, что сила и характер
проявления любого аспекта у одного из
партнеров в дуальных отношениях всегда
адекватны запросу по тому же аспекту у
второго партнера.
Аналогично можно проанализировать взаимодействие в остальных дуальных парах.
Все эти отношения можно проанализировать исходя из Модели А. Для контраста рассмотрим как происходит взаимодействие в наименее комфортных отношениях - отношениях конфликта.
На примере пары Штирлиц -
Есенин, рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в
конфликтных отношениях.
Главная функция Есенина - интуиция времени, это мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. А поскольку у
Штирлица интуиция времени является болевой функцией, то такой подход
Есенина к жизни его крайне раздражает и выводит из равновесия.
Штирлиц просто не понимает, считает не нужным и неправильным "оторванность
Есенина от жизни", старается переделать Есенина, что неизбежно приводит к конфликту.
У Есенина болевая функция - деловая логика, поэтому ему трудно ужиться с теми, кто заставляет его трудиться в несвойственном ему ритме, он всегда надеется на снисхождение и поблажки, не выносит упреков в неорганизованности и недисциплинированности. Поскольку деловая логика - главная функция
Штирлица, и главное для человека этого типа - "чтобы все трудились и работали", то на этой почве также всегда возникают конфликты с
Есениным.
Внушаемая функция Штирлица - этика отношений, и поэтому ему очень необходимы чуткость и душевное участие партнера, а у
Есенина этика отношений проявляется неосознанно (8-я функция), в результате
Штирлиц чувствует себя непонятым и неудовлетворенным.
У Есенина внушаемая функция - волевая сенсорика, такой человек очень нуждается в "сильной руке",
Штирлиц же не может активно проявлять волевую сенсорику, т.к. это его 8-я функция, поэтому
Есенин без твердого руководства неорганизован и несобран.