Соціонічний форум

Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Соціонічний форум » Соціоніка Флуд заборонено » Стaтья: Периодизация развития мышления в рамках Модели А

 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 
Автор

Стaтья: Периодизация развития мышления в рамках Модели А


Vera_Novikova

"Гекслі"
ВЕЛФ
Москва

Дописів: 1568
Важливих: 119
Флуд: 1%
Анкета
Лист
Важливо

Новикова В. Ю.


Периодизация развития мышления в рамках Модели А.

Вопросы психического развития активно исследуются отечественными и зарубежными специалистами разных областей (педагогами, психологами, психофизиологами). Возрастная периодизация существенно разнится и по количеству выделяемых периодов, и по возрастным границам, так как разные авторы принимают за основу разные критерии.
Очевидно, что для анализа психического развития в рамках Модели А, наиболее подходит возрастная периодизация, в основе которой заложены критерии, согласующиеся с соционическим понятием информационного метаболизма.
В соционике информационный метаболизм - это процесс восприятия, усвоения, обработки и передачи информации психикой человека, а также построения самой психики [7].

В свете этого определения наибольший интерес для анализа представляет категория мышления как механизма, обеспечивающего усвоение, обработку и подготовку информации для передачи и та возрастная периодизация, которая в качестве критерия выбирает параметры мышления и интеллекта.
В психологии используется два определения термина мышление: в широком и узком специальном смысле. В широком смысле мышление - это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле - как процесс решения задач [3].
С точки зрения соционики, процесс познания и процесс решения задач происходит в соответствии со структурой Модели А ТИМа. Однако психологи отмечают процесс качественного развития мышления детей в сторону все большего усложнения структуры и возможности мыслительных операций. При этом разные специалисты называют различные детерминанты этого процесса: физиологические и генетические (Ж. Пиаже), социально-культурные (Л. С. Выготский).
А. В. Запорожец придерживается мнения, что созревание биологических свойств организма, не будучи движущей силой, создает предпосылки для возникновения психологических новообразований, в частности, в механизме мышления. "Так, например, пока не наступит интенсивное созревание ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга, ребенок не в состоянии овладеть отвлеченным мышлением и волевой регуляцией поведения, когда же оно происходит (в дошкольном возрасте) — он усваивает эти способности". В то же время, отмечает А. В. Запорожец, усиленное функционирование новых способностей, которое обычно поддерживается внешней социальной средой, стимулирует дальнейшее биологическое созревание соответствующих структур головного мозга, включая биохимические и морфологические их особенности [5].
Такой подход подчеркивает значимость и взаимозависимость внутренней и внешней детерминант в процессе развития мышления и необходимость учитывать оба фактора в исследовании соционических закономерностей развития психики в рамках Модели А.



Рейтинг: 8.3, Голосів: 10.
Оцініть статтю:   10 - найвищій бал

11 відвідувачів подякували Vera_Novikova за цей допис
 
25 Вер 2010 00:37
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

exponenta
"Драйзер"
ФВЛЕ
Одесса

Дописів: 5
Анкета
Лист

правильно ли я поняла, что вопрос о типировании ребенка может начинаться не ранее 6 лет, а лучше - в период после 12 лет, когда уже явно обозначены маломерные функции?


Всегда поступай по совести - это некоторым людям понравится, а остальных удивит (с)
 
25 Вер 2010 10:23
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

Vera_Novikova

"Гекслі"
ВЕЛФ
Москва

Дописів: 1571
Важливих: 121
Флуд: 1%
Анкета
Лист

25 Сен 2010 11:23 exponenta писав(ла):
правильно ли я поняла, что вопрос о типировании ребенка может начинаться не ранее 6 лет, а лучше - в период после 12 лет, когда уже явно обозначены маломерные функции?



Я бы немного не так ставила вопрос. Речь идет о том, что для разного возраста хороши разные методы типирования. До 12 лет лучше не опираться на мерность функций, а типировать по дихотомиям. Ту же вертность, например, у маленьких детей уже хорошо видно...

4 відвідувача подякували Vera_Novikova за цей допис
 
25 Вер 2010 10:30
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

exponenta
"Драйзер"
ФВЛЕ
Одесса

Дописів: 6
Анкета
Лист

"Этот вывод лег в основу эксперимента по исследованию параметров информационного метаболизма школьников. В нем было задействовано 90 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет [9]. Методом исследования стал Тест аспектных метафор, который подразумевает оценку параметров обработки информации по аспекту непосредственно внутри системы информационного метаболизма типируемого"

интересно, как может выглядеть Тест аспектных метафор для детей такого возраста?
Всегда поступай по совести - это некоторым людям понравится, а остальных удивит (с)
 
25 Вер 2010 10:34
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

Vera_Novikova

"Гекслі"
ВЕЛФ
Москва

Дописів: 1572
Важливих: 121
Флуд: 1%
Анкета
Лист

25 Сен 2010 11:34 exponenta писав(ла):
"Этот вывод лег в основу эксперимента по исследованию параметров информационного метаболизма школьников. В нем было задействовано 90 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет [9]. Методом исследования стал Тест аспектных метафор, который подразумевает оценку параметров обработки информации по аспекту непосредственно внутри системы информационного метаболизма типируемого"

интересно, как может выглядеть Тест аспектных метафор для детей такого возраста?

https://socionika.info/thread/14418.html

1 відвідувач подякували Vera_Novikova за цей допис
 
25 Вер 2010 10:36
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

chunch0_barabanschik
"Єсенін"

Саратов

Дописів: 374
Флуд: 8%
Анкета
Лист

... А как Ваша теория, как бы это сказать пересекается с гипотезой Ермака о наполнении функций в процессе онтогенеза?
у него вроде как на "наполнении" функций всё завязано с теми же возрастными периодами, а у Вас упор на открытие мерностей? так же?
Мысли, написанные с грамматическими ошибками, невозможно воспринимать как умные
 
25 Вер 2010 16:34
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

Vera_Novikova

"Гекслі"
ВЕЛФ
Москва

Дописів: 1579
Важливих: 121
Флуд: 1%
Анкета
Лист

25 Сен 2010 17:34 chunch0_barabanschik писав(ла):
... А как Ваша теория, как бы это сказать пересекается с гипотезой Ермака о наполнении функций в процессе онтогенеза?
у него вроде как на "наполнении" функций всё завязано с теми же возрастными периодами, а у Вас упор на открытие мерностей? так же?

Да никак не пересекается. А должно?

Я формулирую видение процесса развития на основании своих наблюдений и анализа психологической литературы. Кроме того, провожу исследования для подтверждения своей гипотезы. Она подтверждается.

 
26 Вер 2010 12:54
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

chunch0_barabanschik
"Єсенін"

Саратов

Дописів: 375
Флуд: 7%
Анкета
Лист

26 Сен 2010 13:54 Vera_Novikova писав(ла):
Да никак не пересекается. А должно?

Не я конечно надеялся что Ваше исследование опровергает его гипотезу но похоже они не взаимоискючающие (я просто не понимаю понятия "наполняемости" фу-й)
Мысли, написанные с грамматическими ошибками, невозможно воспринимать как умные
 
26 Вер 2010 15:08
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 

luano

"Достоєвський"
ВЕЛФ
Москва

Дописів: 515
Важливих: 1
Флуд: 2%
Анкета
Лист

Вера, поздравляю! Очень хорошее исследование - имею ввиду обе статьи.
А какие-нибудь еще эксперименты для практического исследования по данной теме планируются? Или вообще - помимо ТАМ какие еще инструменты измерения мерности могут быть применимы в таких экспериментах?
Если МНЕ хочется - сбудется!
 
3 Жов 2010 21:07
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 
Зараз у темі:
 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 

Соціонічний форум » Соціоніка Флуд заборонено » Стaтья: Периодизация развития мышления в рамках Модели А

Форма для швидкої відповіді


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 18 Тра 2024 12:37




© 2004-2024 Віталій Воробйов Адміністратор